13 сентября во Дворце культуры состоялась встреча со столичными актёрами - свободненцам была представлена мелодрама режиссёра Владимира Моташнёва «Близость», поставленная по пьесе английского драматурга, лауреата Нобелевской премии Гарольда Пинтера «Предательство».
Полумрак, минимум декораций. Глухой стук, напоминающий всё убыстряющийся стук сердца... Из мрака - голос от автора и главного героя: «В этой истории нет правых, нет виноватых. Поступки, которые они совершали, мы покажем в обратном хронологическом порядке. Поможет ли это обернуть время в нашу пользу - не знаю. Узнаем в начале конца».
На стене - силуэт окна, который постепенно превращается в сменяющийся ряд чёрно-белых фотографий. Он и она. Случайная (или неслучайная) встреча спустя много лет?
- Здравствуй.
- Здравствуй.
- Как жизнь?
- Нормально...
Разговор ни о чём, но видно, что герои в страшном нервном напряжении. Кажется, стоит чиркнуть спичкой - и раздастся взрыв страсти! Фраз мало, но мимика, жесты, пластика эротичного танца - всё говорит о рвущихся наружу скрытых чувствах. Всё понятно без слов. Но события разворачиваются в обратную сторону! Каждое следующее действие уносит нас в прошлое, чтобы добраться до сути.
Скандал на съёмной квартире, которую любовники сняли, чтобы тайно встречаться. Но встречаются всё реже и реже - страсть угасает. И у неё, и у него семьи, дети. Выплёскиваются все обиды, всё, что накопилось в душе. Всё это в какой-то мере заглушается с помощью спиртного, и видно, что впереди - развязка, не сулящая ничего хорошего.
Объяснения главного героя - Джерри - с мужем Эммы (Татьяна Арнтгольц, Роман Маякин и Андрей Чадов), и понимание того, что тот обо всём догадывался. Ни криков, ни мордобоя. Это не российская глубинка. Тут всё гораздо сложнее и запутаннее, классический треугольник. Думаю, именно так подумали наши обыватели перед антрактом... Одним словом, «богатые тоже плачут».
Ещё один скачок во времени назад. Два друга. Дружат с давних лет. У одного из них семейная лодка дала трещину, разбившись о быт. Безразличие со стороны мужа, итог - страсть между Эммой и... другом мужа - Джерри. Большего предательства представить трудно. Предательство и семь лет обмана. Дети растут, никто не становится моложе. Герои запутались в своих поступках и чувствах. Вспышки ярости, выяснения отношений, разбрасываемые по сцене мебельные кубы-трансформеры, стойка с бутылками элитных вин, растущее равнодушие. Остаётся только ожидание развязки и одиночества. Жуткой, пугающей пустоты.
И - эпилог. А точнее - начало. Юная влюблённая пара, их поздравляет давний друг, впереди - только хорошее, и никто даже представить не может, что произойдёт через несколько лет. История о «женщине, которую я полюбил, и которая была женой моего бывшего друга».
Великолепная хореография, тщательно подобранная музыка, слаженная, искренняя игра актёров держали в напряжении от начала до конца. Сюжет не нов, но в такой необычной временной хронологии он воспринимается совершенно по другому, и каждый задаётся вопросом: почему, в каком месте всё пошло не так? Можно ли было всё исправить? Отмотать киноплёнку жизни назад? Думаю, в зрелом возрасте каждый прокручивает свою жизнь в обратном порядке, задавая себе тот же вопрос - кто виноват? Что делать? Но наше прошлое - только в нашей памяти. Как и наши ошибки, которых не исправить.
Бурные аплодисменты, поклон, цветы от восхищённых зрителей. Думаю, что в сюжете есть сходство с очень сильной постановкой в исполнении двух актёров - Фаины Раневской и Ростислава Плятта «Дальше - тишина» по роману Д. Лоренс «Долгие годы». Встреча через много лет.
Нам с фотокором удалось перекинуться парой фраз с исполнительницей роли Эммы - Татьяной Арнтгольц.
- Как вас встретил наш город, как вам сцена обновлённого Дворца культуры?
- Я могу ошибиться, но, по-моему, я уже бывала в вашем городе со спектаклем «Двое на качелях». По крайней мере, ребята из технической группы говорят, что мы тут уже были! Хорошая встреча, душевные люди...
- Такой необычный антрепризный спектакль... Несколько гротескный. Может быть, есть шанс получить призовое место в рамках фестиваля «Амурская осень»?
- Нет, мы не думаем об этом. Мы просто любим этот спектакль и играем в нём с удовольствием!
- Если честно, постановка «задела». Может быть, не всех, для кого-то сюжет сложноват. Но к судьбе героев, думаем, никто не остался равнодушен.
- Значит, мы играем не зря! Это радует. Спасибо.
- Вспомнилась сцена из известного романа Р. Роллана «Кола Брюньон», где главный герой встречается с первой любовью, которую не видел лет тридцать. Такие же фразы: «Ты об этом вспоминаешь?» - «Нет, я об этом никогда не вспоминаю!». И - как вздох: «Брюньон, поцелуй меня!»...
- К сожалению, не читала, но очень похоже!
- А в итоге жаль всех, жаль прошедшие годы и ошибки юности.
- Да, и поэтому в начале пьесы мы прямо говорим о том, что здесь нет ни правых, ни виноватых. А что касается зрителя - мы верим, что он нуждается и в таких историях. Не только в фарсе, но и в мелодрамах, трагедиях. Ведь всё это - жизнь.
Фото Анны Прудниковой.