В числе правоохранительных органов, действующих на территории нашего города, есть Свободненская транспортная прокуратура. Её работа, может быть, не так заметна в повседневной жизни для большинства граждан, но всё же очень важна.
О том, в чём она заключается, мы поговорили с Н.С. Приходько, который с 17 декабря исполняет обязанности свободненского транспортного прокурора.
- Никита Сергеевич, для начала обозначьте, чем занимается транспортная прокуратура, какие вопросы входят в поле её деятельности?
- Транспортная прокуратура осуществляет прокурорский надзор за действиями должностных лиц и работниками предприятий железнодорожного, водного и авиационного транспорта. Кроме того, осуществляет надзор за законностью действий должностных лиц органов внутренних дел и подразделений Следственного комитета на транспорте. В нашем случае это Белогорский линейный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте и Забайкальский следственный отдел Восточного межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ.
Что касается перечня предприятий железнодорожного транспорта, то под надзором Свободненской транспортной прокуратуры находится более 70 подразделений, поэтому их все перечислять, конечно, смысла нет. Есть небольшой участок водных артерий, поэтому Свободненская транспортная прокуратура надзирает за Государственной инспекцией маломерных судов, в том числе за Селемджинским участком. Что касается авиации, то её у нас практически нет, вместе с тем есть две функционирующие посадочные площадки, в городе Свободном общего пользования и у одной коммерческой организации, за которыми мы тоже осуществляем надзор.
- Какова в целом территория, которую курирует Свободненская транспортная прокуратура, и сколько сотрудников на ней работает?
- Наша территория простирается от станции Шимановск до станции Архара. Авиация поделена определённым образом: часть у сковородинского транспортного прокурора, часть у благовещенского, часть у нас. Основной акцент на авиацию - у Благовещенска. У нас в основном железнодорожные предприятия в пределах названных станций. В настоящий момент в Свободненской транспортной прокуратуре имеется четыре оперативных работника: два заместителя прокурора, один старший помощник и один помощник. Два работника дислоцируются в Белогорске, два - в Свободном. Должность свободненского транспортного прокурора пока вакантна. Всего по штату предусмотрено именно пять оперативных работников, а также делопроизводитель - эта должность тоже вакантна - и водитель.
- При столь скромном штате какая работа проведена вашей прокуратурой, если взять, например, 2022 год?
- Можно привести различные цифры, которых очень много, но попробую ответить иначе. Что касается показателей прокурорского надзора, то за 2022 год они выше, чем за 2021-й, сам же надзор эффективней. То есть выявлено больше нарушений, соответственно, их больше устранено, больше должностных лиц привлечено к дисциплинарной и предусмотренной законом административной ответственности. Но что может охарактеризовать нашу работу лучше всего? С моей точки зрения, это восстановление прав и свобод конкретных граждан.
В 2022 году нам удалось восстановить права и законные интересы шести несовершеннолетних путём подачи исковых заявлений с целью получения данными гражданами выплат по утере кормильца, потому что их родители были травмированы железнодорожным транспортом при разных обстоятельствах. Кроме этого, у нас есть определённые достижения в сфере обеспечения безопасности движения и безопасности на железнодорожном транспорте. Вы могли обратить внимание на то, что с 1 января 2023 года на железнодорожном вокзале станции Свободный охрана осуществляется подразделением транспортной безопасности, а не частным охранным предприятием, как ранее.
Проще говоря, чем это лучше для граждан? - все сотрудники подразделения транспортной безопасности являются высококвалифицированными специалистами, прошедшими аттестацию в установленном порядке, умеющими обращаться с определёнными специальными средствами и предотвращать акты незаконного вмешательства в стабильную работу железнодорожного транспорта. Вот в связи с реагированием транспортного прокурора удалось повысить степень безопасности граждан на станции Свободный.
Кроме того, прокурорский надзор, в том числе транспортного прокурора, достаточно всесторонен: помимо надзора за соблюдением требований федерального законодательства в трудовой сфере, сфере социального обеспечения, экономики и прочего, у нас есть надзор за следствием и дознанием. В этом плане мы отработали за 2022 год тоже лучше, чем в 2021-м, более эффективно, так как не допущено фактов реабилитации, вынесения оправдательных приговоров, что свидетельствует о том, что прокурорский надзор был выстроен должным образом, и ненадлежащего качества уголовные дела в суд не поступали, так как принимались меры прокурорского реагирования именно на стадии следствия.
Также у нас есть надзор за соблюдением государственной статистической отчётности - здесь в 2022 году выявлено 139 нарушений, на 10 больше предыдущего года. Однако сам по себе рост выявленных нарушений не является предметом гордости, а является, скорее, организация нашей работы, направленной в 2022 году на открытость населению: за год нами принято 100 граждан, тогда как в 2021-м - всего около 30.
Таким образом, мы стали более открытыми для граждан, соответственно, оперативно получаем актуальную информацию о состоянии законности и можем своевременно реагировать. В итоге разрешено более ста обращений граждан - это тоже одно из направлений прокурорского надзора, из них удовлетворено 27 с целью восстановления нарушенных прав, направлялись исковые заявления в суд, вносились представления с требованием о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.
Ну и, конечно же, говоря в принципе о показателях работы прокуратуры, нужно упомянуть, что поддержание государственного обвинения является обязанностью каждого оперативного работника прокуратуры. Не буду останавливаться на цифрах, хотя они, как я сказал, достаточно большие в сравнении с показателями предыдущего года. Только скажу, что в 2022 году при поддержании государственного обвинения работниками Свободненской транспортной прокуратуры было рассмотрено далеко не одно уголовное дело по факту сбыта наркотических средств на объектах транспортной инфраструктуры. Эти преступления законодателем отнесены к категории тяжких и особо тяжких, и, соответственно, при надлежащем поддержании государственного обвинения наркосбытчики привлекались к предусмотренной законом ответственности, к реальному лишению свободы.
- Никита Сергеевич, давайте вернёмся к одному моменту, где вы сказали - надзор за следствием с отсутствием реабилитации и оправдательных приговоров. Не раз приходилось слышать мнение различных правозащитников о том, что у нас репрессивная судебная система: почти все приговоры обвинительные и мало оправдательных. Это тоже задача прокуратуры - довести дело до определённого приговора?
- Задача прокуратуры в этом направлении - не допустить факта незаконного привлечения гражданина к ответственности. И речь идёт не только о вынесении приговоров, речь идёт и об осуществлении текущего надзора на стадии возбуждения уголовного дела. Если уголовное дело возбуждено в отношении конкретного гражданина и в дальнейшем решение о возбуждении уголовного дела будет признано прокурором незаконным и, как следствие, отменено, то в этой ситуации должностные лица органов предварительного расследования допустили факт незаконного преследования. Поэтому прокурор следит именно за законностью возбуждения уголовного дела.
И что касается рассмотрения уголовных дел судом, всё-таки, к счастью, Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации предусмотрена многоступенчатая система контроля. Безусловно, основной брак должен отсеивать ведомственный контроль, который осуществляется руководством должностных лиц подразделений транспортной полиции, подразделения Следственного комитета на транспорте. Однако порой руководители данных организаций не должным образом осуществляют ведомственный контроль, и в этой ситуации прокурор вынужден предотвратить факт не только возбуждения, но и направления уголовного дела в суд в отношении невиновного лица.
Но таких фактов в 2022 году не имелось, что, собственно, свидетельствует и о надлежащем надзоре со стороны прокурора, и о реализации ещё одной важной функции прокурора, возложенной на прокурора указом президента РФ, - координации деятельности правоохранительных органов.
- Можете ли вы привести примеры типичных дел, где потребовалось вмешательство Свободненской транспортной прокуратуры?
- Здесь в качестве типичных примеров я сошлюсь на то, что уже озвучивал. Это шесть гражданских дел по исковым заявлениям свободненского транспортного прокурора в интересах несовершеннолетних - их права были восстановлены, взыскана компенсация морального вреда, а также обеспечено взыскание денежных средств на содержание несовершеннолетних в связи с потерей кормильца. Это ситуация, когда один из родителей погиб на железнодорожном транспорте или был травмирован подвижным составом.
- А в этих делах учитывается, по чьей вине погиб или травмирован человек? Например, если по собственной неосторожности, это как-то влияет на восстановление прав несовершеннолетних?
- В действительности это сложная категория дел. И при рассмотрении исковых заявлений данной категории учитывается абсолютно всё. В случае, если травмирование произошло по вине самого нерадивого гражданина, который переходил пути в неустановленном месте, может быть, находился в состоянии алкогольного опьянения, судом будут применены понижающие коэффициенты и соразмерно уменьшены суммы, подлежащие выплате. Однако это скорее исключение, таких исковых заявлений, таких дел всё-таки единицы.
В любом случае права несовершеннолетнего будут защищены и восстановлены вне зависимости даже от вины его родителя. Ведь какое бы нарушение ни совершил сам родитель, безусловно, для несовершеннолетнего факт утраты возможности общения с ним тоже накладывает очень серьёзный отпечаток. Поэтому в исковом заявление также будет отражено требование о взыскании компенсации морального вреда из-за нравственных страданий несовершеннолетнего. То есть в этом плане права несовершеннолетних должны быть защищены, и этим в том числе занимаемся и мы.
- А вот в целом какие нарушения наиболее характерны на транспорте, на которые чаще всего приходится реагировать прокуратуре?
- Наиболее типичными нарушениями, я думаю, стоит признать нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Наиболее частые - нарушения регламента переговоров, правил обслуживания общего пути, например, ненормативные зазоры в железнодорожных рельсах и другие нарушения, которые выявляют в рамках надзорной деятельности.
- Что такое регламент переговоров?
- Для предприятий железнодорожного транспорта характерна жёстко регламентированная деятельность. Что касается переговоров по громкой и радиосвязи, они должны быть по установленному образцу, по установленной очерёдности, скажем так. И это касается всех видов работ на железнодорожном транспорте.
Примером также будет являться осуществление маневровой работы, так как машинист локомотива в силу специфики транспорта не может увидеть всей картины происходящего, то, к примеру, составитель поездов будет руководить всеми работами и по рации сообщать ему о необходимости осуществления определённых действий.
Самый яркий пример: при проследовании железнодорожной станции поездов, которые движутся с достаточно большой скоростью, дежурный по станции должен сообщить по громкоговорящей связи о прибытии или прохождении этих поездов, таким образом сакцентировать внимание граждан на угрозе.
- Предприятия железнодорожного транспорта часто проводят акции «Внимание: переезд!». Фиксируются ли какие-либо нарушения в части содержания железнодорожных переездов?
- В части деятельности на железнодорожных переездах законодателем действительно предусмотрен ряд требований: при определённых условиях переезд должен быть регулируемым, обеспечен дежурным по переезду, должны быть установлены специальные конструкции, препятствующие самовольному проезду железнодорожного переезда, и так далее. В 2022 году исковых заявлений о понуждении к устранению нарушений в этой сфере не было.
Вместе с тем на контроле в прокуратуре находится реализация исполнения решений суда, вынесенных ранее по исковым заявлениям прокурора. На самом деле это не легко решаемая проблема, требующая и дополнительного финансирования, и изменения самой железнодорожной инфраструктуры. Поэтому предшествующие иски находятся на контроле их исполнения.
Если подытожить, то надзорная деятельность транспортного прокурора имеет главной целью обеспечение законности и правопорядка в сфере безопасности движения и транспортной безопасности, а также в сфере соблюдения трудовых прав граждан, являющихся работниками предприятий транспортного комплекса.
Беседовал Дмитрий ПОЛОВНЁВ.
Фото Анны Прудниковой.