На территории нашего города единый расчётно-кассовый центр успешно функционирует вот уже на протяжение ряда лет. О преимуществах системы «одного окна» нам рассказала заместитель директора ООО «Единый расчётно-кассовый центр» Лариса Дмитриевна Горбачёва:
- Итак, для чего, или, точнее, для кого создаются и работают подобные организации?
- Начнём с того, что единые расчётно-кассовые центры действуют в большинстве крупных городов России. В городах-«миллионниках» таких организаций не одна, не две, а несколько десятков. А работают такие центры, прежде всего, для удобства населения городов и районов.
- И в чём это удобство заключается?
- Платежи за ЖКУ консолидированы, нет необходимости бегать по разным кассам, чтобы оплатить услуги. Справки, прописка, выписка, начисление льгот, за всем этим перечнем услуг гражданин также может обратиться к нам. Приведу простой пример. Живёт гражданин в многоквартирном доме. Теплом обеспечивает одна компания, воду поставляет другая, мусор вывозит третья и далее по списку. В итоге каждое предприятие выставляет гражданину отдельный счёт. И это без учёта того, что сначала он самостоятельно заключил с каждой из этих компаний договор на оказание услуг. Потом получил кипу квитанций и пошёл по конторам. В каждой из них попал в очередь из таких же плательщиков. Вот так ежемесячно он тратит время и силы, чтобы рассчитаться по квитанциям. Ещё лучше, если в течение полугода дом обслуживала одна организация, а затем ей на смену, по разным причинам (чаще банкротство), пришла другая. Снова заключай договор, выясняй месторасположение конторы. Есть вариант оплаты ЖКУ в управляющую компанию. Но и здесь потребитель не застрахован от проблем. Под «личиной» УК может скрываться фирма-«однодневка». Зарегистрировалась компания, выиграла конкурс на обслуживание, поработала полгода и ушла с рынка. Платежи собирались исправно, но вот до поставщиков жилищно-коммунальных услуг они не дошли. Вопрос: с кого востребовать эти деньги? Таких «подводных камней» немало. Возьмём товарищества собственников жилья и жилищно-строительные кооперативы. Правление ТСЖ и ЖСК самостоятельно заключает договоры с поставщиками ЖКУ. Жильцы получают квитанции, рассчитанные бухгалтером ТСЖ – ЖСК, деньги за ЖКУ отдают председателю. Тот обязан оплатить их поставщикам, согласно выставленным счетам. На деле, нередки случаи махинаций с этими деньгами. У всех на слуху история с одним из свободненских ЖСК. Жильцы исправно оплачивали коммунальные квитанции, вот только месяцами сидели без света, тепла и воды. Потому что кто-то кому-то не доплатил. В другом городском ТСЖ правление собирает деньги за вывоз мусора, но не перечисляет их обслуживающей организации. Мусор ТСЖ вывозят за счёт жителей соседних домов. Вопрос - куда уходит собранная сумма.
- Всё же, принимая во внимание вышесказанное, в чём заключается основное назначение деятельности единых расчётно-кассовых центров?
- Если утрировать, то выставлять счета за коммунальные услуги (те самые отпечатанные листочки бумаги, ежемесячно попадающие в почтовые ящики горожан).
А если серьёзно, центр аккумулирует у себя информацию о материальных и финансовых потоках поставщиков и потребителей, действующих на поле ЖКХ, где тесно переплетаются интересы населения, власти, управляющих структур, органов социальной защиты, банков, коммунальных монополистов. Таким образом, ему отводится ключевая роль в контроле над коммунальным хозяйством населённого пункта в целом.
Услуги, которые может оказывать расчетный центр, весьма разнообразны, но в целом они сводятся к следующему:
– приём граждан и проведение консультаций по вопросам тарифной политики ЖКХ, осуществляемой органами местного самоуправления и Правительством РФ;
- приём документов, подтверждающих временное отсутствие по месту жительства для последующего перерасчёта;
- приём и обработка сведений горожан по индивидуальным приборам учёта коммунальных услуг;
- начисление квартплаты за ЖКУ;
- сбор платежей с населения за предоставленные тепловую энергию, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, содержание общего имущества многоквартирных домов, услуги по вывозу твёрдых бытовых отходов, откачка жидких бытовых отходов;
- открытие лицевых счетов квартиросъёмщиков;
- приём и оформление документов для регистрации и снятия граждан с регистрационного учёта по месту жительства и мест пребывания;
- претензионная работа с дебиторской задолженностью населения за ЖКУ;
- формирование, печать и доставка платёжных документов на оплату ЖКУ населению;
- организация и ведение учёта поступающих денежных средств по видам и поставщикам ЖКУ;
- перерасчёт платы за ЖКУ потребителям в связи с отсутствием или снижением качества ЖКУ или временным отсутствием гражданина по месту жительства;
- взыскание задолженности за ЖКУ в досудебном и судебном порядке;
- обращение с исками в суд о выселении нанимателей без предоставления или с предоставлением им другого жилого помещения.
- Получается, что от создания расчётно-кассовых центров в итоге в выигрыше и поставщики услуг и потребители?
- По сути, так оно и есть. Располагая данными о тарифных ставках, нормативах и фактических показателях потребления коммунальных услуг, базой данных потребителей центры не только собирают платежи, но и ведут их начисление. Таким образом, значительно упрощаются задачи поставщиков жилищно-коммунальных услуг и управляющих компаний. Эти организации могут полностью сосредоточиться на основном виде деятельности - обслуживании потребителей жилищно-коммунальных услуг.
Расчетный центр не только принимает все платежи за услуги, оказываемые по месту жительства граждан, но и выдаёт справки и выполняет прочие социально-административные функции - это и есть концепция обслуживания граждан через «единое окно». Для людей это удобно - не надо мотаться из одной конторы в другую для того, чтобы в одной заплатить за тепло, в другой за воду, в третьей прописать родственника, оформить льготу и так далее.
В общем, очевидно, что услуга консолидации на одной площадке всех коммунальных платежей и связанных с ними регистрационных операций востребована сейчас и будет пользоваться высоким спросом в дальнейшем.
Ведь людям удобнее не вычислять платежи, а заплатить по готовой квитанции, где есть полная расшифровка начислений, информация о ставках, льготах, субсидиях и задолженности. Практика показывает, что собираемость платежей быстро начинает расти, снижается просроченная задолженность. А совмещение ЕРКЦ и службы субсидий исключает ошибки при назначении и учёте субсидий.
Ведение разделённого сальдо по всем услугам позволяет выдавать поставщикам абсолютно точную информацию о величине начислений (постоянных и разовых), льготах и субсидиях, предоставленных гражданам за оказанные им услуги. Наконец, ЕРКЦ являются обладателями полной и обновлённой базы данных по населению и жилому фонду, а эта информация может потребоваться многим службам - от избирательной комиссии и органов соцобеспечения до налоговой службы, МВД и военкомата.
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что единый расчётно-кассовый центр для любого населённого пункта является социально значимым предприятием, востребованным населением, выполняющим функции юридической и социальной защиты населения, обладающий уникальной информационной базой по жилищному фонду.
P.S. По словам Ларисы Дмитриевны, к нам уже приезжают учиться представители муниципалитетов других территорий. В том числе наши соседи из п. Серышево. Побывали у нас чиновники из отдалённых Тамбовского и Октябрьского районов. Обращались и белогорские власти. Практика показала, что в Свободном создана наилучшая модель работы в этой сфере ЖКХ в Амурской области. Так что в настоящее время по распоряжению губернатора будем передавать свой опыт на благо всех городов и районов области.
Кстати, совсем скоро ЕРКЦ переедет в обновлённое, просторное, удобное для жителей города здание по ул. Ленина. Сейчас там завершается оборудование рабочих мест: завозится мебель, устанавливается оргтехника, монтируется система видеонаблюдения и так далее.
могли бы весь дом покрасить, а то только свой этаж, как-то нелепо смотрится, верхние этажи ободранные, еще и в центре города… И еще деревья которые там росли жалко, теперь здесь как-то пусто и неуютно стало