«Первый раз получил я свободу по указу от тридцать восьмого...». Двадцать пятого января родился Владимир Высоцкий. Двадцать пятого (правда, июля) 1980-го он уйдёт. Миг между прошлым и будущим, яркий, как полёт метеора. Это потом его назовут бардом. Как и многих его современников-шестидесятников, способных из пяти аккордов создавать песни, которые будут петь ещё сотни лет.
Бардовская песня... Думаю, что первой такой песней стала «Бригантина» Павла Когана и Георгия Лепского, написанная в тридцать седьмом году и ставшая гимном всех поколений романтиков. «С гитарами в небо взлетают, с гитарами валят лес. Гитары прижав, шагают на стройки БАМа и ГЭС»... Это романтики семидесятых. И - магнитофонные бобины с концертами Высоцкого, песнями опальных Александра Галича и Юза Алешковского, лирикой Юрия Кукина и Булата Окуджавы.
В конце семидесятых мы понятия не имели о происхождении песен, которые разучивали по нарисованным аккордам на убойных фанерных гитарах Хабаровской мебельной фабрики. А что касается бардов - ими в средние века в некоторых странах трубадуров называли. От немецкого: «бард» - борода. Бородатые бродячие поэты-музыканты с лютнями (лютня - многострунный предок гитары, похожий на большую мандолину). В наше время это - бородатые романтики шестидесятых: тайга, горы, костры, гитары, фильм «Вертикаль» с Владимиром Высоцким.
Недаром им посвятил строки Леонид Филатов, отчаянный романтик:
И всё-таки вашей дорогой пойдут
Семнадцатилетние мальчики:
В их души заброшены и прорастут
Порочные зёрна романтики!..
Шестидесятые. Оттепель. Песни Юрия Визбора, Александра Городницкого, Булата Окуджавы, Юрия Кукина, Владимира Высоцкого, Евгения Клячкина, Александра Дулова, Юлия Кима, Новеллы Матвеевой, Виктора Берковского.
«Люди идут по свету, им вроде немного надо. Была бы прочна палатка да был бы нескучен путь». Эпоха физиков и лириков. «Песня о друге», «Песенка о Лёньке Королёве», «Солнышко лесное», «Атланты держат небо», «За туманом», «Кораблик», «Если радость на всех одна», «За что ж вы Ваньку-то Морозова?!». И - «Советская пасхальная» Алешковского:
Сегодня яйца с треском разбиваются
И душу веселят колокола.
А пролетарии всех стран соединяются
Вокруг пасхального стола.
Первые слёты и затем - фестивали как именитых бардов, так и тех, кто впервые взял в руки гитару и успел написать пару-другую песен. Самым известным стал Грушинский фестиваль гитарной (считай - бардовской) песни, проводимый под Самарой с 1968 года. Назван в честь студента Валерия Грушина, погибшего во время сплава по реке Уде при спасении семьи туристов.
Цветные палатки, эстрада в виде гитары. Когда-то репортажи о Грушинском фестивале можно было увидеть по первому (и единственному) телеканалу, и именно отсюда пошло новое поколение авторов - с их песнями с оттенками сатиры. Это Леонид Сергеев, Александр Дольский, Виктор Третьяков, Олег Митяев, Вероника Долина, Сергей и Татьяна Никитины, Михаил Сипер, Леонид Марголин, Юрий Гарин.
С 1973 года в Челябинской области проводился Ильменский фестиваль бардовской песни на берегу Ильменского озера. Но после катастрофы 2014 года, когда во время шквала валились деревья и погибло несколько человек, фестиваль перенесли на горнолыжный курорт. И, наконец, Знаменский фестиваль в Свердловской области - с 1978 года.
Семидесятые, начало восьмидесятых. Владимир Высоцкий, Владимир Шандриков и, конечно, исполнитель авторских неподцензурных песен Аркадий Северный (Звездин). Начало эпохи романтизации городских окраин, «блатняка», а также песен о временах «культа личности». Настают времена прагматиков и реалистов, но и юмора тоже хватает. Чего стоит только песня «Показания невиновного» Владимира Шандрикова в исполнении Аркадия Северного!
Исполнители, имена которых мы узнали лишь с приходом интернета: Стас Сорокин (великолепно исполнял песню на стихи Геннадия Шпаликова «Тихо лаяли собаки в затихающую даль...»), Евгений Чумаченко с его довоенным одесским репертуаром и даже дворовой и бессмертной «Девушкой из маленькой таверны»!
А в разгар «андроповщины» в 1983 году из каждого утюга (кроме радио и телевидения) раздавались хиты группы «Примус» - юного Юрия Лозы, предтечи советского бард-рока: «Мама, мама, не могу без джинсов!..».
Перестройка и горбачёвская «оттепель». Появился Никита Джигурда с его видением перемен.
Ветер перемен, на свободу вырвался прежде запретный рок. Выпуск дисков-гигантов Владимира Высоцкого, Александра Галича, Михаила Звездинского, Александра Розенбаума, зарубежных исполнителей Вилли Токарева и Бориса Рубашкина, Михаила Гулько. Вышел первый альбом Александра Новикова «Извозчик», взошла звезда Иляны Ушаковой.
Очень скоро появится передача «В нашу гавань заходили корабли» с воспоминаниями о песнях городских окраин. В СССР взрастает новый вид бардовской песни - бард-рок. И с магнитофонных (уже кассет) и из телепередач «Взгляд», «Музобоз» и прочих мы узнаём о творчестве Александра Башлачёва, Янки Дягилевой, Ольги Кочетковой, Юрия Хоя, Владимира Шандрикова, Сергея Трофимова, Игоря Талькова, Виктора Цоя, Юрия Шевчука и многих других. Лирика уступает место социальной сатире и протесту, отказу от насилия.
Несмотря на «гласность», все они были «под колпаком», и многие так или иначе умерли не от старости. От «протестантов» конца восьмидесятых остались пронзительные строки, актуальные и в наше непростое время: «Хотелось закричать - приказано молчать» (Александр Башлачёв), «От большого ума - лишь сума да тюрьма» (Янка Дягилева), «Не жалейте меня, я прекрасно живу, только кушать охота порой» (Юрий Хой), «Кто пойдёт по следу одинокому? Сильные да смелые головы сложили в поле в бою» (Виктор Цой). И - как вызов - строки ныне здравствующего Сергея Трофимова о современной «элите».
На смену им придёт романтика блатного шансона. Но их нельзя назвать ни бардами, ни шансонье. Наиболее интеллигентны - поэт Михаил Танич и композитор Сергей Коржуков (группа «Лесоповал»), Михаил Круг...
В 1988 году в нашем городе мне довелось познакомиться с ленинградским бардом Александром Шевченко (к сожалению, недавно его не стало). И с благовещенским бардом Александром Бобошко я знаком лет пятнадцать. А Свободный очень скоро узнал своих бардов и исполнителей - Григория Шумейко, Сергея Соробея и Игоря Вотрина, Ирину Ипатову, Валерия Ильина и моего коллегу - Дмитрия Половнёва. Новые времена, новые имена...
- Первые стихи написал лет в двенадцать, - рассказал Дмитрий Половнёв. - Тетрадку однажды показал худруку знаменитого ансамбля «Вольт». Именно тогда подумал: бардовские песни, в отличие от стихов, у всех на устах. Почему бы и нет? Долго упрашивал маму купить гитару. Играть начал в пятнадцать лет, подбирал аккорды к хитам рок-групп конца восьмидесятых. Вскоре состоялся рок-фестиваль в ДК им. С. Лазо, были и наши группы, и из области - панки, металлисты.
Относительно свободненских рок-групп - в конце девяностых в ДОСА занимались ребята, и наша газета «Начало» (молодёжное приложение к «Зейке») готовила материал про них, кое-что из аппаратуры им отдали. Я увидел «свободную» гитару, что-то им сыграл... В итоге оказался в составе группы под названием «Мэри Попинс» (именно с одной буквой «п»), выступили на фестивале. Солист и автор песен - Юрий Чернов, были и мои песни. Первое выступление состоялось в ДОСА. Помню и названия песен - «Дети полярного лётчика», «Перспектива», «Я ухожу».
Фестивали, городские мероприятия, юбилей газеты «Начало» - состав и репертуар менялись, а одним из последних стало выступление на рок-фестивале «Паутина» в Биробиджане. Кое-что из записей тех лет сохранилось! Неисправимые романтики...
А мне недавно принесли старую магнитофонную бобину с записью телеконкурса в Благовещенске в июле 1978 года. Среди самодеятельных коллективов Амурской области был и ансамбль «Вольт»! Запись, конечно, несовершенна, лента осыпается, но, как сказал руководитель студии «Дебют» Анатолий Лобода, есть специалисты, которые попробуют восстановить запись.
Уходящее племя романтиков? Сбудется ли пророчество Высоцкого о том, что «...заменят гитару электроорганы, электророяль и электропила»?
Но наше поколение под плеск реки, писк комаров и треск костра продолжает петь «Солнышко лесное», «Вальс в ритме дождя», «Ты у меня одна», «Любви моей ты боялся зря», «Почему аборигены съели Кука», и ни одна вылазка на природу, ни одно застолье не обходятся без «Резинового ёжика», «Госпожи удачи» и, конечно, «Бригантины».
Надоело говорить и спорить
И любить усталые глаза.
В флибустьерском дальнем синем море
Бригантина поднимает паруса.
Вспомним. Помянем. А кто не помнит и не знает - интернет в помощь. И магнитофонные бобины, кассеты и виниловые пластинки предков.
Олег ПОГОДАЕВ.
«Кто кончил жизнь трагически, тот истинный поэт». Лучше не скажешь. А правду в нашей стране власти не любили никогда. И боялись собственного народа. Знают, что не забудут люди поддакивателям повышение пенсионного возраста, ОДН, «Платон», «капитальный ремонт» и сбор валежника, астрономические штрафы за сбор грибов. «Мы живём, под собою не чуя страны. Наши звуки за десять шагов не слышны».
Когда цензура, гонения за слово, за мнение, то что бы это, все что нас окружает не рухнуло окончательно и не погибло в собственной ненависти и подозритеномти ко всему и всем, приходят такие как Высоцкий и Шевчук, как обратка на давление и гонения и чем цензура сильней, тем сильнее гении рождаются, не только в поэзии, поэтому выростут новые и Высоцкий и Шевчуки, ещё лучше Пушкина, тому тоже покоя не давали, пока не ушатали поэта и их нлвых так же будут гнать убивать травить высылать, хотя я не историк, а закономерность эта мне только кажется правильной — «Испокону мы в зле да в шопоте, под иконами в вечной копати» — не я, общепризнанный гений так нас озаглавил.