12 марта в детском саду № 10 состоялось заседание наблюдательного совета. Такие советы, куда входят родители, работники дошкольных учреждений и представители управления образования администрации г. Свободного, созданы при всех детских садиках нашего города.
В мероприятии также приняли участие заведующие детсадом № 10 М.В. Плаксина и яслями № 17 И.В. Тимошенко.
Заседание наблюдательного совета открыла главный специалист управления образования по вопросам дошкольного образования Е.А. Пунченко, которая озвучила единственный вопрос повестки дня - о реорганизации муниципального дошкольного автономного учреждения № 10 путём присоединения муниципального дошкольного образовательного учреждения № 17.
Далее Елена Анатольевна предоставила слово начальнику управления образования администрации города Л.А. Большаковой. Любовь Александровна приняла участие в заседании, чтобы ещё раз разъяснить родителям, воспитателям и заведующим необходимость этого нелёгкого и болезненного, но столь важного и нужного в первую очередь для детей процесса оптимизации образовательных учреждений.
Экономия – не на детях
Процесс оптимизации сегодня происходит не только в Свободном, но и в целом на всей территории России.
- На данный момент все образовательные системы страны претерпевают серьёзнейшие изменения, связанные с оптимизацией, - начала своё выступление Любовь Александровна. - Оптимизация идёт путём реструктуризации и присоединения учреждений друг к другу. Город Свободный пока объединяет детские сады и ясли. Так, например, уже идёт процедура объединения детсадов №№ 1 и 16, которые отделены друг от друга лишь забором. Какова цель? Чтобы не закрылось ни одно из образовательных учреждений нашего города. Сегодня не хватает денежных средств на их содержание и нормальное функционирование. А в результате присоединения детсадов друг к другу происходит более эффективное использование всех ресурсов - кадровых, финансовых, материальных и пр.
Как пояснила далее начальник управления образования, от присоединения дошкольных учреждений друг к другу выиграют в первую очередь сами воспитанники. Когда речь зашла конкретно о присоединении яслей № 17 к детскому саду № 10, который имеет мощный кадровый потенциал, Любовь Александровна отметила, что никто из работников этих двух учреждений не будет сокращён. Тем, чьи должности упраздняются, уже предложены другие вакансии.
- Детям, заканчивающим образовательную деятельность в яслях № 17, не придётся искать места в других детских садах, - обратилась Л.А. Большакова к родителям. - У ваших ребятишек есть стопроцентная гарантия, что они останутся здесь. Но это не значит, что вас будут заставлять оставить ребёнка именно в этом детсаду. Мы готовы предоставлять услуги в любом из дошкольных учреждений, в котором вы пожелаете. Существует электронная очередь, которая подразумевает запись родителей сразу в несколько учреждений. В нашем городе в этом году очередь в ясли стопроцентно будет удовлетворена, мы готовы предоставить более 700 мест.
Говоря о процессе оптимизации, Любовь Александровна отметила, что многие города в России пошли путём присоединения детских садов к школам.
Как отметила начальник управления образования, в указе Президента РФ от 7 мая 2012 года чётко говорится, что зарплата педагогов должна быть на уровне средней относительно экономики региона. Согласно этому, сегодня средняя заработная плата по Амурской области для учителей должна составить 29 тысяч 688 рублей, а для педагогов в детских садах - 25 тысяч 240 рублей.
Кроме того, с 1 сентября 2013 года в силу вступил закон об образовании, который чётко определил два канала финансирования в детских садах: по первому деньги поступают из местного бюджета - за присмотр и уход за детьми, по второму средства выделяет субъект - за услуги образовательной деятельности.
- Но на образовательную деятельность выделено столько денег, что нам пришлось бы пережить мощное сокращение кадров. Мы же стараемся избежать этого, - заверила Л.А. Большакова.
Опережая вопрос родителей о сокращении ставок музыкальных работников и логопедов в детских садах, Любовь Александровна пояснила, что управление образования руководствуется лишь теми регламентами, которые прописаны в санитарных правилах и нормах.
- Там чётко определено: урок музыки в младших группах яслей должен длиться 8 минут, в средней группе - 15 минут, в старшей - не более 20 минут... Когда в Министерстве образования и науки Амурской области перемножили эти минуты на каждого воспитанника, то выяснилось, что содержать такое количество музыкальных руководителей и инструкторов по физической культуре нерационально. И конечно, эта процедура в первую очередь коснулась логопедов, - рассказала она.
Чтобы сокращения этих работников происходили безболезненно, в образовательных учреждениях сохраняются консультационные и логопедические центры, где родители имеют возможность получить бесплатную консультацию специалистов. В ближайших планах - создание в детсаду № 20, который на сегодняшний день остаётся не загруженным на 100 процентов, психолого-педагогического центра.
- Конечно, не все родители воспринимают процедуру объединения спокойно. Но ведь главное для нас всех - это действовать в интересах детей, - обратила внимание членов наблюдательного совета Любовь Александровна. - И из-за происходящих процессов в образовании воспитанники не страдают.
Сами педагоги, присутствующие на собрании, подтвердили, что ребятишки детских садов №№ 16 и 1 остаются в тех же группах, с теми же воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре. Только последние будут работать по одному на два детских сада. Как отметила Е.А. Пунченко, всем педагогам (а там три человека попали под сокращение) были предложены другие должности, но они от них отказались. И это выбор людей.
Далее Л.А. Большакова ответила на вопрос воспитателей и родителей о том, будут ли после объединения действовать оба пищеблока - яслей № 17 и детсада № 10.
- К примеру, в детских садиках №№ 16 и 1 пищеблоки были объединены в один. В яслях № 17 и в детсаду № 10 мы сохраняем два пищеблока, но упорядочиваем их работу, - пояснила Любовь Александровна. - В яслях есть одна группа среднего возраста, у которых совершенно иное меню, нежели у самых маленьких. У нас в планах перевести эту группу сюда, а в яслях организовать кухню для «ясельников». И тогда повара будут готовить по конкретному меню только для них. Это и есть оптимизация.
Далее Любовь Александровна рассказала о планах на нынешнее помещение прачечной яслей, функции которой также планируется оптимизировать.
- Стирать бельё для детей будут в одной прачечной, чтобы не содержать два штата. Прачка из яслей перейдёт на работу в детсад № 10, где есть современная производственная машина. Кстати, она стоит 230 тысяч рублей. Недавно такая же машина была приобретена для детсада № 8, - поделилась информацией начальник управления образования. - Давайте подумаем, как можно оптимально использовать освободившееся помещение…
Присутствующие на собрании родители и воспитатели отметили, что прачечная в яслях очень холодная. Разместить там дополнительную группу для детей на данный момент просто невозможно. Любовь Александровна успокоила всех:
- Вопрос решаемый. Мне стали поступать звонки от родителей с таким вопросом: «А правда, что яслей скоро не будет, и детей будут принимать в детсады только с 3-х лет?» Отвечаю: нет, неправда. Сегодня прокуратура обязывает нас вносить изменения в нормативную базу, и мы должны принимать детей в ясельную группу с 2-месячного возраста. Думаю, будет кстати переоборудовать высвободившееся помещение именно под такую группу. Мы сделаем всё, чтобы там были и полы с подогревом, и перегородки, за которыми мамы могли бы кормить грудных ребятишек, и соответствующая мебель для самых маленьких. Так что нынешние ясли № 17 станут филиалом детского сада № 10.
В конце заседания главный специалист управления образования по вопросам дошкольного образования Е.А. Пунченко рассказала присутствующим о том, что заведующая яслями № 17 займёт вакансию в управлении образования.
Воспитатели порадовались, что теперь дети, привыкшие друг к другу, смогут перейти в детский сад № 10 из яслей целыми группами, что тоже положительно скажется на образовательном процессе. Возражений и сомнений по поводу объединения учреждений у родителей, заведующих и работников не возникло. Воспитатели лишь пожелали, чтобы процесс оптимизации в Свободном ускорился: близится лето, и педагогам не хотелось бы остаться без зарплаты и отпускных. А родителям, которые успокоились, узнав, что никто из двух штатов не будет сокращён или уволен, оставалось только пожелать оказания более качественных услуг. В итоге все единогласно проголосовали «за» объединение детского сада и яслей.
Какие ещё учреждения будут присоединены?
Далее Л.А. Большакова привела несколько примеров нынешней реформы, которая успешно идёт в нашем городе.
Так, были объедены железнодорожные детсад № 40 и детсад № 84 (сейчас это детский сад № 7). В настоящее время объединяются два пищеблока учреждений, остался единый штат поваров и рабочих. Пищу в один из детсадов доставляют сегодня с помощью герметического контейнера: санитарные правила и нормы допускают перенос продуктов в таком виде. В больших городах эта практика используется давно. Как результат - благодаря реформе сегодня детсад № 7 «выигрывает» 168 тысяч рублей. Поскольку это учреждение автономное, то все «лишние» деньги пойдут на повышение заработной платы тем же поварам.
При оптимизации функций детсадов №№ 1 и 16 было высвобождено 1 миллион 800 тысяч рублей годовых денежных средств. Из них 40 тысяч рублей выделили на повышение заработной платы младшему персоналу и поварам детсада № 1 за февраль и 40 тысяч рублей - детсада № 16. Как пояснила Любовь Александровна, если, к примеру, в январе доплаты младшему персоналу составляли всего 200 рублей, то в феврале работники детсадов получили дополнительно по 2 тысячи рублей. Это и есть яркий пример процесса оптимизации финансовых средств.
Следующий этапом оптимизации в системе образования г. Свободного станет присоединение к детсаду № 20 яслей № 86. В этих яслях всего четыре группы – это 73 ребёнка. Детсад тоже полностью не загружен. И в обоих случаях задействованы два административных штата. Если их объединить, работа дошкольных учреждений будет построена более эффективно – за счёт сокращения административных ресурсов.
Детсад № 19 в пос. Дубовка, скорее всего, будет присоединён к детсаду № 12, который находится в п. Ударный. Как отметила Л.А. Большакова, были такие моменты, когда дубовский детсадик посещали всего 19 детей.
- Понимаем, что не можем лишить Дубовку детского сада. Он будет сохранён, но административный аппарат, безусловно, требуется сократить, - поделилась планами Любовь Александровна. - Там будет старший воспитатель, и этого достаточно, чтобы заниматься качественным образовательным процессом. А задачи сегодня перед воспитателями стоят серьёзные: они точно так же, как и в школах, должны реализовывать федеральный государственный образовательный стандарт, возросли требования к уровню их квалификации и образования. Кто-то может сказать, что расстояние от одного учреждения до другого большое, но, к примеру, в Благовещенске присоединяются детсады, которые расположены друг от друга в пяти и семи километрах.
Далее пройдёт присоединение школы № 11 и детского сада № 13. В этом случае мы надеемся на хороший экономический эффект. Начальная школа № 11 останется. Но на её базе будут существовать группы для детей с 3-х лет (именно с этого возраста начинается первый уровень образования). Тогда школа станет получать дополнительную субвенцию именно на образовательный процесс, - рассказала Любовь Александровна. - Благодаря такой оптимизации школа № 11 выживет. Хотя сегодня учреждение, как и некоторые другие, вынуждено снимать деньги на зарплату педагогам со счетов на материальные затраты (эти деньги выделяются на учеников в каждой школе). Это будет происходить до тех пор, пока не оптимизируется вся образовательная система города.
Как отметила начальник управления образования, в новой реформе есть нюансы, которые тоже не всегда устраивают специалистов. Но если сегодня не продолжить оптимизировать образовательную сеть, то к июню работников детских садов можно вообще оставить без заработной платы.
По словам Л.А. Большаковой, в Благовещенске к школам уже присоединены все учреждения дополнительного образования, за исключением спортивных школ. Нам тоже этого не избежать, хотя пока объединяются только детсады.
- Многие родители воспринимают процесс оптимизации болезненно, но педагоги понимают, что выживать в свете тех изменений, которые диктует нам нынешнее время и законы, как-то надо. Ещё раз подчёркиваю, что это не прихоть управления образования или конкретно моя, а выполнение настоятельных рекомендаций Министерства образования РФ, - обратилась к присутствующим Любовь Александровна. - Хочу, чтобы родители поняли, что никто вашим детям не навредит, это главное для всех нас. Процесс оптимизации, как показывает практика, в итоге имеет только положительный эффект. А ресурсов для того, чтобы оптимизировать и эффективно использовать систему в целом, очень много, - подытожила Л.А. Большакова.
«Ровесник» и «Искатель» переехали
Оптимизация в системе образования г. Свободного коснулась и учреждений дополнительного образования. Так, в феврале этого года Станция юных техников присоединилась к Дому детского творчества. Для жителей нашего города в этом плане ничего не изменилось. Зато положительные перемены на себе почувствовали педагоги. Высвободившиеся 3 миллиона рублей были отданы на повышение их заработной платы, которая, согласно указу Президента РФ, по сегодняшним региональным стандартам должна быть не менее 25 тысяч рублей.
Далее речь зашла о двух детских объединениях.
- Мне не раз приходилось слышать в свой адрес, что якобы я выселила на улицу детей, занимающихся в клубах, - выступила Любовь Александровна. - Хочу развеять слухи. Клуб «Ровесник», который находился по соседству с пивнушкой на ул. 50 лет Октября, переехал в тёплый светлый оборудованный класс Станции юных техников. А 80 воспитанников клуба «Искатель», которые ранее базировались в районе станции Михайло-Чесноковская, теперь занимаются в ранее пустовавшей вечерней школе по ул. Октябрьской. Мы просто перевели эти объединения из муниципальных помещений, за которые оплачивали коммунальные услуги, в здания управления образования. Это оказалось более эффективно и экономично.
Подводя итог, скажу, что всё происходящее сегодня в образовательной системе нашего города направлено только на повышение её качества, - сказала Любовь Александровна. - Буду признательна, если сумела вас убедить в этом.
Фото: газета «Зейские огни», Анна Прудникова.
Пришили… «муде к бороде».
Вот интересно всегда слушать и читать оптимизация,которая касается всегда учреждений.А почему не оптимизируется администрация.Вне далёком прошлом почти вся администрация помещалась в одном здание:и городская администрация,и районная,и гороно,и спорткомитет….А в данный момент все в разных зданиях ,да ещё и штат в несколько раз больше у каждой структуры.Может быть с их оптимизации надо начать.
Автор, не могли бы вы сообщить, когда откроют д/с 13?????? Поговаривают, что в нем уже все готово. Жители Суражевки очень ждут открытия, дети разбросаны по разным концам города, а многие ведь дожидаются открытия дома
да штож такое? весна, Крым вернули, ясли присоединили, живи и радуйся, а они всё ноють и ноють, ноють и ноють …
а может давно пора сменить министра образвоания РФ?
Статья супер! Только вот вопрос где в ней разговор про мнение родителей??????? Фото очень обещающее с подписью «От мнения родителей многое зависит»… Без родителей все решили и все тут. В д/с №1 провела Л.А Большакова собрание, о том, что это был диалог между родителями и начальником образования, не скажешь. Родителям сразу сказали это МОНОЛОГ. И где тут мнение родителей учитывается???? А про з/п работников так это вообще смех!!!!!!!!!! Для педагогов в детских садах – 25 тысяч 240 рублей- это БРЕД просто!!!!!!! Хотелось бы увидеть такую сумму в расчетке хоть у одного педагога
Почему бы не сократить работников управления образования сразу столько средств освободилось, без ущерба для детских садов и школ!
Надо провести референдум о присоеденение дедсада и яслей, пусть дети проголосуют за вступление, а то я считаю что слияние не ЛЕГЕТИМНО…….
Думаю рефернедум должен проходить под присмотром инностранных наблюдателей, пусть они зафиксируют всю законность слияния двух дедсадов!
не сумела. ампутация учреждений и экономия на детях называется оптимизация? а почему бы тогда не надстроить скворечники в 3-4 этажа над этими садиками, как строят дома для малоимущих? тогда еще больше прибыль будет! а если вырыть котлован под садиком — все экономисты громко радостно икнут. и вообще, что это за тенденция такая, учителям зарплату поднимают, а остальные сосут лапу?
— «Процесс оптимизации, как показывает практика, в итоге имеет только положительный эффект» — согласен, давайте применим такой подход к нашим раздутым в непомерном количестве тепло-водоснабжающим организациям. так же не забыть сократить штат депутатов, министров, ожиревших генералов и прочих олигархов. смысл в них всех? пусть будет один верховнокомандующий, а сэкономленные средства пустить по миру тем же воспитателям, нянечкам, дворникам. Это и будет яркий пример процесса оптимизации финансовых средств. все будут только за!
и с каких это времен, пивнушка является бОльшим приоритетом чем детсад? любое питейное заведение должно быть закрыто в непосредственной близости от любого общественного учебно-воспитательного здания