«...Но ты помнишь, как давно, по весне мы на чёртовом крутились колесе...» - именно этой песней когда-то встречал нас железнодорожный парк с его великолепной колоннадой на входе, качелями-каруселями и павильонами с мороженым.
А главной фишкой парка было «чёртово колесо» - гигантское даже по современным меркам колесо обозрения, с вершины которого открывался великолепный вид на Зею...
Всё закончилось в девяностых. Железная дорога избавлялась от «балласта», а результат налицо: заросшие руины, непроходимые дебри, и лишь дорожки с остатками асфальта говорят о том, что здесь когда-то кипела жизнь. Исчезла даже знаменитая скульптура изюбра, у которой так любили фотографироваться наши жители.
И вот - дождались. Впереди реконструкция. А 27 августа эксперты из Агентства стратегических инициатив во время прогулки по заброшенному парку провели беседу с наиболее инициативными свободненцами, старожилами и краеведами о том, каким они хотят видеть любимый парк в будущем.
Невзирая на тучи комаров, задолго до приезда московских гостей у входа в парк собрались те, кому небезразлична его судьба. Всем хотелось поделиться воспоминаниями, многие принесли старые фотографии.
- Пожалуйста, делитесь с нами своими предложениями, воспоминаниями совершенно свободно, - попросил присутствующих Илья Токарев, директор проектов Центра практик качества жизни (АСИ), возглавляющий группу экспертов. - Представляю вам своих коллег: Алиса Баранникова, Агентство стратегических инициатив, Александр Красавцев, заместитель руководителя Центра практик качества жизни (Агентство стратегических инициатив). Всё, что мы услышим и увидим, будем фиксировать и записывать.
- Мы здесь выросли и можем многое рассказать, - в свою очередь обратились к гостям жители. - Мы пойдём по центральной аллее и каждый расскажет всё, что помнит, мы покажем места, где были любимые аттракционы, эстрада, летний кинотеатр и кафе. Кстати, об истории парка может рассказать директор краеведческого музея Нина Владимировна Горобец.
- Парк этот был построен в 1939 году. Однако есть сведения, что, возможно, годом раньше. Строили его заключённые, и парк всегда принадлежал железной дороге, которая отказалась от него в 1992 году. Здесь прошло наше детство, сюда мы бегали на танцы, и то, что парк будет возрождён, для нас чрезвычайно важно. Конечно, он должен стать современным, но какую-то изюминку, что-то прежнее мы должны сохранить.
Все мы помним колесо обозрения высотой больше пятиэтажного дома, аттракцион «Самолёты», комнату смеха. Как и в любом советском парке культуры и отдыха. Но парк этот огромен, воздух здесь чист, открывается чудесная панорама берега Зеи... А главное - всё-таки несмотря ни на что инициативными группами, волонтёрами время от времени здесь наводился порядок, чистились дорожки, проводились спортивные мероприятия, эстафеты. Мы принесли для сравнения подбор фотографий из архива музея. Да, вижу, многие принесли свои снимки из семейных архивов! Это замечательно!
- Нас пригласили помочь сформировать общественное техническое задание на проектирование парка для того, чтобы этот парк был создан не просто архитекторами извне, а чтобы при его реконструкции было учтены мнения, пожелания местных жителей. Это - обязательное техническое условие, - рассказал Александр Красавцев. - Наша задача - сделать парк, как и прежде, любимым местом отдыха свободненцев.
- Финансирование осуществляют несколько источников, - объяснил Илья Токарев, - городской бюджет, региональный бюджет, спонсорские средства и средства федерального гранта. Для Минстроя очень важно, чтобы и жители участвовали в подготовке этого проекта! Мы приедем в Свободный снова в конце сентября для того, чтобы всё согласовать. Это многоэтапная работа...
Прогулка закончилась у косогора, с которого когда-то мы любили встречать восход солнца. Сейчас всё заросло, и пейзаж почти не виден. И лестница-спуск полуразрушена. Да, за какие-то три десятилетия исчезло всё, и работы только по очистке (много деревьев рухнуло недавно, после сильных ветров) - непочатый край. А из аттракционов мы увидели лишь висевшую на длинной верёвке автомобильную покрышку - качели из американских фильмов. Что ж, будем надеяться, что когда-нибудь здесь снова заскрипят качели-лодочки и будет раздаваться детский смех. А пока - пора домой: комары совсем озверели...
На следующий день в актовом зале городской администрации состоялся второй этап сессии - предварительное проектирование совместно с жителями города. На столах были разложены карты парка (фотосъёмки со спутника), на которых, хоть и с трудом, можно было различить аллеи, места бывших построек, аттракционов. И несколько инициативных групп свободненцев должны были представить свой проект благоустройства парка, на который давалось определённое время.
С приветственным словом выступил первый заместитель главы администрации Тарас Мяло:
- Поздравляю с победой нашего проекта реконструкции городского парка в федеральном конкурсе, все идеи, которые были представлены нашими горожанами по его обустройству, будут воплощены. Теперь на очереди и железнодорожный парк. Спасибо вам, и - дерзайте!
- Наша встреча не первая и не последняя, - обратился к присутствующим Илья Токарев. - Вчера мы узнали многое из истории старого парка, и сегодняшние наши цели и задачи - спроектировать в первом подходе то, чем этот парк будет наполнен в дальнейшем, и через месяц у нас пройдёт очередная проектная сессия, на которой мы представим вам проект технического задания и попробуем его дополнить с точки зрения тех сервисов, которые были бы необходимы горожанам, проведём переговоры с местным бизнесом. А сегодня сессия будет состоять из двух частей. Первая - о ключевых ценностях парка: что для вас является самым главным, и чего вы бы категорически не хотели в нём увидеть. И вторая часть - на распечатанных картах парка спроектировать объекты парка, подходы к нему, обустройство автостоянок и коммуникаций. Итак, приступим!
Пожеланий было много, и все они сводились к тому, что, во-первых, необходимо в первую очередь восстановить в первозданном виде знаменитую колоннаду на входе, скульптурные композиции. Это возможно, ведь есть множество качественных фотоснимков. Во-вторых, обустроить смотровую площадку, аттракционы, спортивную зону, а главное - установить на прежнем месте колесо обозрения. Расширить пешеходные дорожки. Максимально сохранить зелёную зону, ценные породы деревьев.
Нужен летний кинотеатр или летняя эстрада. Модернизировать и сделать удобным для людей с ограниченными возможностями виадук, обустроить качественный подъезд к входу парка для автотранспорта, парковочные места. Вспомнили и о летнем кафе «Мечта», и о крытой танцплощадке. О скамейках вдоль аллей, освещении, торговых павильонах (киоск «Пингвин», в котором продавали мороженое). Спуск в сторону пляжа снабдить перилами. Затронули даже вопрос о канатной дороге до берега! Как говорится, мечтать не вредно. Вредно - не мечтать!
По поводу нежелательного - все сошлись в одном: никаких площадок для выгула собак! Защитить парк от вандалов, маргиналов, алкоголиков и наркоманов. Для чего установить по периметру видеокамеры, обеспечить дежурства. Был спор и о мангальной зоне. Кто-то был за, кто-то категорически против. И - никаких проездов на территорию парка авто- и мототранспорта. Больной темой стала северная сторона парка, граничащая со стоком нечистот...
А затем каждому было предложено ощутить себя ландшафтным дизайнером, архитектором, - на карте парка с помощью маркеров, цветных «липучек» требовалось обозначить расположение объектов - аттракционов, игровых зон, велодорожек, помещений для обслуживающего персонала, запасных выходов, автостоянок и даже... обязательных и необходимых для каждого «белых домиков».
Во время презентаций инициативных групп выяснилось, что в основном у проектов много общего, из чего складывалось мнение: все хотят видеть парк в первозданном, хоть и осовремененном, виде. Не перенасыщенным, не перегруженным аттракционами, с беспрерывно орущими динамиками, мешающими наслаждаться выходным днём. Не только с игровой, но и с прогулочной зоной. Одним словом, «парк советского периода».
Но, возможно, не все разделят это мнение. Тем более что на мероприятии присутствовали в основном жители предпенсионного и пенсионного возрастов. Молодёжи было сравнительно мало. Хотелось бы услышать и предложения молодых. Они могут выразить своё мнение по ссылке kbpolis.ru/svobodniy.
Расходились в радостном возбуждении, продолжая спорить о будущем парка... Что ж, поживём - увидим. Может быть, наши внуки вновь пройдут по тенистым аллеям парка, сделают селфи у скульптуры изюбра и смогут оценить красоту нашей природы с высоты чёртова колеса. А пока - вспомнились строки старой песни в исполнении Клавдии Шульженко:
«Мы пришли к тебе, наш старый парк, как на встречу с давним другом».
Фото Анны Прудниковой.
А вообще, конкретно, что вы ребята предлагаете? У вас всё не так, да не эдак. Можно ничего и не делать — посудачили и ладно…
Как круто, ребятам здесь места не нашлось, ну готовьтесь, расчехлят вас даже не по московским ценам, европейским, такое по моему должны местные делать, те кто вырос в этом парке, кого связывают эти места как родные, я его помню ещё с детсада, а этим плевать на все, я же вам говорил что Стрелка мошенники, а этих кто проверял по линии Убэп, ездил кто смотрел что они до этого сделали, только не на бумаге, без этого ничего нельзя делать и не делают, нужно смотреть что и как делали до… Остаётся загадка как в СССР город сам мог что то делать, я ещё раз вам напоминаю, Москве до вас плевать, от слова — вообще. По личному опыту даже камеру видеонаблюдения или тревожную кнопку не доверяю поставить, пока мой человек не поедет и не посмотрит как контора до этого и что сделало и как работает. Будьте бдительны, в России кривой капитализм,блатной и полицайский.
сам защищал это д*рьмо в 1993 а теперь ноешь. Мы и без тебя все это знаем, вумнек
Толчок строительству города дало использование бесплатной рабочей силы зэков. Парк железнодорожников тоже ведь они строили. Потом уже город начали строить как промышленный узел и базу снабжения золотодобытчиков. А когда все захирело, выяснилось, что своих то строителей и нет. Малоэтажное строительство только могли потянуть. Промышленное — нет, высотки — нет, строить дороги и сети — в ограниченных масштабах. Поэтому и строят теперь снова отовсюду приезжающие
А в этом парке есть ещё тополя…
Были!
Без москвичей казнокрадов никак не обойтись? Ценники приближенные к московским, куда нашему провинциальному городку за ними гнаться? Москва только и хочет баба срубить.
«все сошлись в одном: никаких площадок для выгула собак!»
— а с мэром посоветовались?!
«Расширить пешеходные дорожки. Максимально сохранить зелёную зону, ценные породы деревьев.»
— будем посмотреть…
я уже наблюдал «возрождение» городского парка — бесконечные вливания, толку нету.
так там был обычный распил, спрятанный под маской развития.
а то мы без московских х….сов сами бы не разобрались что нам надо и как
ЖД парк всегда был намного уютнее и лучше городского, надеюсь его таким и сделают, дай Бог…
жители может и хотят восстановить красивый парк, а эти люди по большей части хотят попилить и бабло и деревья, а это ни есть правильно.
И полетели московские мухи… Ближе нет агенств ?
Так с Москвой, видимо, пилить удобнее, без посредников напрямую…
Маша, для чего гаспадин к. и был поставлен