Уличное освещение в Свободном в зимний период традиционно становится острой проблемой. В преддверии «тёмного сезона» мы взяли интервью у директора МУП «Светотехнический центр» С.Г. Кушнарёва и выяснили, в каких районах города зимой станет светло и почему вечерами некоторые улицы погружаются в темноту.
- Сергей Георгиевич, сколько процентов городских территорий освещено на сегодняшний день и почему во многих районах при наличии уличных фонарей не горит свет?
- Город освещён не более чем на пятьдесят процентов. Центральная часть, залинейная, район Суражевки и Михайло-Чесноковский. Освещён район бывшего зверосовхоза «Дубовский». Светло там, где пролегают основные маршруты общественного транспорта и организован массовый проход населения. В Северном городке освещена только улица Малиновского по направлению к выезду из города. В том же числе Октябрьская, которая сейчас временно без электроэнергии.
- Выходит, и из пятидесяти «светлых» процентов не все в работе?
- Да. От них в надлежащем состоянии процентов тридцать пять. На остальных пятнадцати ведутся ремонтные работы. Мы закончили недавно восстановительные работы в Суражевке. Там свет появился на минувшей неделе. Охвачены улицы Деповская, Серышева, Кирова, Каменчука, до самой конечной остановки автобуса в районе школы № 11.
- Суражевка долго ждала, когда же появится свет. В чём причина его долговременного отсутствия?
- Суражевка долго не освещалась из-за последствий прошлогодней стихии. Наводнение и сильные грозы сделали своё дело. Были и две основные причины - подмыта водой опора 10 киловольт в районе переулка Майского и в результате во время сильного ветра к проводу 0,4 киловольта прикоснулся провод 10 киловольт. Таким образом, в линию было подано 10 тысяч вольт вместо 380 вольт и около 4 километров линии вышло из строя. Это было в июле прошлого года. И также сыграли роль последствия грозы. Ущерб был нанесён весьма значительный, но город получил финансирование в рамках ЧС, и мы провели восстановительные работы, захватив часть улиц Ленина и М-Чесноковской.
- Где на сегодняшний день не решены проблемы с освещением?
- На ул. Ленина не работают светильники по чётной стороне от ул. Почтамтской до ул. Вокзальной. Это связано с тем, что в окрестностях города ведутся глобальные стройки - это и космодром, и объездная дорога. И очень часто по нашему городу проезжает автотранспорт, не соблюдающий высотные габариты. На ул. Почтамтской, к примеру, со слов прохожих, перевозили на трале мощную дорожную технику с несоблюдением габарита. Был вырван пролёт самонесущего изолированного провода (СИП) со всех опор, начиная от улицы Почтамтской и заканчивая Вокзальной. И причём, как его трал зацепил, так и уволок, водитель не подумал остановиться.
Нам позвонил диспетчер ДРСК, которому сообщили о происшествии горожане. Когда приехали на место, от провода уже и следов не осталось. Это было весной. Стоимость ущерба велика, ведь сам по себе провод дорогостоящий, но ещё повреждены светодиодные энергосберегающие светильники из-за коротких замыканий. Они не подлежат восстановлению. Также вырваны крепёжные кронштейны и оголовники, на которые навешиваются светильники, подвесная фурнитура, на которую крепится СИП. Всё это нужно заказывать через фирмы, которые выходят на торги в результате конкурса, а его тоже необходимо провести. Ущерб свыше миллиона в общей сложности.
- А вредителя отыскали?
- Нет. Нарушители на месте не стоят - сбегают при возможности. Единственный шанс задержать, когда машина врезается в опору и не может самостоятельно выехать. Тогда ГИБДД нам помогает. Но водитель трала не пойман, ущерб нанесён, конкурс объявлен в августе.
- Сроки на возобновление освещения установлены?
- Да, и довольно жёсткие. Но финансирования пока нет. Для нашего предприятия всё зависит от наличия материалов и средств, мы к работе всегда готовы. Если говорить в целом о городских проблемах, то наше предприятие составило дефектовочную ведомость, смету на выполнение работ по освещению города, и вышло более четырёх с половиной миллионов рублей. При наличии этих средств все 50 процентов предусмотренных под освещение улиц были бы оборудованы.
- Давайте вернёмся к проблемным улицам. В редакцию часто звонят жители домов, стоящих на улице Октябрьской, жалуются на темноту.
- На ул. Октябрьской действительно не работает освещение. Здесь та же ситуация с несоблюдением высотного габарита, произошедшая в июле. Пролёт провода был вырван от подстанции. А если это происходит в начале, то вся линия выходит из строя. Порядка двух километров провода повреждено. Подстанция расположена в районе перекрёстка улиц Октябрьской и Комарова, и поэтому всё освещение Октябрьской не работает. Не восстановив обрыв проводов, мы не можем предполагать стоимость затрат на светильники, которые могут быть также повреждены. Как только администрация города выделит средства, сразу приступим к устранению проблемы. Коллектив у нас профессиональный, в штате 13 человек, и работаем мы достаточно быстро...
- Помимо целых улиц есть и точечные проблемы, о которых нередко напоминают жители различных районов города.
- Мы знаем о них. Вообще, в городе много точечно перегоревших светильников, будем их менять, они также внесены в смету. К примеру, не горят несколько светильников на улице Малиновского. Видимых причин не заметно, нужно приступать к обследованию сетей. Также не горят светильники по ул. Инженерной в районе гимназии № 9, в районе Детской школы искусств. Словом, на каждой улице есть нерабочие светильники. На сегодняшний день глобальная проблема - а это освещение в Суражевке - решена, светильники введены в работу.
Очередная большая задача - восстановление освещения на улице Октябрьской. Также улица 40 лет Октября полностью не освещается, в темноте часть улицы 50 лет Октября, улицы Ленина от Репина до Амурской. Здесь, кстати, тоже полностью от подстанции не работает уличное освещение. Летом, при сильном ветре, с одного из строений в районе здания ПУ-9 с крыши снесло металлическое покрытие и повредило несколько пролётов СИПа и железобетонную опору. В смету, о которой говорил выше, эти участки тоже внесены.
Но, повторюсь, средств на проведение работ пока мы не получили. Частичное финансирование идёт, но не в тех количествах, которые требуются. И нам много звонков поступает по поводу освещения. Горожане, конечно, жалуются. Но бывают и возмущения по поводу того, что свет фонарей мешает. Да, есть такие, кто не задумывается над тем, что светильник не только в окно светит, но и ещё тротуар освещает, по которому люди ходят.
- А все ли социально значимые объекты города освещены: школы, детские сады?
- В пределах максимальных возможностей. Руководство школы № 1 на днях обращалось по поводу освещения дворовой территории. Переулок Зелёный в работе, а во дворе было темно. Вопрос решён. Касательно дворов детских садов - это не наше ведение, а управления образования. А подъездные пути к детским садам по возможности освещаются.
- Но не все, насколько понимаю?
- Не все. Детский сад № 2, например, в темноте. Хотелось бы на улице Мухина провести освещение от Зейской до Инженерной.
- В районе детского сада № 7 тоже много лет нет освещения.
- Там от стадиона «Локомотив» до железнодорожной поликлиники идёт освещение, а поворот к детскому саду пока в темноте.
- Планируется освещение?
- Это должен планировать отдел ЖКХ администрации города. И на улице Карла Маркса нет освещения от 50 лет Октября до Подгорной. Там тоже детский сад. По улице Инженерной от Подгорной до Народной тоже нет света. Хотя там вырос целый микрорайон. Думаю, освещение будет запланировано в районе новостроек. Проблем, действительно, ещё много. Но к зимнему сезону первостепенной задачей остаётся восстановление освещения на улицах Октябрьской и Ленина. А потом займёмся решением точечных проблем.
- Какие улицы в городе вообще не освещены?
- Их очень много. Северный городок, частный сектор района площади им. С. Лазо, да и в целом частный сектор в городе. Хоть Свободный и небольшой, но раскидан широко. Конечно, хотелось бы осветить все уголки, но пока это сложно. И в ближайшее время ночью, как днём, не будет.
- Сергей Георгиевич, с приходом октября темнеет всё раньше, назовите время включения действующих уличных фонарей.
- Освещение в городе работает от разных типовых подстанций (ТП). На каждой имеется прибор учёта электроэнергии и автоматика включения и отключения электроэнергии. Мы корректируем время согласно световому дню. Каждые две недели - сезонная корректировка. Сейчас в вечернее время освещение включается с 19.30 до часа ночи и утром с 5.45 до 7.30. Центральная площадь города освещается всю ночь.
- Вспомнили про площадь, и сразу возникла ассоциация с уличными гонщиками...
- О, это самый первый фактор проблем с уличным освещением. Бич Свободного. Ни в одном другом городе, где бы ни был, не видел такого массового повреждения сетей горе-водителями. Строительная техника - это одно, а разбитые опоры уличного освещения за счёт иномарок - другое. 90 процентов от всех повреждений электросетей составляют ДТП.
- А каков процент взыскания материального ущерба с виновников этих ДТП?
- Очень низкий. Кто может уехать, тот старается скрыться. Их полиция не находит. Когда участвуют две машины - там есть пострадавшие и они стараются нарушителя не отпустить. Тогда шанс хотя бы установить личность виновного есть. А если кто-то «встретился» с опорой наедине, тот старается сбежать. Вот в минувшее воскресенье опять на М-Чесноковской опору сбили в районе дома № 24, повреждено уличное освещение, восстановлением которого мы занимались в начале недели. Виновник ДТП устанавливается.
- Ну а тех, кого всё же ловят, можно заставить возместить ущерб?
- Редко. Молодые люди, как правило, разбивают машины родственников, сами не работают, нет имущества. Получается, взыскать ущерб невозможно.
- А сколько стоит восстановление сбитой опоры?
- Опора с установкой стоит порядка двадцати тысяч рублей. Но когда она падает, то рвёт провода, бьёт фонари, срывает с других опор крепёжную фурнитуру. Сбил опору не значит, что проблема только в этом, ведь повреждается и часть линии. И в итоге порядка 150 тысяч «набегает». Меня возмущает в целом поведение молодых людей нашего города. Взять площадь. Стоят у нас там красивые светильники марки «Лотос». Их пинают, бьют, ломают, разрисовывают баллонной краской, пишут нецензурные слова. Просто ради развлечения. А потом слышишь, «как в Хабаровске красиво, как в Благовещенске красиво, а у нас...». Да у нас даже ледовые фигуры зимой мешают кому-то. Вы прислушайтесь: мы закупаем оборудование, и вот есть такие электрические шкафы, которые стали называться антивандальными! Уже подразумевается, что есть вандалы, которые просто могут раскурочить это оборудование. Вины горожан в том, что есть проблемы с освещением, немало. К сожалению, к каждому столбу охрану не приставишь, как бы избито фраза не звучала.
- Сергей Георгиевич, а последствия пожара на подстанции, в результате которого остались в прошлую пятницу без света железнодорожный вокзал, часть улицы Ленина от Шевченко до Малиновского, тоже ваше предприятие устраняет?
- В том числе. На ТП № 109 было и наше оборудование. Думаю, за неделю восстановительные работы будут проведены.
- Есть ли у вас оперативный телефон на случай, если горожане станут свидетелями повреждения электроопор или сетей?
- В общем нет. Мы не входим в список жизнеобеспечивающих предприятий, у нас нет диспетчерской службы и аварийной бригады. Но если видите, что трал тащит за собой провод, звоните 5-98-08. Либо обращайтесь по адресу ул. Ленина, 51 а (за зданием центра занятости населения).
Фото Анны Прудниковой.
Район ВРЗ живем здесь 13 лет.Всегда темно.Дети утром идут школу по темноте.Когда здесь бедет освещение????От школы 192 до п.Кирпичный.
Пpeвoзили нa тpaлe тexникy , был вырван кусок провода от ул.Почтамтская до ул.Вокзальная, это примерно 800-900 метров. Ущepб cвышe миллиoнa в oбщeй cлoжнocти. НЕ ВЕРЮ Я в такие отговорки. Тащить за тралом пол километра толстого провода( СИП ), и ни один водитель других Т.С. такого не видел. Бред. НЕ ВЕРЮ.
Освещение это второстепенная задача, а вот вода в кранах жителей не должна быть такого ужасного качества! Ей не то что посуду мыть или готовить, руки мыть порой страшно((( Вот о чем в первую очередь думать нужно. Вода же это жизнь! Дырявые власти, убили город в конец!
Тогда же, когда на улицах станет светло и безопасно….
На НТВ новая передача «Контрольный звонок». Нужно этих ребят сюда вызвать, чтобы разобрались и по поводу воды, дорог, освещения. Круто они спрашивают и позорят на всю страну чиновников.
Когда в квартирах г. Свободного появится чистая вода?
Стоило ли так много лить воду, просто на вопрос, когда станет светло и безопасно, надо ответить коротко и ясно-никогда!
«Peдкo. Moлoдыe люди, кaк пpaвилo, paзбивaют мaшины poдcтвeнникoв, caми нe paбoтaют, нeт имyщecтвa. Пoлyчaeтcя, взыcкaть yщepб нeвoзмoжнo.»
Господи, и это руководитель… Помогу бедолаге:
Автомобиль — источник повышенной опасности. ГК РФ гласит: «Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников (столкновения транспортных средств и т.п.) третьим лицам» То есть, при упомянутом раскладе, ущерб взыскивается с ВЛАДЕЛЬЦА автомобиля, а не с ВОДИТЕЛЯ. А уж владелец, в порядке регресса, потом взыщет с водителя-родственника…
A вpeдитeля oтыcкaли?
— Heт. Hapyшитeли нa мecтe нe cтoят – cбeгaют пpи вoзмoжнocти. Eдинcтвeнный шaнc зaдepжaть, кoгдa мaшинa вpeзaeтcя в oпopy и нe мoжeт caмocтoятeльнo выexaть. Toгдa ГИБДД нaм пoмoгaeт. Ho вoдитeль тpaлa нe пoймaн, yщepб нaнecён, кoнкypc oбъявлeн в aвгycтe.
Почему меня это не удивляет ?…Да уже никого в городе не удивляет…Ведь таких тралов пруд пруди в городе…Разве найдёшь его ?
Человек должен возвышаться своими заслугами, а не занижением точки съемки…
нда-а, при Сталине, тов. Кушнарева за такие ответы расстреляли бы на месте, детский сад-честное слово. Про трал вообще хохма. Он три квартала все собирал на своем пути, а потом видимо, включил «Турбо» и скрылся в неизвестном направлении, да и еще с тяжелой техникой на себе., а где тогда в это время находилась наша доблестная милиция???бред полный.
у Нас Даже Опасный Спуск репина Не освещается… может и горит там 2-3 лампочки, но этого совершенно не достаточно. от них толку «0». Много где не горит свет, Страбоскопических фонарей тоже все больше и больше…
Тов. Кушнарёв С. Г. отмазка не принимантся сплошной бред. Вы бы людям напрямую а не через газету это сказали вас на первом же столбе вздёрнули.
ни за что не отвечающее МУП рога и копыта
-«Гopoд ocвeщён нe бoлee чeм нa пятьдecят пpoцeнтoв. …Oт ниx в нaдлeжaщeм cocтoянии пpoцeнтoв тpидцaть пять» — так освещен, или просто имеет в наличии 50% установленных опор, половина из которых с неработающими светильниками? разница все-таки есть
-«И oчeнь чacтo пo нaшeмy гopoдy пpoeзжaeт aвтoтpaнcпopт, нe coблюдaющий выcoтныe гaбapиты» — думаю, это ваша проблема, почему горе-водители не соблюдают высотные габариты, т.к. железнодорожникам, например, дважды хватило подобных столкновений трала с ж.д. однопролетным мостом в районе проезда в суражевку и тут же организовали габаритные ворота. почему бы вам не сделать ровно такие же в двух концах города, оборудовать знаками и не допускать этого впредь?
и почему светильники не оборудованы защитой от короткого замыкания? опять же, недальновидность решения технического вопроса. под любую грозу можно смело списывать все плафоны и требовать закупать новое оборудование. теневой бизнес. никто не проверяет, не контролирует. безобразие
— «Kaкиe yлицы в гopoдe вooбщe нe ocвeщeны?» — проще было бы ответить на вопрос — что вообще освещено? ответ был бы намного короче, в двух словах — полторы улицы=)))
— «A кaкoв пpoцeнт взыcкaния мaтepиaльнoгo yщepбa c винoвникoв этиx ДTП?»
— «Oчeнь низкий. Kтo мoжeт yexaть, тoт cтapaeтcя cкpытьcя. Иx пoлиция нe нaxoдит.» -печальная практика дтп с участием автобусных остановок показывает, что даже после задержания виновных в аварии, в дальнейшем, ни о каких-то там ремонтно-восстановительных работах речи не ведется. выходит, все что сбито и разрушено — списывается и прощается
забыли так же упомянуть про неработающее освещение вокруг парка. как же теперь РВК будет демонстрировать мимо-пролетающим гостям города все красоты пруда в камнях?!
Протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся в собственности муниципального образования составляет 302,45 км, в том числе 172 км с твердым усовершенствованным покрытием. Освещено 47 км (это в 2013 г. ) Даже если принять в учет только «хорошие» дороги, город освещен на 27%.
Район вокзала — темнота. Не освещается название станции. Как в детском стишке:»Это, что за остановка, Бологое, иль Поповка?» А ведь вокзал — лицо города. И для чего нужно освещение, если ночью его выключают? Театр абсурдов местных чиновников.
Октябрьская и Комарова проходят параллельно. А освещение раньше восьми вечера не видел включенным.
хочу пояснить, ТП это трансформаторный пункт (подстанция), ну или немного другое толкование, ну никак не типовая подстанция. Эх.