Заместитель директора по воспитательной работе Юхтинской спецшколы Игорь Ляпин единственный из Амурской области принял участие во Всероссийском конкурсе «Воспитать человека», проходившем в феврале этого года во Владикавказе, и стал победителем в одной из шести номинаций конкурса. Журналисты «Зейских огней» встретились с Игорем Петровичем и попросили поделиться впечатлениями от поездки.
Учитель-зоотехник
Родом Игорь Ляпин из Пензинской области. О том, что он будет жить в Приамурье, а тем более работать учителем в спецшколе и участвовать в педагогических конкурсах, он никогда и не думал. «Если бы мне об этом сказали чуть больше десяти лет назад, никогда не поверил бы», - говорит Игорь Петрович. Но обо всё по порядку.
В 1996 году в г. Сердобске Пензинской области Игорь Ляпин с красным дипломом окончил... сельскохозяйственный техникум по специальности «зоотехния». На следующий год он пошёл служить в армию, по распределению попал в Благовещенск. Здесь он и встретил свою будущую жену Елену. Поженившись в 1999 году, молодые уехали жить в Пензинскую область, однако через три года вернулись на родину Елены - в с. Нижние Бузули Свободненского района. С тех пор Ляпины не покидали Амурскую область.
- Три месяца я не мог устроиться на работу, - рассказывает Игорь Петрович. - Я до сих пор благодарен бывшему директору спецшколы Николаю Константиновичу Юрченко, что он принял меня на работу и поверил в мои силы. Здесь я начинал простым воспитателем. Старался доказать руководству, что на меня можно положиться. В 2004 году поступил в Благовещенский педагогический университет на факультет педагогики и методики начального образования и тогда же получил вторую квалификационную категорию. В 2009-м успешно окончил вуз. В прошлом году мне присвоена высшая квалификационная категория. Вот такой путь от воспитателя до зама. Кстати, заместителем я стал за три месяца до Всероссийского конкурса.
«Воспитать человека»
В мае 2010 года Игорь Ляпин участвовал в областном одноимённом конкурсе и получил диплом первой степени в номинации «Воспитатель». Там же свободненец получил приз и признание детского жюри. После этой победы Игорь Петрович и настроился на участие во Всероссийском конкурсе. Приглашение на него пришло в январе этого года.
- На подготовку оставалось совсем немного времени, - рассказывает Игорь Петрович. - 13 февраля я уже вылетел во Владикавказ, а на следующий день меня и мою сопровождающую Викторию Николаевну Шолохову из института повышения квалификации встречали организаторы. Кстати, владикавказцы так обрадовались, когда узнали, что мы приехали издалека! Честно говоря, ехали мы с тревогой, так как накануне вылета прочитали в Интернете, что во Владикавказе прогремел взрыв на рынке.
Что же касается осетинских учителей и организаторов конкурса - это гостеприимные, добрые люди, которые оказывали нам всяческую помощь и поддержку. Сами педагоги готовили для нас обеды, а школьный психолог проводила занятия. Я просто влюбился в моих коллег!
15 февраля для всех 60 участников из 41 региона был организован концерт. На следующий день пришёл наш черёд рассказать о себе. После самопрезентации педагоги демонстрировали свои «Кладовые педмастерства» (системы работы в школе, проводили мероприятия в школе № 30 г. Владикавказа). Последним заданием под названием «Нестандартные ситуации» было просмотреть мультфильм «Гадкий утёнок» (2010 года) и, обозначив проблему в мультике, предложить пути её решения.
- Я состязался в номинации «Воспитатель детского дома, школы-интерната, детского оздоровительного образовательного учреждения, группы продлённого дня», - продолжает рассказ Игорь Петрович. - В этой номинации, как и в других, выступало десять педагогов: из Мурманска, Тулы, Санкт-Петербурга и других городов. Стоит сказать, я единственный, кто представлял спецщколу закрытого типа, остальные в основном работают в коррекционных школах. Но попотеть пришлось, так как все педагоги сильные, опытные. Кстати, духа соперничества не было - понимали, что выполняем одну работу. Мы помогали друг другу и очень подружились (до сих пор общаемся через Интернет).
По признанию Игоря Петровича, он не ожидал, что станет победителем. Когда на сцене объявили его фамилию, он просто опешил. Сразу же отправил СМСку жене, что стал победителем второго Всероссийского конкурса.
«Скорбим вместе с вами...»
На наш вопрос, чем Игорю Ляпину больше всего запомнилась поездка во Владикавказ, он отвечает, что ему очень понравились осетинские дети, которым они давали свои уроки. Кстати, там очень много смешанных браков с русскими, а вообще в этом красивом городе, окружённом горами, живут люди более 100 национальностей.
А ещё свободненцу запали в душу осетинские пироги, которыми педагогов кормили почти каждый день. Этими пирогами встречают дорогих гостей, а состоят они из трёх слоёв. Верхний, из мяса, означает Бога и душу, его рекомендуют есть мужчинам. Средний, из сыра, - это солнце. Нижний, овощной, - это земля. По осетинской традиции, когда человек умирает, средний пирог убирают, и на стол подаются только два слоя...
Самое глубокое впечатление на Игоря Ляпина произвела поездка в город Беслан (Северная Осетия), где произошёл захват заложников 1 сентября 2004 года.
- От увиденного слёзы наворачивались на глаза, - вспоминает Игорь Петрович. - В спортзале школы всё сохранилось в том виде, как было во время теракта - дыры от выстрелов в стенах, обгоревший пол, много бутылок с водой (их приносят люди в память о погибших, которым боевики не давали пить)... Там в Книге памяти я оставил запись: «Скорбим вместе с вами по ушедшим из жизни. Амурская область».
Не останавливаться на достигнутом
Главное для Игоря Ляпина в работе, чтобы из спецшколы мальчишки вышли подготовленными к той жизни, которая их ждёт за забором учреждения. Воспитывая двоих дочерей, Кристину и Киру, он одновременно является «папой» для 107 пацанов. Они зачастую признаются педагогу, что никогда не попали бы в школу закрытого типа, если бы у них дома был такой отец.
- Для себя я не разделяю детей на своих и чужих, - говорит Игорь Петрович. - Любить каждого из мальчишек есть за что: кто-то талантлив в одном, кто-то в другом. Душой они тянутся ко мне и всем воспитателям. Если ребёнок улыбнулся - это уже большое достижение. Значит, его душа отогрелась и злость ушла. Конечно, сюда они приходят «колючие» и закрытые, а наша задача - воспитать человека, способного делать добрые дела. Здесь они становятся открытыми, и мы не напоминаем им, что они совершили на воле нехорошие поступки. А статьи у мальчишек зачастую бывают тяжёлые... Всё отрицательное нам надо «перевернуть» в положительное. Бывает, что и педагоги извиняются перед мальчишками. Эту модель поведения воспитанники потом проецируют на себя, понимая, что нет ничего зазорного в том, чтобы попросить прощения у близкого за какой-то проступок или плохое поведение.
На наш вопрос, что дала победа в конкурсе Игорю Петровичу как педагогу, он ответил так:
- Знаете, у меня теперь есть стимул двигаться дальше в профессии, покорять новые вершины педагогического Олимпа, применяя другие методики в своей работе. С собой я привёз достаточно педагогического «багажа». Это, конечно, даст положительные результаты в воспитании детей. Надеюсь, что через два года вновь приму участие во Всероссийском конкурсе, но уже в другой номинации - «Заместитель директора по воспитательной работе».
Да уж, пацанам из спецшколы повезло, что их воспитывают не только женщины, но и настоящие мужики!