30 лет назад, в сентябре 1980 года, финишировал в Свободном мотопробег по городам-Героям Советского Союза, посвящённый 35-летию Победы и 60-летию амурского комсомола. Семеро свободненских парней на мотоциклах «ИЖ-Планета» проехали 11 тысяч километров дорог и бездорожья. Они везли с собой вымпелы с символикой мотопробега, раздавали их в городах. И также специально изготовленные на заводе «Автозапчасть» гильзы, в которые набирали землю с мест сражения с фашистами. Гильзы с землёй из городов-Героев были доставлены в Свободный.
В мотопробеге участвовали Рудольф Зырянов, Владимир Рудь, Владимир Андреев, Геннадий Патенков, Станислав Рыбалко, Сергей Богуш, Константин Губин. Оба Владимира, Геннадий и Рудольф работали водителями, Станислав - преподавателем СПТУ. Сергей Богуш работал на заводе «Автозапчасть», Костя - также на «Автозапчасти» токарем. Объединила их всех любовь к мотоциклам, путешествиям и идея горкома комсомола - прославить на всесоюзном уровне город Свободный, собрать материал для патриотического воспитания молодёжи. Первым секретарём ГК ВЛКСМ был тогда Пётр Михайлович Скрябин, он-то и напомнил редакции о юбилейных датах - основании амурского, свободненского комсомола и знаменитом мотопробеге.
Идея эта и в наши дни выглядит авантюрной - уехать на три месяца от семей в неизвестность и бездорожье - на это решится не каждый. Серьёзный байкерский опыт на тот момент был только у Рудольфа Зырянова, он и по Амурской области изрядно на своей «Планете» поколесил, и во Владивосток в 1977 году съездил. В 1978 году проехал от Свободного до Ижевска, где изготавливаются «Планеты», в тот же год опять проложил маршрут до Владивостока, потом - на остров Сахалин. Остальных участников новичками в мотоделе не назовёшь, но у самого молодого - 19-летнего Константина Губина - даже прав не было. Весь пробег ребята прятали его в середине колонны, и иногда Косте приходилось скрываться от ГАИ.
- Сама организация мероприятия была на высочайшем уровне, - говорят участники пробега. Р.Л. Зырянов, В.И. Рыбалко, В.Н. Рудь и П.М. Скрябин пришли в нашу редакцию 7 октября, чтобы поделиться воспоминаниями.
- Заранее был распланирован маршрут, в города по пути следования высланы обращения к руководителям комсомольских организаций и начальникам ДОСААФ с просьбой оказывать всяческое содействие, сопровождение. Свободненским горкомом ВЛКСМ были «выбиты» средства на покупку пяти новых мотоциклов и финансирование пробега. В его подготовке был задействован огромный аппарат огромной страны. И в этом плане парням было легче, чем сегодняшним байкерам-дикарям. Тем более, они были вдохновлены идеей, знали: не только для своего удовольствия катаются, но и выполняют важную идеологическую миссию. С другой стороны, им было гораздо тяжелее - местами дороги полностью отсутствовали. Это сейчас транспортная сеть страны более-менее развита, а тогда, чтобы проехать от Свободного до Ижевска, местами нужно было пробираться по звериным тропам или прорубать себе путь по тайге.
- Так как до Ижевска маршрут был уже пройден двумя годами ранее, то решено было на этот раз ехать до Свердловска вместе с техникой на поезде, - вспоминает Рудольф. - Нас торжественно проводили на стадионе «Локомотив» (полгорода собралось на митинг), мы сделали прощальный круг и укатили на вокзал. В европейской части страны дорог между населёнными пунктами порой просто не было. Мы однажды 40 километров преодолевали три дня. Жирная красная глина залепляла всё. Мы сняли у мотоциклов крылья, но грязь набивалась в колёса, мотор, сплошным слоем покрывала людей. Проехать можно было 3-4 метра, потом нужно было палками вычищать глину из спиц и «вилок». Мотоциклы тащили по грязи, а они были перегружены сумками с вещами, запчастями, историческими материалами. Заехали в одну деревню - на всю улицу лужа. Бабушка посоветовала: «Вот сюда, ближе к забору берите». Сунулись - мотоцикл по самый руль утонул, от водителя только каска из грязи торчит. Оказалось, что там трактору «Беларусь» задние колёса жижей скрывает. Ещё один участок - от Менделеевска до Можги и Елабуги - в 70 километров преодолевали двое суток. Ночевали порой в палатках, иногда в автобусных остановках. Отмывались в ручьях, однажды на ферме. Но, когда попадался участок хорошей трассы, за день преодолевали 400-700 километров.
Вячеслав Рыбалко продолжает:
- Меня поразило, как нас встретили в Ижевске. Там мы отдыхали целую неделю. Нас поселили в гостинице, возили в сопровождении эскорта ГАИ по историческим местам, устраивали экскурсии по заводу. У них там огромный музей, где представлены редкие экспонаты мототехники. Мы встречались с комсомольскими коллективами, инженерами завода. Они расспрашивали о том, как ведёт себя техника, какие усовершенствования мы бы хотели внести. Ведь наш пробег, по сути, был испытательным и рекламным. Хотя в то время, чтобы купить мотоцикл, нужно было ждать годами очередь. Интересовало людей, как мы живём на Дальнем Востоке. В Москве нас встречали как космонавтов, также были экскурсии, встречи.
- Техника не ломалась во время пробега?
- В основном, тросики рвались из-за постоянной сырости и грязи. Мы ехали все в целлофан укутанные, только отверстия для головы вырезали. Но когда 100 км от Минска отъехали, в одном мотоцикле развалился поршень. В посёлке ночью стали искать запчасти. Один дедок дал нам запасной поршень от инвалидной коляски. Мы до 7 утра закончили ремонт, за день преодолели 800 км, и к 8 вечера были уже в Ленинграде.
- К назначенной дате в Свободной вернуться не успели немного, - дополняет Владимир Рудь. - Мы улыбаемся сейчас, когда современные байкеры рассказывают, как они на японских мотоциклах проехали пару тысяч километров по автостраде. Нам довелось испытать настоящий экстрим! Собрали прекрасный исторический материал, отчёт о пробеге занимал 280 страниц, сделали массу фотографий, пообщались с интересными людьми. Многое узнали и рассказали многим о нашем городе. Нас регулярно потом приглашали дома на различные встречи, митинги. Мы рассказывали о том, какой увидели страну, города и сёла, как их жители сохраняют память о великой войне. Мы, конечно, очень устали за три месяца, но ни на один миг не пожалели о том, что пустились в это путешествие, и с удовольствием повторили бы маршрут вновь.
Города, через которые прошёл мотопробег: Ижевск, Набережные Челны, Тольятти, Саратов, Волгоград, Новороссийск, Керчь, Севастополь, Херсон, Одесса, Киев, Львов, Брест, Минск, Ленинград, Тула, Москва, Ижевск, Свободный.