К сожалению, в нашем музее сведений о старых железнодорожных вокзалах не так уж и много. Но зато – множество фотографий, документов, воспоминаний – имеется даже дореволюционный билет! Впрочем, речь пойдёт о вокзалах моего детства - вокзалах семидесятых… Суета, толкотня – бабки с мешками, корзинами и бидонами, спешащие на пригородный поезд, студенты-хиппи с рюкзаками и гитарами, важные командированные с портфелями и отпускники с кучей баулов и пуленепробиваемыми чемоданами с металлическими уголками – жизнь кипела, а железная дорога всё-таки была в наших краях самым доступным средством передвижения.
Шуточная песенка «Ту-104 - самый лучший самолёт… Надо было поездом!», напеваемая на мотив траурного марша, говорила о многом… Не знаю, как сейчас, а тогда все ребятишки любили смотреть на пробегающие поезда, считать вагоны, смотреть на платформы с новенькими «Волгами», комбайнами, а порой и военной техникой. Во всяком случае, и в мыслях не было – швырнуть камнем в вагон. Стоя на виадуке, ведущем в железнодорожный парк, ждали, когда очередной паровоз обдаст клубами дыма из трубы, чтобы почувствовать себя машинистом… Да-да, именно паровоз! Тогда их было ещё много, и их не пускали на металл, а держали в резерве – на всякий случай.
Нынешний центральный вокзал – просторный, современный - был построен на месте старого в 1983 году, как раз тогда, когда для меня закончились «школьные годы чудесные». Преобразилась и привокзальная площадь. А в краеведческом музее вскоре появился макет нового вокзала, подарок учащихся техникума железнодорожного транспорта – электрифицированный, сделанный весьма профессионально, вошедший в новую экспозицию, посвящённую Свободному. Но не теряем надежды, что кто-нибудь по уцелевшим фотографиям решит создать макет старого вокзала, с которым у жителей связано столько воспоминаний…
Деревянное здание центрального вокзала было построено в 1937 году в связи со строительством вторых путей железной дороги - от ст. Карымской до Хабаровска. Стиль - смесь барокко с бараком, но с непременными украшениями в виде колонн, вычурным центральным входом и высокими решетчатыми окнами. Со стороны железной дороги гостей города встречала скульптура – пограничник Карацупа с овчаркой (см. фото). В детстве подобные фарфоровые накомодные статуэтки видел у соседок-старушек, а для тридцать седьмого – характерный символ для вокзала, от платформ которого увозили тех, кто видел силуэт нового железнодорожного комплекса порой в последний раз. В литературных произведениях конца 80-х, посвящённых сталинским репрессиям, не раз упоминался оцепленный вокзал, лай собак, сотни этапируемых, стоящих в грязи на коленях перед вагонами-теплушками, и команды сопровождающих вохровцев, сотрудников НКВД. О многом мог бы рассказать старый вокзал, но уже в конце пятидесятых о мрачных страницах истории города старались не вспоминать. Вот ещё фотографии из музейных фондов: весёлый фасад с часами, украшенный плакатами и лозунгами к 50-летию Октября, ресторанчик, зал ожидания и довольно-таки чистая привокзальная площадь с дощатыми магазинчиками, колонной детсадовцев и автомобилями, о которых в наше время грезят автоколлекционеры…
Семьдесят четвёртый год. Начало лета, раннее утро, старый центральный вокзал – длинный, деревянный. Привокзальная площадь, буфет, обязательная статуя Ленина и скамейки с ожидающими. Сонная кассирша, сердитая уборщица, немногочисленные сотрудники линейной милиции и дремлющий на лавочке очкастый дядька, похожий на гайдаевского Шурика – мы едем в Челябинск… Для взрослых – недельное мучение в душных вагонах, для меня – приключение: первый раз – в такую даль! А потом – нельзя было оторвать от окна: меняющиеся пейзажи, города… Купленные на многочисленных станциях сувениры, значки, холодная варёная курица, вкусней которой ничего не ел! И – возвращение домой поздним августовским вечером: фасад вокзала был иллюминован лампочками, как будто специально к нашему приезду. Встречала вся семья, но с подножки вагона я прыгнул прямо в объятия деда. Конец путешествия - здравствуй, Свободный!
Конечно, в жизни потом приходилось довольно часто и ездить, и летать, но до сих пор иногда снится освещённый вокзал из детства, стук колёс и длинные паровозные гудки, похожие на крик слона. И – вновь тянет в дорогу. Вот только пейзажи загаженных рек, вырубленных лесов, заросших пашен и развалившихся заводов и деревень за окнами вагонов отнюдь не вызывают восторга. Да и билеты не каждому теперь по карману!
Одно слово – Русь измочаленная…
Фото из архива Свободненского краеведческого музея.
насчет современных времен автор в точку попал.Тоска
У автора весьма мрачный взгляд на жизнь… Хотя во многом он прав. А эпизод с ползущими на коленях заключёнными — вполне реален. Об этом есть в рассказе писателя В. Кондратьева «На станции Свободный». Хотелось бы прочитать побольше информации о том, кто был архитектором старого и нового зданий вокзала. Интересно, а сохранились ли на фото внутренние интерьеры зала ожидания, буфета? А роспись стен? По-моему её недавно закрасили, после очередного ремонта