Народный театр им. Васильевых, действующий при Доме народного творчества в Благовещенске, в нашем городе впервые побывал в прошлом году с премьерой спектакля «Игрушки». Очередной гастрольный показ состоится 27 апреля в 18 часов в ДК железнодорожников. Актёры представят на суд свободненских зрителей постановку «Дядюшкин сон» по мотивам повести Ф.М. Достоевского.
Кстати, в составе театральной труппы задействована наша землячка Екатерина Набока, в своё время начинавшая актёрскую карьеру в народном театре ДК железнодорожников.
Накануне премьеры мы встретились с художественным руководителем театра Сергеем Малковым.
- Как давно вы возглавляете коллектив? Кто стоял у истоков труппы?
- Художественным руководителем театра я стал десять лет назад. Кстати, начинал актёром, потом «дорос» до режиссёра. Бразды правления принимал у родоначальницы - народной артистки России Любови Григорьевны Васильевой. Они создавали наш театр вместе с мужем - режиссёром Амурского театра драмы Сергеем Ивановичем Васильевым. Отец-основатель ушёл из жизни раньше нашей наставницы, которая до последних дней трудилась вместе с нами над постановками.
- Ваш коллектив самодеятельный, актёры не профессионалы. Поэтому ожидаемо, что в репертуаре театра в основном лёгкие пьесы. Вы берётесь за сложные произведения?
- Думать, что актёры-самоучки не способны создать нечто серьёзное, - большая ошибка. Для них театр - отдушина, увлечение. Здесь они раскрываются полностью. Все наши артисты разные по характеру, темпераменту, как в любой театральной труппе. Кто-то играет характерные роли, кто-то комедийные... Насколько разнообразен актёрский состав, настолько многообразен и репертуар. В нашем багаже классические, современные, экспериментальные постановки. Для школьников ставим спектакли на социальные темы. В репертуаре театра девять постоянных спектаклей, любимых зрителем. А вообще на сегодняшний день сыграно несколько десятков постановок. Наша зрительская аудитория большей частью молодёжная, но часто приходят на премьеры люди зрелого и преклонного возраста. Могу смело утверждать, что за годы существования мы обрели своего постоянного зрителя. Нас узнают во время городских мероприятий и визитов в коллективы предприятий и организаций, основной актёрский костяк более 20 лет на сцене. Среди наших артистов инженеры, врачи, преподаватели вузов, рабочие, студенты... Средний возраст труппы 25 лет (от 17 и старше). Многие воспитанники театра впоследствии стали профессионалами. Из-под «крыла» четы Васильевых «выпорхнули» два режиссёра, оперный певец, начальник отдела культуры г. Благовещенска, директор областного училища культуры.
- Как в театре им. Васильевых появилась наша Екатерина Набока?
- Начну с того, что о её предыдущем театральном опыте в момент нашей встречи я не подозревал. Так случилось, меня пригласили в педагогический университет преподавать актёрское мастерство на факультете дополнительных преподавательских профессий. Факультет готовил руководителей кружков, заместителей директора по дошкольному воспитанию и так далее. Чему учить студентов, как их заинтересовать, долго не раздумывал. Изначально ставил для себя задачу: просмотреть, отобрать себе в театр одарённые кадры, остальным дать базовые знания. Катя пришла с друзьями с одним из курсов, увидев объявление о театральном отделении. Посмотрел её в одной из ролей и пригласил к себе в театр. Потом Катя закончила обучение в вузе и работала в ДНТ методистом по связям с общественностью. По сути она сейчас администратор нашего театра, организовывает гастроли, приглашает трудовые коллективы на премьеры, приводит зрителей с улицы. Зал у нас небольшой - 100 мест (при аншлагах ставим дополнительно 40-50 стульев), а преданные зрители готовы смотреть и стоя. Катя ещё и ведущая актриса. У неё шесть ролей второго плана, в том числе в спектаклях «Танец семи покрывал», «Дядюшкин сон», «Чёрно-белое кино»... Чаще ей достаются персонажи с ограниченным текстом, но огромной смысловой нагрузкой. Надо раскрыть образ мимикой, движением, и Екатерине это блестяще удаётся.
- Как становятся актёрами театра имени Васильевых? Вы берёте только заведомо одарённых людей или работаете со всеми желающими?
- Сразу скажу, мы никогда никого не гоним. Иногда человек не в состоянии сразу раскрыться. Как ни странно, многие актёры застенчивы и робки. К нам практически всегда приходит «сырой материал» - робкие, неуверенные в себе, с дефектами речи, не умеющие двигаться, общаться. Проходит время, и человек меняется, избавляется от комплексов. Театр - это больше психология через игру. Проводим время с пользой и учимся общаться. Отвлекаем молодёжь от социальных сетей. Я ещё и руководитель клуба ролевой исторической реконструкции. Приходят подростки, не умеющие держать в руках инструменты, не знающие литературы и истории. В молодости надо попробовать себя в разных сферах, чтобы в зрелости использовать накопленные навыки и знания. Опыт игры в театре немаловажный аспект в становлении личности, так как искусство воспитывает лучшие человеческие качества.
- Над чем вы сейчас работаете?
- Готовим спектакль на социальную тему. Главные герои - нерождённый ребёнок и его мать. Эта постановка не столько о вреде и недопустимости абортов, сколько о несерьёзном отношении к беременности у многих женщин: курят, пьют, не следят за здоровьем... На протяжении действия происходит диалог. Герои разговаривают и через текст пытаются донести до зрителей основную идею ценности жизни начиная с момента её зарождения.
- А в «Дядюшкин сон» вы привнесли что-то своё?
- Конечно. Пьеса - это переработка авторского оригинала. Мы привнесли две идеи. Первое: скромные декорации - четыре стула на сцене, находящиеся в постоянном движении. Второе: положительных героев в пьесе нет, они все отрицательные. Мы хотели показать зрителю, как нельзя жить. Приглашаем на премьеру всех, кто ценит творчество Достоевского.
Фото Анны Прудниковой и из архива театра.
Последнее в разделе Культура