Работник пожарной части г. Сеула Сим Хун Суг приехал в Свободный, чтобы почтить память своего деда и поставить здесь памятник всем корейцам, умершим на русской земле. Экскурсоводом гостя из Кореи стал свободненский фотожурналист Андрей Жадько, с которым Сим познакомился через «Фейсбук». О том, как это произошло, и где побывал гражданин Кореи в Свободном, рассказывает наш коллега.
Немного истории
Корейцы не любят японцев. Очень много корейцев ненавидят японцев просто люто-бешено. Почему? Не знаю, как до ХХ века, а вот в начале прошлого Япония напала на Корею и, если кратко, устроила там геноцид местного населения. Многие корейцы были вынуждены покинуть родину. Часть из них осела в России. Кто ж знал, что скоро будет революция. Когда эмигранты сюда пришли, Россия была процветающей страной. Дедушку моего друга по «Фейсбуку» Сим Хун Суг занесло в село Мазаново Амурской области. Вообще-то, если верить старикам и книжкам, корейцы всегда тут были. Кто торговал, кто работал. И сейчас они у нас живут. Знаю, что рабочие из Северной Кореи работали на строительстве нового корпуса горбольницы. Это так - к слову. А нынешний посёлок Советский раньше носил имя «Корейский», и мой дедушка мне рассказывал, что на падИ они сеяли свой рис.
Жалко мне корейцев. Японцы в желании расширить свой ареал обитания крайне негуманно относились к своим соседям. И, попав в Россию, избежав самурайских ножиков, они попали под замес русского бунта. Так я неплавно подвёл вас к информации о корейском инциденте 1921 года в Свободном. Вспоминаем, что в те годы молодая Дальневосточная республика переживала гражданскую войну и интервенцию. Естественно, эти «прелести» коснулись и корейского народа - они тоже делились на «красных» и «белых». Но появилась объединяющая всех корейцев сила - ненависть к японцам, которые орудовали на русском Дальнем Востоке. Поэтому корейцы охотно вливались в партизанские отряды.
Эпицентром корейской драмы становится г. Свободный. Во-первых, тут в 1920 году был мощный корейский красный отряд, во-вторых, сильная корейская община. Весной-летом 1921 г. в наш город начинают стекаться большие и маленькие корейские отряды. Внимание!!! Со всего Дальнего Востока, Восточной Сибири и Маньчжурии. Короче, Свободный становится маленьким Сеулом. К слову, отряды были разные, были и анархисты, были и националисты. И тут до них доходит, что командовать этой корейской армией будет не легендарный в то время свой кореец О Хамук (под чьё имя и авторитет всех собрали), а грузин Каландарашвили, что никакого похода в Корею не будет, а они просто «национальная бригада». В общем, совсем не то, что хотели сами корейцы. А хотели корейцы самого в их жизни главного - вернуться домой, они думали, что Красная армия поможет избавить их народ и их землю от японских оккупантов. Короче, корейцы взбунтовались. А Красная армия не стала долго разбираться, кто тут боевик, а кто «умеренная оппозиция». Эшелоны с солдатами и бронепоездами из Шимановска и Бочкарёвки Нестор Каландарашвили и часть корейцев под командованием вышеупомянутого О Хамука уничтожили восставших. Суражевка, Чесноки были залиты кровью. Теперь даже нет суражевского кладбища, где могли бы быть останки тех корейцев. И, согласитесь, многие ли из вас слышали о «корейском инциденте» 1921 года? Я об этом узнал год назад. И узнал случайно.
Век нынешний
В «Фейсбуке» есть интересная особенность - соцсеть скрывает от вас переписку, от незнакомых вам людей. Однажды, чисто случайно нажав на одну из ссылок, я узнал, что мне уже давно пишет один кореец. Используя Google переводчик, он пытался добиться моей помощи в «повозить его по Свободному». Время было упущено, сообщение я так и не открыл. Тогда он попросил меня сфотографировать Суражевку и Чесноки. Уверял меня, что он не «шпион». Оказалось, что он уже был в Свободном и пытался заснять самостоятельно на планшет нужные для его книги места. Естественно, планшетные снимки никуда не годились. Посчитав меня за профессионального фотографа, захотел иметь качественные фотографии.
Сим Хун Суг живёт в Сеуле, работал тогда фельдшером на скорой помощи. Именно от него я и узнал словосочетание «корейский инцидент». Мне стало интересно. Нашёл статью свободненского краеведа Евгения Паршина, нашёл несколько сайтов русских корейцев.
Как кореец представлял себе жизнь в России? На мой взгляд, очень страшной. Сначала меня это веселило, а потом не очень. Ему везде мерещился КГБ. По его представлениям, тут воплощение «1984 года» Оруэла. Все друг за другом следят и пишут доносы в КГБ. В то же время, анализируя русскую прессу, он знает, что русские не очень любят водку, балалайка - для нас самих экзотика, медведей на улицах нет, русские сами любят подшучивать над иностранцами, пугая их медведями. Грустно. Его представление о России показывает огромные пробелы между нашими народами. Да, собственно, что я знаю о корейских людях? Вот многие ли из нас (без помощи Google) знают руководителя Южной Кореи? Мы можем перечислить марки машин, телефонов и «Доширак»… Всё! Знаем, что есть ещё Северная Корея, что вроде как в разделении страны виноваты США. А детали знают только специалисты.
Несмотря на это, 21-й век дозволяет нам общаться. Программы-переводчики помогают нам немножечко понимать друг друга. Ни я по-корейски, ни Сим по-русски не понимаем ни бельмеса. И без онлайн-транслитеров вообще бы не смогли поговорить. Кстати, «Яндекс» переводит лучше, чем Google. Если будете общаться с корейцами, рекомендую. И вот после года переписок Сим вновь приезжает в Свободный. Приезжает внезапно. На несколько дней раньше обещанного, и у нас всего несколько часов до его обратного поезда. Это время он хотел бы потратить на поездку в Красноярово и Мазаново. Приехал с двумя дамами уважаемого возраста. В России его сопровождали русские кореянки Алла Ким и Маргарита Чой из Уссурийска. Там, оказывается, до сих пор есть корейская диаспора, сохранившая язык. Говорили они почти одновременно, так что в машине у меня было шумно.
Едем туда, где жил дедушка.
Сима удивило хорошее состояние городских дорог и «федералки». Он слышал, что в России плохие дороги, но реальность его переубедила. Странное заявление. Не думаю, что в Свободном дороги лучше, чем в Уссурийске или Хабаровске. Забегая вперёд, скажу, когда мы уже по темноте возвращались в Свободный, мне пришлось лавировать между тяжёлой строительной техникой. Под мощными прожекторами шла укладка асфальта на участке между Красноярово и «федералкой». Сим удивился. Говорит: «Я думал, только в Корее дороги по ночам делают…». Э, брат, подумал я, пробудь ты тут ещё сутки, я бы тебе порвал ещё 100 шаблонов. Однако вслух сказал: «Советский Союз и Россия - это две разных страны».
Алла Ким - фигура известная. Она внучка Хон Бом До - корейского командира красных партизан, который лично встречался с Лениным. А сама она приложила немало усилий для отмены визового режима между Россией и Южной Кореей. И эта женщина сидит у меня на заднем сидении и болтает об огородах. Огороды - это наши антисанкции. Пока в России у каждой семьи есть огород или дача, западные санкции нам - по фигу. Мой одноклассник занимает высокий пост в финансовых структурах и держит дачу. «Тебе-то зачем?» - «А мне нравится», - ответил он. Как только речь зашла о санкциях, вспомнили про американцев. Сим не симпатизирует американцам. Наверное, потому, что американцы поддерживают японцев. А японцев, как я уже говорил, корейцы не любят. Сим при любом удобном случае вставлял, что не любит японцев.
Подъезжаем к «федералке». Показываю: налево - космодром. Алла перевела, я услышал знакомое слово «космодром» без перевода. Так же, как и слово «дача» до этого. Интересно, что рисовал себе в голове мой фейсбучный друг, когда слышал эти слова? С другой стороны, как перевести понятие «дача» корейцу? Это значит, ему нужно объяснять весь наш образ жизни. То, что продовольственный вопрос у нас каждая семья решает независимо от фермеров и тем более от государства. В магазин мы ходим за тем, что не можем произвести сами: хлеб, масло, колбаса. Нет, при желании можем произвести вообще всё, даже лимоны к чаю. Как объяснить жителю азиатского мегаполиса, что картошку (у них это дорогой деликатес) все выращивают сами, с юных лет знают всю технологию и нюансы? Что засолка огурчиков - это коллекционирование, а иногда и спорт? Житель азиатского мегаполиса летом отработал и пошёл отдыхать, а житель русского городка отработал и поехал на дачу - поливать помидорчики и морковку. А иначе у нас никак. Иначе - голод. И социальный статус тут ни при чём. Огород уравнивает и соседского алкаша, и чёткого пацанчика, и высокого чиновника из РЖД.
Впрочем, я отвлёкся. Приезжаем в Красноярово. В этом селе в 1921 году на общекорейском съезде было решено выдвигаться отсюда в Свободный. Они ещё не знали, что на собственную погибель. Сим бегает по берегу Зеи с фотоаппаратом. Снимает меня и наших спутниц. Улыбается. А по этому берегу ходил его дед. Наверное, так же смотрел на закат в сторону Свободного. Возле берега стоит джип, у джипа две диких утки. Наша суета пугает их, они бегут к воде, разбегаются и взлетают. Это всё посередине села. Подплывает на лодке хозяин джипа, спрашиваю, как попасть в Мазаново. Пока доехали до Мазанова, уже стемнело. Мазаново - село, где его дед жил после бегства с родины. Ничего не видать. Кое-как находим памятник. На одном из элементов памятника даты 1919-1922. Кореец быстро передвигается возле памятника, беспрестанно фотографирует, боясь что-то упустить, делает дубли - боясь, что может что-то не получиться. У него, наверное, полфлешки однотипных кадров. Мы уже в машину сели, а он всё ходил и фотографировал. На обратном пути Сим был уже не такой разговорчивый. Мои спутники проголодались. В Свободном я высадил их возле одного из ресторанов. На том мы и расстались.
Где гражданин Кореи побывал в Свободном?
Он был в храме, он был в музее. Он был в городской администрации, где решали вопрос о памятнике корейцам. Было приятно сообщить ему о том, что посёлок Советский когда-то назывался «Корейским». Опытный взгляд моих спутников сразу обнаружил бывшие рисовые поля на пади возле посёлка. Но самое главное - Суражевка. Пешеходный мост и водонапорная башня на станции - другой популярный образ на его флешке. Хм, а куда привести интуриста в Свободном? О чём ему можно при этом рассказывать? Ну, русскому понятно - дом Приёмыхова, памятник Гайдаю, доски Флоренскому и Солженицыну. А иностранцу? Японцам интересны места, связанные с их предками. Оказывается, есть куда привозить и корейцев. А остальным? Вот тут был такой-то лагерь, вот там такой-то?.. А почему ваш город называется Свободный? Не знаю, шутка такая.
«Почему вы приехали сейчас - осенью? - спрашиваю я Сима. - Надо приезжать летом - день длиннее - больше успеем посмотреть и сфотографировать». Оказывается, у них «родительский день» осенью. И тут я понял, почему наш весной. Православие готовит нас ко всеобщему воскрешению, поэтому мы наших предков поминаем весной, когда всё начинает жить.
Корейцы имеют свою версию свободненского инцидента. Сим не рассказал мне её. Думаю, из деликатности вопроса. Очень вежливый человек. Короче, у каждого своя правда.
Я представил себя на его месте. Работник пожарной части г. Сеула (к моменту визита в Свободный Сим уже не был фельдшером) едет в «злобную» и «агрессивную» страну Путина и КГБ, чтобы почтить память своего деда и поставить там памятник всем корейцам, умершим на русской земле. К слову сказать, Сим проделал большой путь. Он бывал ещё и в Китае, и в Монголии - там, где «засветились» его земляки в начале ХХ века. Невероятно. Я бы не поехал. А он копит средства и тратит свой отпуск на визит в эту «страшную» Россию.
Для чего это корейцу надо? Предки для азиатов - люди почитаемые. Они на свой осенний «родительский день» не занимаются ерундой, а посвящают день молитве и воспоминаниям. Думаю, этому стоит поучится. А ещё я думаю, что, когда у нас появится маленький корейский памятник и в Свободный будут заглядывать гости из Южной Кореи, это послужит примером нам, славянам, - как надо относиться к памяти.
Фото автора и Сим Хун Суг.
А Корея разрешить гражданину России поставить памятник? Думаю нет. Почему мы себя принижаем!Мы русские!Мы Россияне!
эх завербовал кореец автора, вкоро вместе будете тайгу лобзиком валить и показывать друг другу просторы амурской ротани.
Обещал ещё приехать???