Суббота, 4 мая, 2024

Записки деда о жизни в Свободном 100 лет назад публикует на интернет-канале его внук

2
1 008
Мемуары. Новости
Сквер со стелой в честь основания города в Свободном.

На наш сайт пришло письмо от Артёма Воробьёва, который предлагает познакомиться с мемуарами своего деда, Виктора Яковлевича Спригуль, жившего в Свободном с 1918 года.

«Копаясь в старых вещах, наткнулся на мемуары моего деда Спригуль Виктора Яковлевича, жившего в Суражевке (а затем и в Свободном) с 1918 года. В книге подробная история жизни в те непростые годы. Важные исторические события глазами очевидца и много простых (но от этого ещё более интересных) житейских историй. Мемуары оказались настолько интересными, что я организовал канал на платформе «Telegram», куда выкладываю по 2 главы в день. Присоединяйтесь, если хотите узнать побольше об истории своего города «из первых рук»!

Из дальнейшей переписки с Артёмом, выяснилось, что живёт он далеко от Свободного. Связей с другими членами семьи Спригуль, которые остались на Дальнем Востоке, у него нет. Артём предполагает, что оригинал рукописи хранится у кого-то из них. К нему попала более поздняя её перепечатка. На наше предложение передать рукопись в музей, Артём ответил, что, по его мнению, «в 21 веке функцию музея уже давно выполняют цифровые каналы. В данном случае, распространение информации о канале «Записки деда Вити» среди жителей города, поможет сохранить и даже оживить эти воспоминания куда эффективнее любого музея».

Думаем, что свободненцам действительно будет интересно прочитать эти живые заметки о жизни наших предков в городе более ста лет назад. От себя добавим, что фамилия Спригуль в Свободном очень известная. Её представители в своё время работали на заводе «Автозапчать», занимали ответственные должности. Михаил Яковлевич Спригуль (в 1950-х годах) был ведущим актёром народного театра ДК ЖД.

Записки содержат много интересных фактов. Например, о дяде Виктора Спригуль по материнской линии Михаиле Матвеевиче Богдановиче, полном Георгиевском Кавалере (4 Георгиевских Креста!), который был похоронен на Ударненском кладбище в Свободном.

Мемуары. Новости
Дядя Миша - Гергиевский кавалер.

Автор мемуаров вспоминает, как дядя Миша приехал к ним в 1916 году, когда семья Спригулей ещё жила в Петрограде. «За храбрость и отвагу дядя Миша произведён в подпрапорщики и награждён высшей наградой - именным серебряным оружием (шашка и наган). Дядя Миша приехал в ставку получать именное оружие, а мне привёз с фронта подарки: немецкую винтовку со штыком, австрийский карабин и немецкую парадную гвардейскую каску. Радости моей не было границ. Особенно мне понравилась каска. Голова у немца была маленькая и мне, шестилетнему, каска была в самый раз. За столом дядя Миша рассказывал про дела на фронте, про Брусиловский прорыв, в котором он участвовал, поднимал тосты «За славу Русского оружия»...

...Листая страницы жизни на много лет вперед, нужно сказать: в Кремле в Георгиевском зале, среди имён полных Георгиевских кавалеров Родины есть и имя нашего скромного героя - дяди Миши, а могилку его мы, нерадивые потомки, потеряли на Дальневосточном, М-Чесноковском кладбище».

Ещё один небольшой отрывок, который мы приводим, рассказывает о школьных годах Виктора Спригуль и о том, какой была школа в Свободном в 20-е годы прошлого века.

«Согласно решения Правительства все вышеначальные, реальные и прочие училища и гимназии были упразднены и введена единая Советская школа 1-й и 2-й ступени (и только тогда в Суражевке церковь была отделена от государства и школы). Поэтому наше вышеначальное училище было закрыто, а я переведён в 5-й класс М-Чесноковской железнодорожной школы 1-й ступени.

Хочется помянуть добрым словом учителей этой школы, энтузиастов своего любимого дела: Сергея Николаевича Семьянова («Семьяныч» - как мы ласково звали его ), учителя физики и химии (ни один урок не проходил без опытов на приборах сделанных им лично, в те трудные годы, когда не было никаких учебных пособий). Его жена Семьянова Галина Васильевна, учитель ботаники и зоологии, Новосельская - учительница истории и обществоведения, Новосельский А. - учитель английского языка и рисования (принесёт на урок скрипку и под её аккомпанемент мы поём стихи Байрона «Чайль Гарольд»). Ксения Никаноровна Луппова - грозный математик.

У меня появился новый друг - Тиша Савченко, с которым мы сели на одну парту, а потом сидели 4 года вместе. Тиша был скромный тихий мальчик, романтик ещё больше, чем я. Книголюб. Отец золотопромышленник - убит хунхузами. Жил в Суражевке в своём доме с матерью и сестрёнкой Зиной (в последствии, первая женщина-капитан Амурского пароходства). Все 4 года, пока мы учились вместе, Тиша ходил в одежде северянина: в унтах, оленьей дохе и шапке с длинными ушами. Летом в ичигах. Звали его «Кожаный чулок» или «Морхоке» - вождь команчей.

Первый урок по русскому языку в новой школе начался с сочинения на свободную тему. Темой моего сочинения я избрал случай, когда пьяный Ванька Казутин, будучи на дальней Заимке, пошёл ночью воровать арбузы, вышел к железнодорожному полотну и из своего старенького дробовика обстрелял шедший бронепоезд. Все это описал в розовом цвете с романтикой, а Витьку Казутина изобразил героем. Начал примерно так:

...По заброшенной своими основными хозяевами - рабочими Транссибирской магистрали, по ржавеющим ниткам рельс, покоящимся на гнилых шпалах с задранными вверх концами, и заросшему бурьяном и чертополохом полотну, лязгая буферами и гремя на стыках шёл бронепоезд...

Сочинение учительнице очень понравилось. Зачитала всему классу. И я, как Васька Казутин, стал героем: «5».

А через некоторое время было второе сочинение на тему: «Кем я хочу быть».

Я написал: офицером. «Скакать на лихом коне, сверкая клинком, впереди эскадрона, и чтобы ветер и пули свистели в ушах, а сзади развевалось боевое знамя».

Восторгов не было. Учительница оставила меня одного и говорит: «Спригуль, ты с ума сошёл? Разве можно писать такие сочинения? Я поговорю с твоим отцом».

На углу улиц Большая и Торговая стоял двухэтажный аптекарский магазин, Бывалина. На втором этаже была квартира, на первом магазин.

В магазине по американскому методу, кроме лекарств, можно было купить всё, что душа желает.

Аптекарь Бывалин - среднего роста с рыжеватой чеховской бородкой - был типичный русский интеллигент-правдоискатель. Всё ему было «не так», всё «неправильно» и свои мнения он при себе держать не любил, а делился с окружающими.

Пришли белые - «всё не так». За это его выпороли шомполами. Не успели зажить рубцы, пришли красные. Опять «всё не так». А эти ему просто набили морду, как греку-пекарю...

С этим интересным человеком я познакомился при следующих обстоятельствах. У него была дочка Валя, на голову выше меня, жердявая девочка, тупая как колун. А Лидия Павловна посадила меня с ней на одну парту.

Однажды Лидия Павловна говорит: «Витя, ты сегодня помоги Вале сделать домашние уроки».

«Хорошо».

Пришёл со школы домой, пообедал, взял сумку с учебниками и к Бывалиным. Захожу в магазин. «Здравствуйте!»

«Молодой человек, Вам чего?»

«Я пришёл к Вале помогать делать уроки».

Смотрит на меня поверх очков... Потом кричит в дверь квартиры: «Валя к тебе репетитор пришёл!»

И ко мне: «Проходите, пожалуйста, на второй этаж!»

После этого я был у них несколько раз и мне нравилось,что Бывалин разговаривал со мной, как со взрослым».

На сегодняшний день опубликовано 24 главы из «Записок деда Вити», их можно прочитать на канале Телеграм.

КОММЕНТАРИИ
  1. Очень интересно! Обратите внимание на форму изложения мымлей. Просто и красиво. И то чему сейчас учат детей в школах разительно отличается!