14 сентября в ДК железнодорожников в рамках фестиваля «Амурская осень» свободненцы увидели спектакль «Эгоисты». Мнений и рецензий о спектакле режиссёра Гарольда Стрелкова немало - как положительных, так и отрицательных. Тема психоанализа как способа решить наболевшие проблемы в нашей глубинке довольно нова, но, как мне кажется, актёры из сериала «Глухарь» Александр Бобров, Владислав Котлярский и Владимир Фекленко справились с ней блестяще. Но начнём по порядку…
Декорация на сцене напоминала не то строительные стропила, не то китайскую ширму… На «переднем крае» - слева - ванна с допотопным штанговым душем, справа - антикварный унитаз с деревянной крышкой и подвесным бачком, как в нашем детстве. Символы очищения… На вершине антресолей - спиной к зрителю - медитирующий молодой человек в чёрном балахоне, с гитарой. Его мантры неожиданно прерывает гость с чемоданом - друг детства, с просьбой остановиться и пожить в его квартире некоторое время. Все мы знаем, что «незваный гость хуже татарина», и Макс понимает, что его блаженному одиночеству приходит конец… «Зачем ты пришёл, Лео?!».
Первые четверть часа было довольно трудно уловить смысл действа, и большая часть зрителей (в основном старшего возраста) стала недоумённо перешёптываться. Зато молодёжь начала откровенно посмеиваться над репликами героев, предугадывая, о чём пойдёт речь.
Лео уговаривает дизайнера Макса быть его гуру, психоаналитиком, просит помочь разобраться в жизненной ситуации и наладить отношения с женой, которой он заявил, что уехал в командировку. Лео отбивается руками и ногами, но в итоге применяет все свои знания и способы, чтобы помочь другу. Здесь и своеобразный психологический тренинг, и всевозможные тесты, и выражение тайных помыслов с помощью рисунков, странных фильмов Педро Альмодовара, тёмного шкафа (преодоление внутренних страхов) и даже удара тефлоновой сковородкой по голове…
Пришедший брат Макса - шоумен и мачо Джонни - напрочь разбивает все наметившиеся успехи «лечения», заявив, что «…весь ваш психоговнализ - фигня собачья!». Он принёс брату ужин «от мамы» и рассказал, что у Макса, адепта восточных учений, на самом деле - жуткая депрессия и он уже много дней не выходит из квартиры! А ещё взялся другу помочь разобраться с тем, от чего сам жутко страдает! Всё гораздо проще - надо выпить и расслабиться…
Расслабились… Разбираясь в проблемах друг друга, друзья неожиданно понимают, что у их у каждого - хоть отбавляй. И весельчак Джонни, оказывается, тоже прогорел со своим телешоу. А финалом стало откровение парней через жутковатый тест - сфотографировавшись вместе, они представили себя умершими, решив попробовать рассказать друг о друге в прошедшем времени - что-то вроде некролога… И в результате понимают, что в этой жизни виной всему стал их (и наш) внутренний эгоизм, стремление отгородиться от всех. А всего-то надо - уметь выслушать друг друга, понять, пожалеть и простить…
Были в спектакле и крепкие выражения, и острые фразы, но это лишь придавало реальности происходящему на сцене. А пластике и умению актёров «выкладываться полностью» можно позавидовать. Настоящие акробатические трюки… Тем более что в финале ребята предстали в кожаных косухах и с гитарами, от души «оторвавшись» с композицией рок-группы «Black Strobe» и сумев зажечь своей энергией весь зал, который аплодировал стоя!
После спектакля нам с фотокором удалось проникнуть за кулисы и поговорить с актёрами.
- Город ваш мы толком не рассмотрели, но приём был замечательный, - поделился впечатлениями Владислав Котлярский. - Второй раз к вам приезжаем, а получается - приехали, отыграли, и тут же уезжаем! Надо отдать должное - зрители аплодировали стоя, это о многом говорит. Хороший спектакль, и, по нашим ощущениям, он удался. Об авторе - Мике Вилл Хао - почти ничего не знаем, это - находка режиссёра. Многие говорят, что пьеса довольно сложная, но я в неё просто влюбился. Проблемы - общечеловеческие: о дружбе, любви, верности.
- Очень хороший зритель, внимательный - там, где в спектакле были тихие места, люди прислушивались, внимали - пытались понять суть действа. Ведь им пришлось проникнуться проблемами героев, познакомиться с ними, полюбить их такими, какие они есть. А благодарность зрителей даёт нам настроение, «подпитку» на всё оставшееся время, - с улыбкой заявил Владимир Фекленко.
- Это был, конечно, монолог, односторонняя связь со зрителем, и режиссёр сделал максимум для того, чтобы зрители не чувствовали некоего барьера между собой и происходящим на сцене. И герои выходили в зрительный зал, и на экране появлялись сцены из телешоу, фильмов, и видеокадры из шкафа, куда заперли Макса, чтобы победить его клаустрофобию… И огромное спасибо зрителям за то тепло, которое мы почувствовали, увидев, как нам аплодируют, - подытожил Александр Бобров. - Многие говорили, нам, что эту пьесу не поймут, она «не наша». Но зрителю интересно расширять свой кругозор, это - не так, как, например, когда после просмотра моего любимого фильма «Белый Бим Чёрное ухо», который глубоко ранит душу и не скоро захочется посмотреть его второй раз. Это - как «Мастер и Маргарита» Булгакова. Первое прочтение оставляет много неясного, и вскоре тянет перечитать ещё раз, чтобы «вникнуть как следует». А вообще - мне просто нравится, как с нами поработал Гарольд Стрелков. Когда все - друзья. Всегда приятно заглядывать в родные глаза, которые понимают тебя, которые ты понимаешь. Легче работать на сцене, когда знаешь, что рядом - брат и друг. И то, что декорации такие необычные - спасибо нашему декоратору: девушке с интереснейшей фамилией Ромашка!
Думаю, что мнений будет более чем достаточно. Без этого нельзя. У каждого свой вкус и своё понимание того, за чем именно приходил на спектакль - посмеяться и расслабиться или задуматься, попытаться анализировать ситуацию, в корне изменить свою жизнь.
Но психоанализ и рок-музыка - это всё же чертовски круто!
Фото Анны Прудниковой.