В дни Великого поста чаще всего вспоминается подъём в Сорокадневный монастырь на горе Искушения в Палестине. Ехали мы туда через Иерихон – один из самых древних городов мира.
При раскопках археологи обнаружили 23 (!) слоя цивилизации. Нижний относится к VIII тысячелетию до нашей эры. Обнаружены руины городских стен. Скорее всего, тех, что пали от криков людей и громких труб израильских воинов. Отсюда и выражение «иерихонская труба».
Издалека видно гору Искушения (или Каранталь). Суровая, скалистая, она будто нависла над Иерихоном. И где-то высоко-высоко прилепился к скале монастырь. Туда мы и держим свой путь. По дороге заехали в один из местных магазинчиков, славящийся королевскими финиками, в два, а то и в три раза крупнее тех, которые мы привыкли видеть у себя на рынке. Встретили нас, как обычно здесь, гостеприимно. Широко улыбаясь, подошел хозяин. Первое, что он сказал: «Крым наш!». Оказалось, что учился в России, недавно возвратился из Ростова. Угостил ароматным кофе, необыкновенно вкусными конфетами. Подарил батюшке широкополую шляпу из верблюжьей кожи. На уговоры расплатиться за нее не поддался. Всё приговаривал: «Очень хорошо, пригодится!». И действительно пригодилась.
Солнце было уже высоко и нещадно палило. Оставив автобус у подножия Сорокадневной горы, стали медленно подниматься по закручивающейся серпантином тропе. Пот заливал глаза. Даже сквозь подошвы толстых кроссовок камни прожигали ноги. Нам-то хорошо: где-то там, в рюкзачке, остались финики, а в руках бутылочки, из которых экономно отпиваем по маленькому глоточку. Без этого, кажется, и десяти минут бы не продержались. А Иисус Христос жил в этой самой пустыне сорок дней, искушаемый сатаною. Молился и постился. Да, Он мог бы превратить здешние камни в хлебы. Сможет же Он через несколько дней семью хлебами накормить пять тысяч человек, ещё и останется, как гласит Евангелие, «семь корзин кусков». Но в пустыне Он проживает эти сорок дней как простой человек. И выйдет победителем, посрамив сатану. Тем самым показав, что каждому из нас дарован разум, силы и помощь Божия.
Месяцы прошли, но до сих пор ощущаешь жар той пустыни. До самой души доходит.
…По традиции богомольцы поднимаются в гору в молчании в память о сорокадневном посте Иисуса. И мы идем молча. Да и сил говорить нет. Наконец, добираемся до входа в монастырь. В его стенах прохладно. Можно вволю попить воды. С благоговением прикладываемся к иконам, с особой радостью – к образу нашего Серафима Саровского.
Отдохнув, выходим на выступ скалы, что-то вроде балкона. И дух захватывает от открывающейся красоты. Далеко внизу оазисы Иерихона, река Иордан, ещё дальше – ветхозаветное Солёное (Мёртвое) море…
Спускаемся медленно. Хочется прочувствовать и запомнить, отпечатать в душе каждый миг. Мы идём по той самой земле, где ходил Господь. В пещере на этой горе Он проводил ночи. Ему светило вот это самое солнце. Каждый камень здесь хранит память о Нём.
Вот уже третье тысячелетие сюда приходят томимые духовной жаждой.
Фото предоставлено автором.
Очень интересный рассказ, но как будто неоконченный, ждем продолжения!