На страницах нашей газеты была размещена информация о возможной продаже «с молотка» гарнизонного Дома офицеров. Старожилы помнят, каким был ДОСА лет сорок назад, какими были библиотека, бильярдная, театр, какие крутили фильмы, под какие танцы «зажигали»... Времена давно не те, в последние годы в помещении царило запустение, и на реставрацию его потребуются немалые средства, которых в бюджете, конечно же, не предусмотрено. Но судьба исторического здания никого не оставила равнодушным: всё больше горожан желают принять участие в полемике, откликнулся со своим предложением и писатель Б. Черных. А в субботу в краеведческий музей зашёл необычный посетитель, предоставив редкие фотографии народного театра под руководством М.Б. Морозовой, сделанные известным фотографом И.М. Ламтевым в 1958-1959 гг.
- Ващенко Валерий Дмитриевич, - представился посетитель. - В одном из номеров вашей газеты я читал о народном театре в ДОСА, постановках Марии Борисовны Морозовой. Когда-то и я был «артистом» знаменитого театра, участвовал во многих постановках. Очень рад, что Мария Борисовна поддерживает связь со Свободным, хотелось бы узнать её адрес или телефон. Слышал, что она прислала в дар музею несколько уникальных фотоальбомов с фотографиями участников спектаклей, театральными билетами, а также рецензиями и отзывами в областных газетах. Очень хочется посмотреть.
Узнав, что в субботу фондохранилище музея закрыто, Валерий Дмитриевич немного расстроился, но охотно поделился своими воспоминаниями о народном театре М.Б. Морозовой:
- Учились мы тогда в бывшей 52-й школе. Учительница немецкого языка Мария Борисовна Морозова обладала каким-то особым чутьём, умела отметить талантливых ребят... Мы ставили много, всего и не упомнишь - сколько времени прошло! Выезжали по деревням, давали спектакли - по две постановки. Исполняли популярные в то время песни, показывали акробатические номера. Музыкальное сопровождение - талантливый баянист-самоучка Федя Григорьев (потом он поступил в хореографическое училище в Благовещенске), да и я играл на гитаре. Вот, посмотрите - на этой фотографии нам удалось собраться вместе, всей труппой: Левицкий Александр, Григорьев Фёдор, Ващенко Валерий, Калистратов Виктор, Матрахов Владимир, Мантуров Олег, Поликарпова Альбина, Костенко Люба, Шутко Катя, Карпунина Тамара. Сами готовили декорации, костюмы, дискутировали по поводу сценариев, вносили поправки, дополнения.
Валерий Дмитриевич разложил фотографии на столе.
- Взгляните, какой удачный момент «подловил» фотограф И.М. Ламтев - перед репетицией! Какие вдохновлённые лица... А на этой фотографии Мария Борисовна даёт указания осветителю Владимиру Матрахову (его помощником был Виктор Калистратов) - видно, что осветительные приборы были вполне профессиональными. Или сцены из гоголевской «Ночи перед Рождеством», где я играл кузнеца Вакулу (правда, похож?), Оксану - Аля Поликарпова, Солоху - Катя Шутко, а такого колоритного Чёрта - Олег Мантуров. Работали вдохновенно, не «переигрывали»...
Время быстро пролетело, ребята закончили школу, я уехал в Томск - поступил в топографический техникум. Последний раз с Марией Борисовной встречался в 1968 году в ДОСА, затем вновь уехал. Работал геодезистом, на строительстве ЛЭП... Одно время переписывался с ребятами, в частности - с Альбиной Поликарповой, потом все связи прервались. Теперь - на пенсии, и хотелось бы, чтобы кто-нибудь из ребят откликнулся, а, возможно, связаться с Марией Борисовной, написать. И - главное: узнав из газеты, что ДОСА, скорее всего, пойдёт «с молотка», я готов, если что, поставить свою подпись под воззванием к спасению уникального здания. По области восстанавливают «с нуля» старинные храмы, воссоздали знаменитую Арку, а тут - готовое, приспособленное помещение. Если что - скинемся «с миру по нитке». Пусть в городе будет свой культурный центр!
Я полностью согласен с Валерием Дмитриевичем. Не хотелось бы, чтобы такое здание повторило судьбу железнодорожного больничного комплекса. Конечно, кому-то было бы выгодно разместить здесь сеть мелких магазинчиков-лавчонок, или, выкупив здание целиком, устроить развлекательный центр для толстосумов. Но неужели всё в этом мире измеряется толщиной бумажника?!
Напоследок я поведал Валерию Дмитриевичу о том, что однажды, рассматривая альбомы, присланные Марией Борисовной, мы с заведующей отделом фондов музея Аллой Георгиевной Козлик на одной из фотографий обнаружили на сцене среди реквизита стул с резной спинкой, очень похожий на тот, что давно пылился в хранилище. Оказалось - это именно тот стул - из народного театра! И даже номер на спинке сохранился...
Говорят, что театр начинается с вешалки. А наш возрождённый театр можно было бы начать и с отреставрированного старого стула...