По рельсам, погромыхивая на стыках и отдуваясь паром, пошёл самый настоящий ветеран советских железных дорог - курьерский паровоз серии «Л» - «Лебедянка». Высоченный, ворочая дышлами колёс, он словно связывал историю с днём сегодняшним. И на самом деле, в резервах у нас много чего хранится. А паровоз - ему б только воды да угля - и можно двигать, куда угодно… Но это был лишь элемент шоу, которым завершились масштабные августовские учения на реке Бурея.
В нашей стране в давние времена именно реки были единственными надёжными путями сообщения. Летом на лодках, в зиму по льду от городка к городку шло движение. Но с развитием других видов транспорта реки стали серьёзной помехой движению. К примеру, подошёл поезд к воде - и всё. Стой, если моста нет! Предположим, построили его. Несколько лет трудились. А тут международная обстановка развернулась так, что либо война началась, либо диверсанты доморощенные исхитрились. И всё! Танки, орудия, войска, боеприпасы, горючее для техники и авиации – всё за рекой! А на лодках да паромах не много перевезёшь. И враг наступает. Жуткий сценарий.
Что бы избежать этого и существуют в Российских вооруженных силах, как структурное подразделение тыла, железнодорожные войска. А на вооружении частей ЖДВ имеется много чего такого, что позволяет в кратчайшие сроки восстановить движение на повреждённом или разрушенном участке дороги, железнодорожном объекте, а то и вовсе построить новую дорогу. Хоть железную, хоть шоссейную. С 1851 года существуют в нашей стране Железнодорожные войска. Не раз выручали они Родину. И героизма, и героев в них во все времена хватало. Даже у нас в Свободном на Аллее Героев Мемориального комплекса есть портрет Михаила Ситникова, получившего звание Героя Социалистического труда в период службы в железнодорожных войсках в 1942 году.
Дислоцированное в наших местах железнодорожное соединение за сорок четыре года своего существования также много чего сделало. Но сегодня не перечисление прошлых заслуг главное, а интенсивная боевая подготовка. Вершиной которой является абсолютная готовность к выполнению задач по штатному предназначению. Недавним экзаменом для воинов Амурского соединения ЖДВ стало сооружение наплавного железнодорожного моста через реку Бурея.
В августе 2014 году рамках проведения тактико - специального учения на тему «Наведение наплавного железнодорожного моста через реку Бурея у станции Бурея с пропуском железнодорожного состава и колонны военной техники», осуществлялось реальное сооружение мостового перехода в зоне ответственности соединения.
Для выполнения мероприятий заблаговременной подготовки, что в переводе с военного означает перевозку личного состава и имущества, развертывание, обустройство на месте и так далее, подразделения соединения с приданными силами выдвинулись к месту временной дислокации. Им стал участок на левом берегу реки Бурея близ Новобурейска. Для человека, не сведущего в воинской терминологии, скажу, что в означенном месте, выбранном с учётом всех сопутствующих условий, появился палаточный город со столовыми, комнатами досуга, медпунктом, клубом и даже походной палаткой-церковью, в которой наш военный священник старший лейтенант запаса отец Дионисий, службы правил и крещения организовывал. Здесь же развернул свои палатки военный хлебозавод. А чуть поодаль работали душевые и даже две бани с парилками! Душевые и всё прочее в палатках, а бани - в КУНГах - универсальных кузовах на автомобилях ЗИЛ -131. Тесновато, конечно, больше четырех человек зараз в «сауну» не помещается, но после работы даже горячий душ песня… А уж баня…
А ещё на пустом месте возникли два автопарка, пилорама, электростанция, в складках местности замаскировались штабные автомашины, и так далее. Основные работы, конечно, велись на реке. Там были пирс для сборки понтонов наплавного моста, места разгрузки и складирования необходимого имущества. Процесс сборки выглядит так. Специальные автомобили доставляют части понтонов к воде. И сбрасывают свой груз в воду. Далее в дело вступают буксиры-толкачи. И вот из груды металла возникает секция моста. Вообще мост НЖМ-56, словно конструктор, позволяет делать что угодно. Надо – мост, надо паром или плавучую станцию. Словом мечта любого хозяйственника. А если в цифрах, то это будет выглядеть так:
Уложено более четырех километров верхнего строения пути, смонтированы три стрелочных перевода. Для чего потребовалось выполнить отсыпку насыпи, балластировку, укладку шпал и рельсов. Смонтирован мост РЭМ -500 длиною в шестьдесят один метр. Введён в строй наплавной железнодорожный мост НЖМ -56 в четыреста тридцать восемь метров. Оборудованы три вертолётных площадки. Выполнены ложные цели из имущества подразделения постановки помех «Сфера». Налажена оборона объекта, в том числе и авиационное прикрытие…
И все это не просто существовало само по себе. Условная станция «Левый берег» позволяла принимать составы, переформировывать их и через сеть местных путей соединялась с Транссибирской магистралью. Позже, когда пришла пора действовать в условиях весьма приближенных к реальным, колонна бронетехники Н-ского Гвардейского соединения, действовавшая согласно легенде учений совместно с военными железнодорожниками, погрузилась в эшелон и на платформах благополучно миновала водную преграду. Местные жители толпами ходили смотреть, что же такое делают военные железнодорожники.
И вот наступил день «Ч».
Согласно замыслу учений авиация условного противника наносит удар по объекту. Его имитировали четыре фронтовых бомбардировщика СУ -24. А на месте были подорваны заранее заложенные группой подполковника Юрия Котова имитационные боеприпасы. Рвануло знатно! «Бомбы» легли точно в цель. Мост повреждён и тонет. Требуется в темпе отсоединить и вывести повреждённые понтоны. Сделать это на течении не просто. Признаюсь, что воины понтонной роты понтонно-мостового батальона на предыдущих тренировках никак не могли уложиться в отведённое нормативами время. И тогда командир части подполковник Виктор Тарасевич собрал на совет солдат и сержантов. Подумали и совместно решили воины эту задачу! Сегодня норматив перекрыт почти в два раза.
Но вернёмся к событиям дня «Ч». Один мост тонет, второй разрушен, станция горит, и вдобавок на лодках к объекту прорываются «диверсанты». Но не зря тренировались. Ударили из всех стволов. Особенно эффектными были «Шилки», они же ЗСУ 23-4. Оперативно выведена из состава наплавного моста повреждённая секция, своими силами потушен пожар на мосту. А стоявший на маневровых путях эшелон с ГСМ, который после налёта авиации «горел», был погашен при участии бойцов пожарного поезда ОАО РДЖ. Вдобавок прилетели транспортные вертолёты МЧС. Их огромные подвесные корзины черпали воду из реки и выливали на огонь.
Наконец огонь потушен, на место повреждённой секции установлена новая, можно начинать движение. Признаюсь, страшновато ехать на тепловозе по мосту, зная, что под многотонным составом не твердь земная, а вода… Понтоны проседают и поезд словно карабкается вверх…
За всем этим наблюдало много начальственного народу. Заместитель министра обороны генерал армии Дмитрий Булгаков, отвечая на вопрос одной въедливой журналистки о замечаниях, сказал:
-Замечаний можно где угодно наковырять. Но если говорить о действиях личного состава подразделений и офицеров управления соединения, то я поставил бы им пятерку…
Начальник Главного управления ЖДВ генерал-лейтенант О.И. Косенков в общении с прессой особо подчеркнул, что тот огромный объём работ, который выполнили воины частей соединения и приданных им подразделений, могут и будут иметь практический характер. То есть, коли придётся за Родину постоять, то легче будет мосты установить уже по готовому. И ещё Олег Иванович добавил, что все двадцать больших переправ, которые прикрывают части железнодорожных войск, будут наводиться всерьёз и по-возможности ежегодно.
Вот только дождь немного подпортил картину. Но всё равно приятно было слышать фамилии офицеров, чей труд был по достоинству оценён. Медалями Министерства обороны, Почётными грамотами, знаками отличия Главного управления ЖДВ были награждены многие отличившиеся офицеры. И в этом числе офицеры управления соединением подполковники Алексей Петров и Юрий Котов.
Но хочется отдельно назвать хотя бы малую часть тех, кто вынес на себе основную тяжесть прошедших учений. Это подполковники Виктор Почетов, Руслан Кривошеев, Алексей Кудряшкин, Павел Мазуров, майоры Павел Саламатов, Сергей Сахаров, Григорий Шорохов, Илья Царенко, Виталий Козлов, Андрей Голещихин, Иван Латанов, капитаны Серегй Пушистов, Максим Рукман, Дмитрий Шут, старшие лейтенанты Алексей Мандрыгин, Алексей Хейдоров, лейтенант Максим Скрынников, прапорщики Сергей Осечкин, Фарман Калантаров, Александр Горбатовский , Сергей Александров, Алексей Доценко, старшие сержанты Евгений Садохин, Денис Бойцук, Иван Писаров, рядовой Виктор Пантищев…
Учения завершены. Они стали еще одним практическим шагом на пути повышения воинского мастерства воинов Амурского соединения ЖДВ.
Фото автора.
молодцы!