Уже многое написано о долгожданном первом запуске ракеты-носителя «Союз-2.1а» с космодрома «Восточный», которая вывела на заданные орбиты спутники «Михайло Ломоносов», «Аист-2Д» и SamSat-218. Самое главное, что, несмотря на былой скепсис и определённые волнения, этот старт состоялся и сейчас оценивается как важный шаг в развитии отечественной космонавтики.
Но я не предполагал, что буду даже немного рад тому, что первый «Союз» взлетел со второй попытки 28 апреля, а не 27-го, как изначально планировалось. Конечно, не все разделят подобный настрой, но в отложенном запуске ракеты есть свой резон.
Во-первых, это ещё одно напоминание о том, что космонавтика - не примелькавшаяся в теленовостях картинка и будто бы уже обыденная работа, а по-прежнему очень сложное, многоплановое и высокотехнологичное производство, где для достижения результата нужно учесть тысячи самых мелких факторов. Если кто не в курсе, то, например, недавний запуск ракеты с космодрома Куру во Французской Гвиане состоялся с четвёртого раза - и ничего, все довольны, ведь главное, что космические аппараты работают по своему предназначению.
Лучше отложить, чем потерять. Генеральная репетиция
Любой специалист скажет, что лучше отложить запуск, чем их потерять. На космодроме «Восточный» перед второй попыткой мы это слышали постоянно. Во-вторых, и на интернет-форумах находились здравомыслящие люди, осаживающие злорадствующих скептиков напоминанием, что перенос даты запусков до устранения всех рисков - обычное и нормальное явление в космической отрасли. И 28 апреля среди наблюдателей уже было больше оптимистов: автоматика чётко сработала, заметила проблему и отменила старт - значит, теперь за сутки всё отлажено и пройдёт как надо. Со второго раза у нас всё-таки состоялся самый первый испытательный старт - что само по себе уже хороший результат.
А в-третьих, состоявшийся старт мы вместе со строителями космодрома увидели почти из самых первых рядов, в три раза ближе, чем могли бы увидеть днём ранее. Но обо всём по порядку.
Уже в 8 часов утра 27 апреля, когда мы с председателем городского Совета В.И. Круком и первым заместителем главы города Свободного А.С Поповичем только ехали на космодром, уже было видно, насколько всё серьёзно в ожидании первого старта и первого лица государства. На каждом повороте с федеральной трассы дежурили экипажи ДПС, машины МЧС, а также «секретные», без госномеров. У всех была своя зона ответственности: до этого правительством области ежедневно в 7 утра проводились совещания с инструктажами. На разных площадках вдоль «федералки» находили себе места для наблюдений рядовые зрители и гости из других регионов.
Подъехав к Углегорску, возле станции Родниковая мы прошли проверку экипажа ДПС, где нас направили на пункт сбора возле административного здания строительных организаций, известного как «таблетка». Здесь нас ожидал приятный сюрприз, так как гостей встречал добрый знакомый амурских журналистов, ранее редактор газеты «Вестник космодрома» (ещё космодрома «Свободный»), а «по совместительству» - мой бывший сосед по подъезду Ю.А. Чернявский. Ныне Юрий Алексеевич является помощником директора космодрома - то есть директора филиала ФГУП «ЦЭНКИ», который и осуществляет подготовку и проведение стартов. Здесь гостям предстояло пересесть из своих машин, чтобы на автобусе организованно выехать на один из наблюдательных пунктов - так называемую «губернаторскую» площадку. В «нашем» списке приглашённых было около 500 гостей, включая представителей амурских муниципалитетов, управлений федеральных органов власти, общественных организаций, гостей из соседних регионов, но большинство добирались напрямую или через другие сборные пункты. А вот когда мы только начали выезжать с базы на смотровую площадку, наш старенький автобус типа «Икарус» райчихинских «авиалиний» чуть совсем не заглох. Всё обошлось, но первые нехорошие предчувствия появились. Минут 20 мы ехали по обширной территории космодрома, в основном вдоль железнодорожных линий. Председатель Свободненского горсовета В.И. Крук только качал головой: «Удивительно, сколько всего построено за три года ради запуска ракеты!» (Остряки могут пока помолчать: о том, сколько украдено отдельными дельцами, тоже сказано достаточно много, но огромной проделанной работы трудовых коллективов это не умаляет).
По прибытии мы увидели большую песчаную площадку, насыпанную на месте бывшей воинской части 27 дивизии РВСН (называвшейся 33-й площадкой), от которой остался только один бетонный забор, как раз со стороны стартового комплекса. Позже проверил линейкой по «Викимапии» - до него там ровно 10 км. В ожидании главного события сотни гостей прогуливались по площадке, поглядывая в сторону предполагаемого места старта, так как отсюда было видно только полосу леса и чистое небо с редкими облаками.
Всё было заставлено машинами и автобусами, наряды ДПС по спискам сверяли приглашённых. Здесь можно было видеть глав Белогорска, Шимановска, Свободненского района, других территорий области, министров областного правительства, председателя Законодательного собрания Приамурья К.В. Дьяконова, десятки амурских и московских журналистов. В большой палатке многочисленных гостей угощали чаем и солдатской кашей, на сколоченной из свежих досок сцене выступали благовещенские солисты с популярными «космическими» песнями. Вот и весь «олл инклюзив»: к сожалению, здесь не было даже радиотрансляции о подготовке к запуску. Только ведущий объявил, что концерт заканчивается, «чтобы не помешать старту». Как сглазил.
Минут за пять до означенного времени все выстроились на краю площадки, вглядываясь в синюю даль: альтруисты - с видео- и фототехникой, «эгоисты» - с биноклями. Рядом со мной два парня снимали идиллический пейзаж на планшеты, сопровождая комментариями в стиле «все замерли в напряжённом ожидании». Видимо, хотели выложить в соцсети, не подозревая, что в этот раз «кина не будет». Прошло 5 минут, 10... Ничего не происходило. Многие взялись за телефоны - кто-то делился со знакомыми разочарованием, кто-то выяснял причины несостоявшегося старта. Когда объявили, что старт переносится на резервный день, все дружно начали разъезжаться. Так что «пробки» на федеральной трассе начинались ещё с территории самого космодрома. Чтобы их избежать, мы благополучно вернулись по старой дороге вдоль Транссиба, ею же воспользовались и на следующий день.
Пока выезжали с космодрома, местные специалисты неофициально называли причины отмены старта: из-за одного несработавшего блока не прошла команда «Наддув». Это когда для обеспечения бескавитационной работы турбонасосного агрегата двигательной установки производится предстартовый наддув баков ракеты-носителя сжатыми газами. На «союзовских» стартовых комплексах такая команда подаётся примерно за 2,5 минуты до старта, в течение минуты автоматика заметила проблему и отменила старт прямо «накануне грандиозного шухера». Грубо говоря, у ближайших наблюдателей могли бы и брови обгореть, и стартовый стол мог пострадать. Но, повторюсь, это одна из неофициальных версий - официальная больших подробностей не раскрывает.
Как бы там ни было, чётко сработавшая автоматика уже внушала оптимизм на повторный старт: «Сейчас президент проведёт совещание «по второму этапу строительства космодрома», разбор несостоявшихся полётов, и всё заработает как надо».
Дубль два: равнение на местных
На следующий день собирались в том же порядке, только на этот раз автобус у нас был поновее (хороший знак!) и несколько изменился состав пассажиров: к уже другим гостям из амурских весей присоединились несколько работниц космодрома. Одна из них, комендант вахтового посёлка Н.М. Колясова, перед отправлением предложила Ю.А. Чернявскому посмотреть старт не в толчее «губернаторской» площадки, а с одной из баз «Спецстроя», что было гораздо ближе и удобней. Наталья Михайловна на время сама стала нашим гидом. И действительно, с этой базы, где рабочие уже занимали места на балконах зданий или на нескольких вахтовках, весь стартовый комплекс, включая мобильную башню обслуживания и саму ракету, был в пределах прямой видимости. А если точнее - примерно в 3250 метрах. Оставалось только найти лучшую точку для съёмки, чтобы не мешали трубы котельной и ближайшие деревья. Один из водителей вахтовки любезно согласился протянуть свою машину на несколько метров вперёд, чтобы из форточки пассажирской будки можно было снять «Союз» на старте целиком. Хотя на предельном увеличении объективов и на ветру удержать фокус было не просто.
Вспоминая старты с космодрома «Свободный», когда модернизированные баллистические ракеты запускались просто с мощных мобильных установок, про себя отметил, что легендарная отечественная ракета-носитель «Союз» являет собой совершенно другой масштаб и мощь.
- Какая же она красивая! - восхищался кто-то из женщин.
Не лирическое отступление
Когда мы выбрали самую удобную точку для съёмки на одной из куч земли, рядом оказался пожилой рабочий «Спецстроя», который попутно заметил, что съёмки ведутся и с более ближнего расстояния - с крыши пожарной части, например, или с той котельной, которая закрывала нам часть обзора.
Пользуясь случаем, решил поинтересоваться, как людям работается на великой федеральной стройке. Особого энтузиазма вопрос у собеседника не вызвал. Сам Юрий (назовём его так) из Комсомольска-на-Амуре, в свои почти 60 лет давно заработал «северную» пенсию, но вынужден работать и дальше, в отрыве от семьи. До этого они были на строительстве газопровода в Хабаровском крае, затем перебросили на космодром. За 11-часовой рабочий день без выходных не получается даже 60 тысяч рублей в месяц, платят только по тарифу и порой с задержками. Поэтому молодёжь не задерживается, некоторые, отработав месяц, не выдерживают и уезжают.
Можно предположить, что, пока не будет запусков, внимание к космодрому несколько угаснет, и как будут дальше платить его строителям - тоже вопрос. Остаётся в очередной раз отметить, что большие свершения в стране по-прежнему происходят не только благодаря гению тех, кто находится на переднем крае науки, но и благодаря трудовым подвигам, а то и лишениям тысяч простых работяг. Насколько всё это компенсирует хотя бы чувство сопричастности к великому делу - сказать сложно.
«Поехали!»
Постепенно настало время старта.
- Смотрите, фермы отошли! - крикнул один из мужиков, и дальше начались эмоции, как на ответственном футбольном матче. Показались клубы дыма и пыли, ракета, казалось, на мгновение зависла над стартовым столом...
- Ну, давай, давай же, родная!
- Да, пошла-пошла!!!
Только когда стройный силуэт «Союза» миновал нижние облака, до нас донёсся мощный ровный гул.
Порывом ветра сорвало бейсболку, но было не до неё...
- Ура, товарищи!
- Ура! - подхватил нестройный хор голосов.
Когда после отделения первой ступени на небе образовалось большое облако дыма, кто-то сострил над паникёрами: «Вон гептил полетел», что было встречено дружным хохотом.
В числе болельщиков снова отличилась Н.М. Колясова: когда уже на обратном пути в автобусе женщины со смехом пересматривали свои видеозаписи в телефонах, её возгласы были слышнее остальных. Тут же звонки родным:
- Мамуля, мы её запустили! Смотри по телевизору.
- Эх, не зря всё-таки столько вкалывали...
- Вся страна ликует! Из Февральска звонят, поздравляют.
А кто-то даже сравнил царившее воодушевление как от Победы в Великой Отечественной войне или от первого полёта Гагарина.
Тут же в автобусе своими впечатлениями поделился В.И. Крук:
- Я много раз за время службы видел пуски военных ракет, но такой запуск - нечто грандиозное. Когда космодром заработает на полную мощь, это будет большой плюс и для престижа, и для экономики области.
Два дня с нами в автобусе на наблюдательные пункты ездила и депутат Государственной думы пятого созыва от Амурской области Н.В. Пугачёва. Наталья Васильевна тоже не скрывала эмоций:
- Впечатления самые радостные! Я видела прошлые запуски с космодрома «Свободный», но с сегодняшним никакого сравнения. Очень рада за нашу страну и за нашу область!
… А наши попутчицы из местных тоже не скрывали радости. Выйдя из автобуса, открыли бутылку шампанского и в честь удачного первого старта произнесли тост, согревший душу:
- За Родину!
Ёмко и с чувством.
Лирическое не отступление
Пока не озвучено официальных решений о последующих запусках с космодрома «Восточный». Впереди строительство следующего стартового комплекса под ракету «Ангара» для пилотируемых и, может быть, межпланетных полётов. Роскосмос планирует к 2030 году основать обитаемую базу на Луне, чтобы уже оттуда готовить марсианские экспедиции. Американцы же хотят к середине 30-х отправить людей прямиком на Марс. Подобные проекты невозможно осуществить без международного сотрудничества ведущих космических держав. Не решена и главная проблема - защиты человека от космической радиации.
Давно говорится, что для дальнейшего выживания на многие тысячи лет вперёд человечество должно стать межпланетным видом, ведь мало ли что может случиться с нашей «колыбелью». Челябинский метеорит - это только маленький тревожный звоночек. А освоение других планет - перспектива не такая близкая, как кажется. Немногие могут представить, насколько космос далёк даже в пределах Солнечной системы.
Рассказать можно только в масштабе и весьма приблизительно. Допустим, если посреди центральной площади Свободного поставить четырёхметровый легковой автомобиль и представить, что это Солнце, то придётся внимательно прочёсывать соседние кварталы. Если, например, во дворах между Инженерной и Почтамтской вам удастся найти мелкую сливу (меньше 4 см) - поздравляю, вы настоящий землянин. Вишенка в 1,2 метра от сливы - это Луна. Ещё в полукилометре (а это уже горпарк) находим половинку другой сливы - это кратчайшее расстояние от Земли до Марса, и, в нашем масштабе, какая-то созданная человеком пылинка должна преодолеть его за 9 месяцев. Глянем быстрее и дальше. Если вы сможете найти половинку вишенки в Нижних Бузулях - вам прямая дорога в астрономы, это Плутон. Но так он найдётся при условии, если планеты расположены в одном направлении от нашего автомобиля-Солнца, а не по разные стороны от него. Иначе задача усложняется в разы. Хотя в нашей «маленькой» Солнечной системе уже известны и рисовые зёрнышки, которые «болтаются» где-то между Москвитино и Желтоярово.
А соседние к Солнцу звёзды будут не ближе Хабаровска и Читы. Можно ещё на месте нашего автомобиля представить шар диаметром от Москвитино до Желтоярово (известны и такие звёзды), но, думаю, хватит - голова закружится. Кстати, современные астрономы уже обнаружили более двух тысяч экзопланет, вращающихся возле других звёзд. Десятки из них находятся в так называемом «поясе жизни», когда температура звезды и расстояние от неё допускает существование на планете воды в жидком виде и, следовательно, понятных нам форм жизни. Ну что, поехали?
Правда, кто-нибудь да скажет, что, прежде чем соваться в далёкие миры, человечеству необходимо прибраться на своей планете. И тоже будет прав.
Фото автора.