Воскресенье, 19 мая, 2024

Писатель из Петербурга одобрил проект «Свободненского биографического словаря»

0
166

Писатель из Петербурга одобрил проект «Свободненского биографического словаря». Новости
А. Образцов с журналистами А. Волковыми и Д. Половнёвым. Фото из архива газеты.
Свой отзыв о проекте Алексея Падалко по изданию «Свободненского биографического словаря» прислал на адрес нашего сайта из С.-Петербурга писатель и драматург, наш земляк Александр Образцов. Вот что он сообщает в письме.

«О предложении А. Падалко. Считаю его чрезвычайно полезным и гуманным. Был бы рад участвовать в этом предприятии. Время бежит и смывает всё.
Посылаю некоторые свои опозновательные знаки.
Хотелось бы добавить к сказанному А. Падалко: мне представляется плодотворным сбор материалов по предприятиям, школам, учреждениям. Иначе можно утонуть. Скажем, трест «Амурзолото», кто его помнит сегодня? А это - крупнейшее в области объединение.
Александр Образцов, председатель секции драматургии Петербургского отделения Союза писателей России».

Александр Алексеевич приезжал в Свободный и встречался с журналистами «Зейских огней» уже лет 10 назад. В редакционном архиве сохранилась фотография, на которой гость с сотрудниками редакции Александром Волковым и Дмитрием Половнёвым.
В газете было опубликовано несколько рассказов и эссе писателя. Сегодня мы хотим представить присланную А. Образцовым автобиографию.

АВТОБИОГРАФИЯ

Как-то незаметно мне натикало очень много лет. Редкие писатели доживают до такого возраста. Видимо, потому что много пьют, плохо закусывают и завидуют кому попало.

С возрастом приходят удовлетворение и орлиный взгляд с высоты. Забираешься так высоко, что из рогатки тебя уже не сбить. Но и другие жизненные причуды и прихоти не исчезают. Они даже как-то вырастают в цивилизованные потребности. Как говорят на Востоке, «девушку выбирай взглядом старика, а коня – взглядом молодого».
Попробую рассмотреть свою жизнь стратегически с единственной целью быть кому-то полезным хотя бы в смысле пропаганды долголетия.
Возьмем две оси координат: пространство и время.
Я родился на Дальнем Востоке в городе Свободный Амурской области. Этот город возник как Алексеевск в 1912 году и назван в честь несчастного наследника престола. Он строился с целью стать когда-то столицей Дальнего Востока.
Моя мама была родом с Кубани, из станицы Брюховецкая. Отец родился в древнейшем сибирском селе Качуг, в истоках реки Лена.
Сразу после моего рождения в 1944 году отца перевели начальником планового отдела на север Амурской области, на рудник Токур. Там до Охотского моря тропы через хребет Джугджур. В шахтах Токура до сих пор добывают рудное золото.
Когда мы взлетели в самолете со свободненского аэродрома, было совершено первое покушение на мою жизнь: самолет со мною-грудничком рухнул с небольшой высоты.
Второе покушение состоялось через четыре года, в 1948 году. Мы с братом, которому было 2,5 года, каким-то образом оказались на сарае и начали качаться на электрическом проводе. Брат, работавший в дальнейшем электриком, не стал хвататься за второй провод. Я схватился. Соседи давно заметили детишек, решивших покончить с безрадостной жизнью. Поэтому один из них прибежал и быстренько сдернул меня. На моей левой ладони на всю жизнь остался белый шрам, уходящий между указательным и средним пальцами. Отец, примчавшийся прощаться со старшим сыном, не позволил окрестным бабам закопать меня в землю по шею, чтобы ушло электричество, а сделал мне искусственное дыхание. Я ожил.
Могу припомнить еще несколько попыток суицида (назову это всё же сатанинским покушением на мою жизнь) – как-то я, подобно царевичу Дмитрию, игрался с ножичком и насадил себя, пронзив губу и десну. Над верхней губой у меня также на всю жизнь сохранился белый шрам.
Последним покушением на мою жизнь я считаю рак лимфы, который настиг меня в 1991 году. Я связываю это впрямую с судьбой своей горячо и безответно любимой Родины, которой в 1991 году стало так же плохо. Горжусь тем, что я излечился вопреки онкологической лечебнице в Песочном, хотя лечащая врачиха сказала мне милым, тихим голосом: «Вернитесь к нам, иначе вы очень скоро умрете». Нет! Не получится!.. Я победил рак самостоятельно. Как, - это другая тема.

После Токура отца перевели в Соловьевск. Здесь золото добывали дражным способом, промывая золотоносные пески. Соловьевск – моя самая большая родина. До 1951 года он относился к Читинской области и к тресту «Забайкалзолото». После перевода нескольких районов из подчинения Читы в подчинение Благовещенска трест «Амурзолото» сменил в Соловьёвском прииске всё начальство. Начальство поселилось на сопке у школы и её начали называть Барской горкой.
В Соловьёвске умерла моя мама. Мне было тринадцать лет. Она умирала страшно, от рака. Память об этом помогла мне победить ту же болезнь спустя 34 года.

Вернёмся к пространству. Отца повысили в должности, назначив главным экономистом треста «Амурзолото» и он, имея восемь классов образования и будучи сыном лишенца, достиг пика своей карьеры. С тремя детьми мал мала меньше он прибыл в город Свободный, откуда я родом. То есть, за 14 лет я совершил малый круг по своей малой родине – Амурской области.
После школы я решил зачем-то ехать в Ленинград. Почему, зачем? Непонятно. Здесь жила старшая сестра мамы, но я ночевал у неё в комнате всего несколько ночей. Потом поступал в Институт Репина (нагло и бессовестно) без всякого на то основания. Дальше было уже неинтересно: учился в ЛГУ на географическом факультете (знал географию блистательно – тоже вывих разума). С третьего курса меня призвали в армию (через месяц после призыва вышел указ о брони для студентов – но это так, небольшой штрих к вопросу о сатанинских силах, сбивавших меня с курса). В армии ответственно начал писать сентиментальные стихи и какие-то куцые отрывки в прозе.
Снова о пространстве: первый год я служил в Умани и Гайсине на Украине, а потом – в Серышево Амурской области! То есть, это был второй круг, большой, размером в страну. В дальнейшем я восемнадцать раз (!) пересекал в плацкартном вагоне всю страну от Ленинграда до Свободного (8000 км).

Из наиболее интересных подробностей жизни отмечу 16 лет в рабочих общежитиях Ленметростроя. Кто жил в общагах с проходчиками – поймет, о чём речь.

И всё время я писал. С восьми лет каждый вечер перед сном я сочинял по роману. Перейти на дурацкий письменный язык удалось только годам к тридцати. С тех пор одна мысль меня гнетёт и унижает: где и как прячутся люди, умеющие наслаждаться Чеховым и Гоголем? Громадный опыт жизни говорит о том, что их нет. Всё это поза. Не могут люди, любящие настоящие стихи, рассказы, пьесы, так ненавидеть всё современное.

Поясняю. Мне достаточно прочесть несколько строк любого автора, чтобы понять умение приставлять слова одно к другому. Именно в промежутках между словами и в их причудливых связях скрыто всё передаваемое людьми знание. Или у тебя есть этот дар или его нет.

Был только один период в краткой истории нынешней англосаксонской цивилизации, когда дар искусства полностью воссиял над миром – это рубеж двадцатого века в России, называемый почему-то «серебряным веком».

Но переживание было слишком острым – англосаксонцы прихлопнули русское Возрождение. Что с них взять? Ведь сама Британия, как доказал лингвист и мыслитель А. Драгункин – это остров отморозков. Именно наши отечественные отморозки, изгнанные из Руси за беспредел, завоевали под именем норманнов и прочих данный авианосец. В английском языке практически все корни русского происхождения, а английский мат – калька с нашей блатной речи. Не стоило бы здесь уделять так много внимания столь ничтожному предмету, но именно фальсификаторы из Лондона уже больше четырехсот лет мучают Россию за тот давний отлуп.

Наша обязанность – противостоять нашествию мракобесия с Запада. Великие восточные цивилизации в двадцатом веке подтянулись с нашей помощью к этому святому делу. Победа будет за нами, как сказал один неглупый человек.
Что требуется для этого? Требуется сохранить нажитое и прирастить его. Сцепив зубы, собрав силы – расцепить удушающий захват. Внимательно присмотреться к окружающим даровитым людям и сомкнуться в стальную рать умеющих составлять слова, смешивать звуки и краски.

И заставить, в конце концов, читателей, слушателей, зрителей напрягать свои мозги. Потому что только потрудившись можно достичь наслаждения.

Мною написаны около сотни пьес, тысячи четыре страниц прозы и публицистики и около шестисот стихотворений.

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ

ОБРАЗЦОВ Александр Алексеевич, родился в городе Свободном Амурской области в 1944 году. В Ленинграде с 1961 года. Окончил 3 курса ЛГУ (географический факультет, океанология), диплом Литературного института.
Президент и основатель петербург­ского Домика драматургов. Член Союза писателей СССР с 1989 года. Член твор­ческого совета журнала "Драматург" (Москва). Председатель секции драматургии Петербургского отделения Союза писателей России.
ИЗДАННЫЕ КНИГИ. "Поющие люди", рассказы, изд. "Советский писатель" 1988 год. "Ленин и Клеопатра", пьесы и рассказы, изд. "Культинформ" 1992 год. «Silentium!» стихи, изд. «Петрополь», «Одиннадцать рассказов для Дженифер Лопес», проза, изд. «Петрополь», 2003 год (все – Петербург) «В начале было слово. Русское» (совместно А.Драгункиным) изд. «АНДРА» СПб, 2005. «Амур и Атлантида» (совместно с А.Драгункиным) изд. «АНДРА» СПб, 2006. «Ужатые книги» СПб, изд. «Алетейя» 2010. Составление книги современной СПб драматургии «Царь-баба», изд. «Русский остров» 2011. Книга эссе (совместно с Н.Коняевым) «Застигнутые ночью», изд. «Русский остров» СПб. 2011. и др.
В издательстве «Камея» СПб издал около 120 наименований книг прозы, драматургии, поэзии, публицистики.
ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ.
Рассказы в журналах «Новый мир» №6 за 2008, №3 за 2009, №11 за 2012, «Октябрь» №8 за 2012,"Нева", "Аврора", "Грани", «Звезда» №7 за 2002, №11 за 2003, №12 за 2008, "Смена", «Постскриптум», «Новая Юность», «Зарубежные записки», «Октябрь» 2011 и других, а также в сборниках прозы "Вкус", "Истоки", "Причастие", в периоди­ческой печати. Составление (вместе с Валерием Поповым) сборника петер­бургского рассказа "На невском сквозняке" (изд. Петербургский писа­тель, 1998).
Стихи в Нью-Йорке и Франкфурте-на-Майне.
Пьесы в журналах "Театральная жизнь", "Современная драматургия" 1990 , 2001, 2003, 2004 годы, "Драматург" № 3, 7 (все - Москва), "Новый журнал" (Нью-Йорк), «Балтийские сезоны» № 9,10, 12 (Петербург) и др.
Эссе в газетах "Час пик", "Вечерний Петербург", "Невское время" «Метро» (Петербург), «ЛГ», «АиФ», «МН», «Независимая газета» (Москва) с 1988 года. «Штык в землю» журнал «Дальний Восток» №2-4, 1999. «Ночной дозор» журнал «Новый мир» № 8, 2003. «В поселке С.» журнал «Нева» №8, 2004 и др.
ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПОСТАНОВКИ.
Около тридцати пьес в театрах Москвы, Петербурга, Тбилиси, Риги, Ташкента, Цюриха, Брюсселя, Гранд-Рапидс (США) и др. В том числе в Москве «Снега» в «Современнике-2» в 1988, «Веничка» в театре "Маралам" в Цюрихе в 1994 году, в Петербурге «Звездный мальчик» (совместно с Л.Разумовской) в Малом драматическом в 1995, «Душечка» в театре Ленсовета в Петербурге в 1998 году и в академическом театре драмы в Самаре в 1999 году, «Блуждания» в муниципальном театре Гранд-Рапидса (штат Мичиган) в 2000 году, «Москва-Петушки» в театре Приют Комедианта (СПб) в 2001 году, «Шинель» в театре на Литейном и «Лиззи» в Балтийском Доме в 2002 году, «Два сердца» и «Заметки по поводу чумы» в Риге в 2003 году, «Все кошки серы» в 2004 году и «В Париж!» в 2007 году в «Комедиантах» (СПб), «Пригород» в 2012 году в театре «Под самой крышей»(СПб)и др.
ТЕЛЕВИДЕНИЕ. КИНО.
Сценарий художественного фильма "Клара Милич" для Венгерского ТВ, 1988. Сценарии для Российского ТВ и НТВ, с 1992 года. Сценарии телепередач "Боярский двор" на канале "Культура" в 1998. Сценарий художественного фильма студии «Римкомедиа» «И никаких других желаний» (ОРТ, февраль 2007).
РАДИО.
Радио "Свобода" (Мюнхен): спектакль по пьесе "Лали", 1991. Петербургское радио: пьесы "Россия" и "Волшебный сад", 1992 Центральное радио "Останкино" - пьесы "Время не ждет", 1987, "Рос­сия", 1992, "Все кошки серы", 1993. Радио "Россия" - пьеса «Пригород» в 1998, «296» в 2002, «Душечка» в 2007, Восемь вечеров рассказов в 2008. Пьеса "Россия" исполнена на Кельнском радио (Германия) в декабре 1997 года. Повторена в 2001 году.

Две всесоюзные премии за радиопьесы.
Премия С. Довлатова в 2003 году за лучший рассказ.
Первая премия на Всероссийском конкурсе пьес к 60-летию Победы в 2005 году.
Первая премия А.К.Толстого за пьесу «Войны не было, а вокруг одни трупы» в 2012 году.

Фото из архива газеты «Зейские огни»