Традиционно в первое воскресенье июля принимают поздравления с профессиональным праздником речники. В Свободном их немало - нынешних и бывших, которые некогда составляли славу нашей области. Трудовую славу!
Ведь хорошие дороги у нас только сейчас появляться стали. А в шестидесятые годы от Желтоярово до Свободного по реке три часа, а машиной посуху и все четыре порою выходило. Вот и возили речники пассажиров и почту, продовольственные грузы и технику, уголь, гравий, известняк… Это уже в те годы, когда известковой мукой амурские кислые почвы исправлять стали. А сколько лесу трелевали по реке! Плоты под двести метров от северных леспромхозов до нашей Зейской сплавной конторы проводили меж перекатов капитаны - умельцы. Трудилась река. Жила!
В мальчишестве не было большего счастья, как сгонять на экскурсию в порт. А там и пароходы, и теплоходы, и «ювелирная» россыпь пассажирских судов - «Алмаз», «Аметист», «Бриллиант», «Изумруд», «Рубин», «Топаз»... Ежедневно от Благовещенска до Зеи… Красота неописуемая! Захотел где на берег сойти, если по рыбалке или охоте, – попросил капитана и гуляй…
Увы! Сегодня от былого величия ремонтно-экспуатационной базы флота, речного порта, центрального берегового участка ЗСК и даже «флота» управления рабочего снабжения «Амурзолото» мало что осталось.
Подвижным водоплавающим составом могут похвастать только речники порта, который сегодня уже и не порт «Свободный», а Свободненский участок Благовещенского речного порта. Всего девять единиц судов. А ведь было под сотню!
Жаль, конечно.
Но хочется верить, что изменится наша жизнь, и вновь станет востребованным речной флот.
А пока самым популярным в городе видом водного транспорта по-прежнему является наш паром. Изо дня в день снуёт, соединяя берега, СТ - сухогрузный теплоход, который водят такие заслуженные капитаны, как отдавший флоту 47 лет жизни Вячеслав Петрович Никулин, его вы и видите на снимке.
Фото автора.