30 ноября в актовом зале администрации прошли публичные слушания по проекту городского бюджета на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов.
Стоит отметить, что в этом году слушания вызвали большой интерес - в них приняли участие руководители и специалисты администрации, депутаты городского Совета народных депутатов, руководили предприятий и организаций, представители общественных организаций и жители всех микрорайонов Свободного. Зал оказался полон.
Участников публичных слушаний приветствовала первый заместитель главы администрации Марина Будник и председатель городского Совета народных депутатов Андрей Мирошин.
Вела заседание Марина Владимировна, которая объяснила порядок и регламент проведения слушаний. Она же озвучила прогноз социально-экономического развития муниципального образования «город Свободный» на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов.
Перед этим выступил председатель горсовета, который напомнил в кратком выступлении, что предыдущие два года публичные слушания проводились в заочном режиме из-за пандемии, но теперь свободненцы имеют прекрасную возможность услышать всю информацию о проекте бюджета лично от докладчиков и высказать свои предложения и замечания, которые и отражаются в итоге в рекомендациях слушаний. Также Андрей Андреевич отметил, что следующий год будет непростой, в первую очередь по доходам городского бюджета. Соответственно необходимо распределить и расходы бюджета для наиболее эффективного использования средств на все сферы жизнедеятельности города.
- Всем надо настраиваться на жёсткую экономию бюджетных средств и определять наиболее важные направления и объекты, по которым необходимо решать вопросы в следующем году, - резюмировал председатель горсовета.
Первый замглавы Марина Будник в своём выступлении отметила, что прогноз численности населения города Свободного на 2023 год и последующие два года осуществлялись исходя из оценки миграционной ситуации и числа родившихся и умерших в 2021 году и информации за восемь месяцев 2022 года. Так, в среднесрочной перспективе, к сожалению, положительной динамики в этом направлении не прогнозируется. Данная тенденция в целом соответствует ситуации в Амурской области и ДФО. Согласно прогнозным расчётам численность населения Свободного на начало 2023 года составит 51 тысячу 74 человека. На начало 2024 года эта цифра уменьшится до 50 тысяч 584 человека, на начало 2025-го - до 50 тысяч 199 человек. Но, по словам Марины Владимировны, фактическая численность населения города значительно превышает статистическую за счёт мобилизованных на строительство Амурского ГПЗ и Амурского ГХК, и к 2025 году она составит порядка 62 тысяч человек.
Основная часть мобилизованных специалистов для заводов привлечены из других регионов страны, и данная категория граждан учитывается только по месту постоянного проживания. В связи с этим в постоянную численность города включена только информация по гражданам, зарегистрированным только на территории муниципального образования.
В планируемом периоде прогнозируется увеличение объёма отгруженной продукции предприятий, занимающихся промышленным производством - с 3,2 до 3,8 млрд. рублей. Обусловленное увеличение поставляемых ресурсов (электроэнергии, водоснабжения, водоотведения) планируется за счёт введения в эксплуатацию жилищного строительства, в том числе жилого микрорайона для сотрудников АГПЗ, двух жилых застроек для сотрудников АГХК, Южного микрорайона и предоставляемых ресурсов Свободненской ТЭС.
Строительный сектор города представлен организациями различных организационно-правовых форм, которые выполняют все виды строительно-монтажных работ. На территории города в этом направлении осуществляют деятельность 68 организаций и 133 индивидуальных предпринимателя. До 2025 года объём работ по виду деятельности «строительство» увеличится с 58 млрд. рублей в 2023 году до 84 млрд. рублей в 2025 году.
Планируется, что до 2025 года в Свободном будет завершено строительство здания ЗАГСа, Физкультурно-оздоровительного комплекса с универсальным игровым залом, поликлиники, родильного дома, Детской школы искусств, комплекса очистных сооружений микрорайонов Суражевский, Дубовский, Залинейный. Также будут продолжены работы по приведению в нормативно-транспортное эксплуатационное состояние дорожной сети города.
В прогнозном периоде до 2025 года в соответствии с выданными разрешениями на строительство планируется полный ввод в эксплуатацию объектов комплексной застройки жилого микрорайона для сотрудников ГПЗ, Южного микрорайона, жилых застроек в границах улиц Ленина - М.-Чесноковская - Шатковского - Шевченко и улиц Ленина - Дзержинского - Мухина - Почтамтская.
Наряду с комплексной застройкой остаётся и направление «строительство многоэтажных домов» на отдельных участках, освобождённых от аварийного жилья. До 2025 года планируется возвести 16-этажный многоквартирный дом со встроенными нежилыми помещениями по пер. Механический, 5-этажный дом по ул. Кирова, 98, 9-этажный дом по пер. Парковом, 9-этажный дом на пересечении ул. Лазо - пер. Театральный.
Как проинформировала докладчик, 25 процентов квартир будут направлены на обеспечение жильём детей-сирот, 25 процентов предназначено для переселения граждан из аварийного фонда и 50 процентов квартир - для использования в качестве арендного жилья для работников бюджетной сферы.
Потребительский рынок товаров и услуг города Свободного насчитывает 320 предприятий розничной торговли, 154 объекта бытового обслуживания и 74 предприятия общественного питания.
В указанном периоде прогнозируется, что оборот розничной торговли составит более 6,5 млрд рублей, что составит 127 процентов к 2022 году, и объём платных услуг населению - более 1 млдр рублей (121 процент к 2022 году).
По данным единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ФНС по состоянию на 1 января 2022 года на территории города осуществили свою деятельность 1342 субъекта, в том числе 314 юрлиц и 1028 ИП. В прогнозируемом периоде к 2025 году количество субъектов малого и среднего бизнеса достигнет 1372, обеспечив рабочими местами более 5 тысяч человек.
Среднесписочная численность работников организаций города сократится к 2025 году до 30 тысяч человек. Рост данного показателя не прогнозируется в связи с завершением строительства двух крупных заводов - Амурского ГПЗ и Амурского ГХК.
К 2025 году уровень заработной платы прогнозируется в размере 97,6 тысяч рублей. Рост обусловлен в основном увеличением зарплаты по фондообразующим видам экономической деятельности с высоким уровнем оплаты труда.
По прогнозу фонд заработной платы продолжит уменьшаться с 38 млрд. рублей в 2023 году до 35 млрд. рублей в 2025 году. Снижение показателей обусловлено сокращением числа занятых в прогнозном периоде в связи с завершением строительства заводов.
Прогнозируемая численность безработных, зарегистрированных в службе занятости населения, к 2025 году увеличится до 270 человек, уровень безработицы составит 0,9 процентов. Но этот уровень, как отметила докладчик, самый низкий не только в области, но и в ДФО.
Достаточно жёсткий, но максимально реалистичный сценарий
B докладе начальника финансового управления Татьяны Димoвoй были отражены налоговые и неналоговые доходы бюджета, которые значительно зависят от поступлений ряда крупных газовых налогоплательщиков. В связи со снижением объёма строительства Амурского газоперерабатывающего завода налоговые платежи уменьшатся по сравнению с предыдущими годами.
Проект городского бюджета формировался в непростых геополитических и экономических условиях в соответствии с основными приоритетами бюджетной политики, а именно: увеличением заработной платы, безусловным выполнением всех социальных обязательств, реализацией национальных целей согласно Указам Президента РФ.
- Найти баланс между увеличением объёмов социальных расходов и бюджетных инвестиций - вопрос трудный, решать его мы стараемся в первую очередь с помощью участия в реализации национальных проектов, региональных программ, - отметила начальник финуправления.
Налоговые платежи десяти основных компаний обеспечивают 49,7% доходов бюджета, в том числе 4 компании формируют 27,6% доходов. B итоге, на следующий год бюджет города планируется дефицитным при объёме доходов 3 360,1 млн руб. и расходов 3 481,6 млн руб., дефицит - 121,5 млн руб. На 2024 год планируется профицит. Доходы - 3 103,7 млн руб., расходы - 2 926,7 млн руб., профицит - 177,0 млн руб. На 2025 год доходы - 2 570,7 млн руб., расходы - 2 688,2 млн руб., дефицит - 117,5 млн руб. Данные проектировки не окончательные, будут уточнены в течении 2023 года.
Это объёмы бюджета пока без тех средств, которые выделяются по долгосрочному плану комплексного социально-экономического развития города Свободного и по целевым федеральным и областным программам. Например, снижение расходов на ЖКХ произошло в связи с отсутствием лимитов на переселение из ветхого жилищного фонда за счёт средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
По сравнению с бюджетом 2022 года расходы на 2023 год уменьшились в связи с заключительным этапом долгосрочного комплексного плана социально-экономического развития города. То есть расходы на производственную сферу уменьшились, а расходы на социальную сферу увеличились.
Бюджет города спланирован на 2023 год с плановым дефицитом, источником погашения которого будет получение кредитов от кредитных организаций, погасить который планируется в 2024 году.
Приоритеты расходной части бюджета - полное обеспечение социальных обязательств, выплата заработной платы работникам бюджетного сектора, финансовое обеспечение муниципальных учреждений, решение задач инвестиционного развития.
При формировании проекта бюджета проиндексированы социально значимые расходы. Формирование объёма и структуры расходов городского бюджета на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов осуществляется исходя из следующих основных подходов: 1) достижение в полном объеме уровня оплаты труда работников муниципальных учреждений социальной сферы в соответствии с «майскими» Указами Президента Российской Федерации; 2) обеспечение повышения минимального размера оплаты труда работникам муниципальных учреждений до 16 242 рублей с учётом районного коэффициента и процентной надбавки - 25 987,2 руб.; 3) обеспечение повышения размера оплаты труда на 5,4% с 01.10.2023 г. неуказным категориям работников муниципальных учреждений; 4) обеспечение софинансирования субсидий из вышестоящих бюджетов сумме 21,6 млн руб. (областные средства составляют - 919,6 млн руб.); 5) обеспечение в полном объёме расходов на оплату коммунальных услуг муниципальными учреждениями (169,3 млн руб. или 4,9% от всех расходов бюджета); 6) обеспечение в полном объеме расходов на обслуживание муниципального долга.
На оплату труда и начисления на оплату труда работникам бюджетной сферы в 2023 году планируется направить 1 197,9 млн руб. или 34,4% от всех расходов бюджета.
В общей структуре расходов расходы на социальную сферу составят в 2023 году 64,2% расходов бюджета, на производственную сферу - 27,7%, на прочие расходы – 8,1%.
В качестве социальной поддержки молодых специалистов в городском бюджете запланированы расходы на выплату денежной компенсации расходов за наём жилого помещения молодым педагогическим работникам, на единовременную денежную выплату молодым специалистам муниципальных образовательных организаций.
На организацию бесплатного питания детей предусмотрено на 2023 год - 83,1 млн руб., что больше 2022 года на 20,5 млн руб.
Инвестиции на 2023 год составляют 26,3% от всех расходов бюджета или 916,8 млн. руб. На развитие городского хозяйства будет направлено 380,2 млн руб., на развитие социальной сферы - 536,5 млн руб. В том числе, на строительство новой школы на 528 мест запланировано из областного и местного бюджетов 464,0 млн руб.
Муниципалитет участвует в трёх нацпроектах. Это «Демография», «Образование», «Жильё и городская среда». На реализацию национальных проектов в проекте бюджета предусмотрено на 2023 год 355,6 млн руб. В рамках нацпроекта «Демография» предусмотрены расходы на государственную поддержку спортивных организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд. В рамках нацпроекта «Образование» предусмотрены расходы на модернизацию инфраструктуры общего образования. По нацпроекту «Жильё и городская среда» предусмотрены расходы на благоустройство дворовых и общественных территорий и на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда.
Учтённые расходы, безусловно, позволят ускорить социально-экономическое развитие города.
Таким образом, показатели городского бюджета на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, предусмотренные проектом решения, сбалансированы.
Расходная часть бюджета сформирована в программном виде. Будут действовать 12 муниципальных программ, охватывающие все сферы деятельности администрации города по реализации как вопросов местного значения, так и переданных с регионального уровня государственных полномочий.
Как отметила Татьяна Димова, предлагаемый проект бюджета представляет собой достаточно жёсткий, но максимально реалистичный сценарий развития финансовой ситуации в городе. Он позволяет гарантировать безусловное исполнение расходных обязательств.
Сформированный проект бюджета реализует основные приоритеты бюджетной политики, носит социальный характер и сконцентрирован на задачах, затрагивающих практически каждого жителя города.
Все предложения занесены в рекомендации
Далее выступили руководители структурных подразделений - главных распорядителей бюджетных средств: управлений ЖКХ, образования, по использованию муниципального имущества и землепользованию, отделов культуры и спорта, которые доложили об основных направлениях работы и мероприятиях. на которые выделяются бюджетные средства.
По регламенту последовали различные вопросы и предложения. Так, зам. председателя горсовета Виталий Ватулин озвучил информацию о том, что к депутатам поступают устные и письменные обращения, в которых горожан волнуют проблемы экологии и освещения улиц. Жители Дубовки и Залинейного микрорайона просят построить или реконструировать очистные сооружения.
- Поэтому мероприятия в этом направлении должны быть отражены в бюджете на 2023 год, как и расходы на освещение ул. 40 лет Октября и пер. Локомобильного. Необходимо заасфальтировать и переезд в районе «Автозапчасти», тем более что два других (на улицах Комарова и на Деповской) заасфальтированы, - выступил Виталий Павлович.
Среди прочих от свободненцев звучали и другие предложения: подать чистую воду в посёлок Залинейный (по этому вопросу в проекте бюджете запланировано строительство очистных сооружений, о чём было озвучено); заасфальтировать участок дороги по ул. Репина возле казначейства; благоустроить многострадальный двор дома № 59, расположенного по ул. Ленина.
Андрей Мирошин ответил, что последний вопрос поднимался депутатами неоднократно, а директор МКУ «Стройсервис» Дмитрий Андышев заверил, что соответствующая заявка в Министерство ЖКХ была подана, денежные средства поступили, и ремонт двора запланирован на следующий год.
В итоге Татьяна Димова озвучила, а собравшиеся в зале проголосовали за рекомендации публичных слушаний, которые должен будет учесть городской Совет народных депутатов при утверждении проекта бюджета города на 2023 год. Его рассмотрение в первом чтении состоится на очередной сессии 8 декабря.
Наталья Ерошевич.
Фото Анны Прудниковой.
только пожилые и свои, а остальные люди были на работе, надо проводить слушания в выходной день, чтоб и другие могли придти и выразить своё мнение.
а разве Свободненская ТЭС ресурсы городу поставляет? всего 160 МВт мощности при нагрузке ГПЗ 200 МВт, и весь пар туда тоже уходит. если она ещё работает.
А толку
Да, 90 процентов налоговых доходов за счет НДФЛ — это жестко. На сколько, интересно, изменится эта величина, когда строители уйдут, и останутся эксплуататоры? Персонал заводов надо прописывать в городе, чтобы НДФЛ не уходил.