Собирая документы и фотографии по истории города, приходится общаться со многими жителями, и каждый раз убеждаешься, что пожелтевшие снимки, сделанные рукой фотографа-любителя, порой не менее ценны, чем профессиональные, не раз опубликованные в глянцевых фотоальбомах…
Незаасфальтированная центральная улица, саженцы, превратившиеся теперь в огромные тополя, низкие потемневшие дома и дощатые магазинчики, открытые лица прохожих, большинство – в полувоенной одежде, старый центральный вокзал и железнодорожный парк, деревянные фонарные столбы и немногочисленные автомобили – «козлики», «Победы», «эмки» (в основном – ведомственные) – всё это Свободный начала пятидесятых. Первые послевоенные годы, снижение цен и отмена продуктовых карточек, всеобщий энтузиазм, ожидание светлого будущего и стремление к нему…
5 марта 1953 года. Страх и растерянность: что же будет?! Слухи, неопределённость, разгул преступности. И – амнистия, под которую попадали порой не те, кто её заслужил, – события тех лет нынешнее поколение знает в основном по фильму «Холодное лето пятьдесят третьего». 6 июня 1953 года было для нашего города именно таким страшным днём! Недавно в мои руки попал любопытный документ, переданный сыном старшего оперуполномоченного доротдела УМВД Ам. ж.д. – капитана милиции Леонида Фёдоровича Костицына, проливающий свет на одну из самых мрачных страниц истории Свободного…
«Начальнику управления МВД на Ам. ж.д. майору товарищу Блинову
Рапорт
В настоящем докладываю Вам о результатах сопровождения поезда № 703 по Амурской ж.д. с амнистированными. Поезд в составе группы 7 человек был принят 6.06.1953 года в 6 часов утра на ст. Архара, доставлен и сдан на Забайкальской ж.д. по ст. Ксеньевская 7.06.1953 г. в 21.30 вечера местного времени. Поезд № 703 заселён амнистированными с мыса Лазарева в количестве 860 человек под сопровождением нач. эшелона майора Свениченко.
С Дальневосточной ж.д. в Архару данный поезд привела опергруппа в составе подполковника Астафьева, одного майора, одного капитана, одного лейтенанта, двух милиционеров и 12 человек, в том числе 4 офицеров, из них со старшим званием 2 человека и со средним званием 2 человека; а у нас опергруппы направляются малочисленные, слабые и под руководством ст. оперуполномоченного, но не под руководством старшего начальствующего или руководящего состава, что влияет отрицательно; когда же амнистированные видят, что их сопровождают подполковник или майор, это на них оказывает должно-положительное влияние, и они ведут себя сдержанней.
Из информации нач. эшелона СВЕНИЧЕНКО и подполковника АСТАФЬЕВА известно, что амнистированные на ст. Комсомольск занялись грабежом и спровоцировали инцидент, захватили 3 человека транспортников, ограбили их, искололи, изрезали и выбросили, причём один - путейский инженер, трупы двух потерпевших найдены, а третий труп не обнаружен. В происшедшем до 20 человек амнистированных было ранено, из них 3 человека умерло, часть раненых было снято, а 2 человека раненых ехали с нами.
Из Совгавани амнистированные были отправлены одним эшелоном - 1600 человек, но в результате указанного инцидента на ст. Известковая эшелон был разделён на два поезда, один из них (первый) следовал поездом № 701, а второй поездом
№ 703, который мною и был сопровождён до ст. Ксеньевская.
В пути следования вскрыты следующие ненормальности, допущенные работниками транспорта, торговли, и проявленная беспечность со стороны некоторых работников наших линейных органов:
6.06. – из Архары впереди поезда пустили порожняковый состав, который задерживал поезд № 703 по удалению на полевых станциях, т.е. поезд № 703 имел неположенные остановки.
6.06. В Завитой буфет торговал водкой, не был своевременно подготовлен под состав паровоз, поезд простоял продолжительное время, что привело к озлоблению амнистированных с всевозможными криками и угрозами.
6.06. В Куйбышевке прицепили в головную часть поезда 6 физических единиц (платформы, вагоны), гружённые металлом, из которого амнистированные в пути следования изготовили примитивное холодное оружие (ножи, пики).
6.06. В М-Чесноковской приняли поезд в нечётный товарный парк, удалёный от торговых точек (буфета, ларьков и водогрейки), в результате – амнистированные снабдиться не успели.
6.06. В Шимановской произвели скрещение поезда № 703 с пассажирским поездом, впереди отправили порожняк, который держал на полевых станциях, не был подготовлен под состав паровоз, в результате чего поезд был задержан продолжительное время. В период стоянки поезда кем-то был произведён выстрел за зданием вокзала, в результате чего чуть не произошёл инцидент; кроме того, не работала водогрейка.
6.06. В Ушумуне приняли в товарный нечётный парк, который расположен далеко от центра станции, в силу чего снабдиться кипятком и купить продукты большинство амнистированных не смогли.
6.06. В Магдагачи вокзал, водогрейка на ремонте, ларьки, магазины и буфет не работали, торговля отсутствовала совершенно, амнистированные не смогли купить продуктов и получить кипятку.
7.06. Утром в Сковородино буфет закрыт, горячей пищи не было, несмотря на то, что мною из Магдагачи через тов. АРИСТОВА в Сковородино была передана просьба подготовить горячую пищу.
7.06. В Уруше буфет торговал водкой, подача горячей пищи не организована (работала одна официантка), наши работники поезд, очевидно, не встречали, их не было, ЗИНИН появился, когда поезд уже отправился.
7.06. На станции Ерофей Павлович совершенно отсутствовал в торговых точках хлеб, в результате амнистированные подняли скандал (с трудом удалось уговорить), а водкой торговали буфет и другие торговые точки. Товарищ ПОМИЛЬЦЕВ не обеспечил выполнение указания УМВД в части снабжения амнистированных и прекращения торговли спиртными напитками.
7.06. На ст. Амазар: у одной из платформ, прицепленной к поезду № 703 на ст. Куйбышевка-Вост. с металлом, был обнаружен выплавленный подшипник, в результате осмотрщики вагонов пытались сменить подшипник. Узнав об этом, амнистированные подняли скандал, угрожая тем, что они не поедут до тех пор, пока не отцепят все гружёные вагоны, а пока будут находиться на станции, они начнут «работать», и будет «мясо» («работой» они называли грабежи, убийства, а «мясом» - результаты убийств).
Во избежание возникновения крупного инцидента платформу с ломом отцепили.
7.06. В Могоче по прибытию у тов. ТЮМЕНЦЕВА спросил, организована ли торговля хлебобулочными изделиями и горячей пищей, последний с циничной усмешкой ответил: «Мы к эшелонам торгуем только водкой!» И действительно, водкой торговали в буфете и в ларьках, а хлебом – в недостаточном количестве. Тов. МАРКИН заявил: «И кто имеет право запрещать торговлю водкой? Это же граждане едут, и мы никогда не запрещали торговать спиртным! Пусть торгуют и покупают». Таким образом, наши могочинские сотрудники помогли напоить большое количество амнистированных.
Перечисленные факты неправильных действий, совершённых транспортниками, и бездействие, беспечность наших работников линорганов чреваты весьма тяжёлыми последствиями.
В дальнейшем во избежание инцидентов создания причин и условий, их порождающих и обостряющих, считал бы целесообразным проделать следующее:
Для встречи и сопровождения эшелонов с амнистированными высылать опергруппы во главе с руководящим составом старшего звания, в увеличенном количестве.
Через руководство дороги добиться, чтобы локомотивы под эти составы подавались, как под особую норму поездов.
Добиться запрещения скрещения эшелонов с пассажирскими поездами и с другими людскими эшелонами (воинскими, вербованными и т.д.).
Во избежание остановок на полевых станциях эшелонов по удалению не допускать отправления поездов впереди эшелонов хотя бы на два эксплуатационных перегона.
Не допускать прицепку к эшелонам под предлогом прикрытия гружёного подвижного состава независимо от рода груза.
Принять меры к лицам, не обеспечившим организацию торговли хлебобулочными изделиями, горячей пищей и прекращение торговли спиртными напитками, а также добиться через руководство ДОРУРСа обеспечить развёрстывание торговли на станциях продуктами питания и горячей пищей и запрет торговли спиртными напитками к подходу эшелонов.
Через руководство Управления дороги добиться, чтобы эшелоны принимались не вдали от ж.д. вокзалов в товарных парках, а на пассажирской платформе и были обеспечены кипятком и холодной водой.
Во время стоянки эшелонов с амнистированными ни в коем случае не допускать скопления местного населения на перронах станции и на привокзальных площадях.
Ст. о/уполномоченный доротдела УМВД Ам. ж.д. капитан милиции Костицын Л.Ф. 9.06.1953 г.».
Одним словом, «Два дня, которые потрясли Амурскую область»… Жители «эмгэбэвского» городка (направо от Мемориала) стояли на балконах с детьми и прислушивались: не прогремят ли выстрелы... Почти все мужчины городка были там, на станции! Десятки вагонов с озверевшими и голодными уголовниками, успевшими основательно «принять на грудь» - и небольшая кучка довольно слабого сопровождения. Заранее спровоцированный бериевский беспредел. По рассказам многих свидетелей, а также моей бабушки, в тот день, лишь раздались крики: «Едут!!!», окрестности станции Михайло-Чесноковская опустели. Выскакивавшие из вагонов амнистированные переворачивали и жгли киоски и ларьки, грабили всех, кто попадался на пути, затаскивали женщин в вагоны. Больше всего жители боялись «рокоссовцев» - те не боялись ни Бога, ни чёрта, испытав на своей шкуре все ужасы штрафбатов. И в том, что не произошло более страшного, конечно, огромная заслуга, в первую очередь, таких вот сопровождающих опергрупп, порой ценой собственной жизни сдерживающих натиск беспредельщиков с «заточками». И – наше вечное российское головотяпство: продажа водки, сломанные водогрейки и закрытые буфеты… Впрочем, сбежавших буфетчиц можно понять: жизнь дороже! В тот день по поступившим тревожным звонкам на станцию М-Чесноковская приехала «Победа» с руководством МГБ, которую тут же обступили уголовники и начали раскачивать, пытаясь перевернуть и даже поджечь. Они окружили вокзал, части их удалось просочиться в город, их долго потом отлавливали. На подмогу сотрудникам МГБ и линейной милиции вовремя подоспели военные. Случайно оказавшихся в оцеплении гражданских приходилось выводить, как сквозь кольцо блокады... Конечно, не обошлось без жертв. Но их могло быть гораздо больше! Раненые (в том числе и те двое амнистированных) были отправлены в городскую больницу.
Об этом событии не раз писала наша газета, но рапорт (целиком) не публиковался. Невольно возникает вопрос: почему в нём именно о событиях на ст. Михайло-Чесноковской так мало информации? Ну, во-первых, рапорт был направлен именно тому, кто был непосредственным свидетелем происходящего: «Победу» с милицейским начальством удалось отстоять, а за рулём был мой дед, в те годы завгар МГБ. А во-вторых... Ну, просто не любят у нас сор из избы выносить! Меньше знаешь - крепче спишь...
Получается что не зря их держали в клетках судя по рапорту, на счет плохого сопровождения и прочего, я лично выполнял боевые задачи, причем сложные и некоторые самостоятельно, могу сказать что такое бывает часто, не знаешь что ожидать, к примеру ни одна спец операция даже с самым известным спец подраздениерием не прошла по запланированному сценарию, что касаемо боевых действий могу отметить что командир может расчитать только первый выстрел, как пойдет и будет развиваться бой дальше, не возможно расчитать, так и тут, я уверен следующие эшелоны уже шли с учетом этого отрицательного опыта. Все ни так, как в кино, некоторые думают, что было так, как в фильме Бондарчука 9 рота, это примеру, но ведь вам любой военный скажет что этот фильм — сплошная лож.
Очень рад вопросам! По поводу штрафников: они не были амнистированными, многие из них после войны продолжали службу, но, по словам некоторых старожилов, почему-то прибытия именно их эшелона (те, скорее всего, ехали домой) ждали со страхом: просочились слухи, что где-то они устроили небольшую заваруху. Действительно, мне самому порой не совсем понятно, почему их так боялись, но именно это подтверждают воспоминания «аборигенов» «эмвэдэвского» городка. По поводу второго комментария: эта версия очень интересна и имеет право на существование. Действительно, были попытки захвата, каждый рассказывает то, что слышал, и моя мать рассказывала, как через неделю после описываемых событий её, совсем девчонку, мать послала на сопки — на участок, где все жители горордка садили картошку и овощи. Там в зарослях ей наперерез выскочил заросший «уголовник», она едва успела убежать, побросав вёдра… Что же касается Северного городка — старожилы говорили — «со стороны Северного» и т.д. Вечером они наблюдали вооружённых солдат с карабинами или автоматами, направлявшихся к станции или дежуривших у важных объектов. Один из таких запыхавшихся солдат забежал в подъезд и попросил попить воды…
Что же касается второго эшелона с амнистированными — такого «скрещивания» быть не могло: события на предыдущих станциях и строки из рапорта это полностью опровергают. А буфет на станции работал. Закрыты были только ларьки.
С уважением, Олег Погодаев.
Если будут новые сведения о событиях в июне 1953 года (и если всплывут какие-либо документы или даже фотографии), жду с нетерпением. Всё это будет передано в городской краеведческий музей.
У меня несколько иная версия. Амнистированные разгромили киоски в Куйбышевке. Поэтому на М-Чесноковской станционные киоски перед прибытием эшелона были закрыты, а на перроне был выставлен милицейский наряд, человек 5-6. Поезд приняли на удаленный путь. На соседнем пути стоял эшелон с углем. Обозленные таким приемом амнистированные закидали милиционеров
кусками угля, разоружили их и бросились громить магазины на Железнодорожной улице. Следом подошел второй эшелон с амнистированными, которые присоединились к погромщикам. На углу ул. Микояна (Октябрьской) и Театрального пер. стоял двухэтажный дом, заселенный сотрудниками МВД и их семьями. Амнистированные вначале пытались захватить этот дом, а потом поджечь его. Милиционерам удалось отбить все атаки до подхода солдат уже глубокой ночью.Кстати, не уверен, что в то время уже существовал северный воинский городок. На берегу озера Военное стояла часть ПВО. Но может быть, это были военнослужащие из удаленной от города воинской части, так как солдаты появились в городе только ночью. Остаток ночи и весь следующий день солдаты прочесывали станцию и ловили заключенных.
Спасибо за ответ. Но все таки посвятите меня, кто такие «рокоссовцы»? И на основании чего вы сделали выводы, что амнистированные были бывшие штрафники?
Большое спасибо за вопросы! Всегда очень рад, когда читатели интересуются историей нашего города. Что касается оригинала рапорта, то в данный момент он — у меня: пара машинописных листков, пожелтевших от времени. Вероятнее всего, автор сделал два экземпляра (под копирку), и копия сохранилась совершенно случайно. Для капитана линейной милиции он составлен весьма грамотно и представляет собой исторический документ, почти не требующий правки при публикации. Что же касается «рокоссовцев» — тут моё упущение, нужно было рассказать поподробнее, но текст пришлось сокращать, и осталась лишь строчка. Дело в том, что эшелона с бывшими штрафниками жители боялись ещё больше — слухи о их безобразиях ходили по городу задолго до описываемых событий. Но вагоны с «рокоссовцами» прошли через наш город глубокой ночью, и ожидаемых погромов не произошло. А описываемый инцидент с амнистированными с мыса Лазарева был спровоцирован самими уголовниками: поезд остановился не на самой станции, а чуть дальше, и им пришлось бежать к буфету довольно далеко. Ввалившись в буфет, где на прилавках была приготовлена горячая пища, амнистированные подняли шум, швыряли деньги, не требуя сдачи, очередь не соблюдалась, была давка, и в итоге прилавки с горячей пищей были опрокинуты. Рухнула на пол и касса, деньги разлетелись, и буфетчица закричала: «Грабят!» Прибежавший начальник станции тут же получил удар в глаз, а пришедшего на помощь линейного милиционера избили и разоружили. После этого и начался погром: оставшись без еды, пьяные уголовники, вооружённые заточками и отобранным пистолетом, начали крушить всё подряд. Спасли город автоматчики, вызванные из гарнизона северной части города.
О фотографии: снимок был в плачевном состоянии, и лишь благодаря искусству сотрудников редакции приведён в более-менее надлежащий вид. Возможно, он был сделан несколько лет спустя после описываемых событий, и капитан милиции получил очередное звание. Даты на снимке не было, но на нём крайний слева — сотрудник МГБ Соловкин Иван Герасимович, и , возможно, некоторые документы, предоставленные его родственниками, помогут пролить свет на некоторые вопросы по истории «эмгэбэвского» городка и описываемых в статье событий.
С уважением,
Олег Погодаев.
Здравствуйте!
Прочитал статью в газете. Познавательно. Но возникло пару вопросов.
1. Где можно взглянуть на оригинал рапорта?
2. «Больше всего жители боялись «рокоссовцев» – те не боялись ни Бога, ни чёрта, испытав на своей шкуре все ужасы штрафбатов.» — это вообще к чему было суда прилеплено?
3. На фотографии «Прощание с товарищем» — справа вообще то майор стоит или я ошибаюсь?