25 января на сцене Дома культуры им. С. Лазо в Свободном состоялась премьера спектакля городского народного театра «Реверанс» «Вкус к жизни» по роману Эрика-Эмманюэля Шмитта «Оскар и розовая дама».
Премьера… Зал, как всегда, полон! Тем более что пьеса затрагивает одну из самых насущных проблем нашего времени. Да и хотелось увидеть игру новых актёров народного театра. Приветствие режиссёра с приглашением 21 марта на повтор спектакля и 25 апреля на премьеру спектакля «Оккупация». А главное - то, что в ноябре этого года народному театру «Реверанс» исполняется 20 лет!
Телефоны отключены, звучит тревожная музыка… Вновь, как и на генеральной репетиции, на сцене - две больничные кровати, но на этот раз - довольно приличные: ведь действие происходит в наше время, во Франции, в частной клинике доктора Дюссельдорфа. Вот и его дежурный письменный стол с настольной лампой. Тишина…
- Дорогой Бог, меня зовут Оскар, мне десять лет, и я пишу тебе в первый раз. Я лежу в больнице, и у меня рак. Я, вообще-то, в тебя не верю… Наверное, я зря это написал, теперь у тебя пропадёт ко мне всякий интерес. Ну, да ладно…
Десятилетний мальчишка с неутешительным диагнозом (актёр Алексей Варда) пишет эти строчки Богу, потому что понимает: врачи сделали всё возможное, даже пересадку костного мозга, и шансов победить болезнь не осталось. Он рассказывает ему о себе, о тех, кто его окружает. Мрачные мысли прерывает доктор Дюссельдорф (Максим Захаревич) с очередным обходом. Мальчик видит тревогу в глазах доктора, который старается ободрить Оскара, шутит, но слышит неожиданный вопрос:
- Я разочаровал вас, доктор? Наверное, я скверный больной!
- Нет, ты был сильным во время операции, хотя даже во время наркоза было видно, как тебе было больно. Ты прилежно принимаешь лекарства…
- Но мне иногда хочется на вас накричать. Я иногда думаю, что вы профукали мою операцию… Не верю, что медицина - замечательная штука.
Сжимается сердце: оба без слов понимают друг друга. Доктор спешит под видом занятости удалиться, а Оскар вновь обращает глаза к небу и рассказывает о том, к кому более всего привязался: это - пожилая сиделка, бабушка Роза (Ольга Филимонова). Это она посоветовала Оскару писать письма Богу, стараясь отвлечь его от грустных мыслей и развлекая рассказами о том, как в молодости была чемпионкой по вольной борьбе!
А в больнице тем не менее кипит жизнь, у каждого пациента - своя история, они общаются, переживают друг за друга, даже влюбляются! Это маленький оптимист Бекон - мальчишка, чудом выживший во время пожара (Егор Мокренко), Пегги Блю (Варвара Агафонова) - бледная девочка с мудрёной болезнью лёгких, Эйнштейн (Павел Павлушин) - коварный подросток с характером старухи Шапокляк, и девчонки Сандрина (София Луговская) и Бриджит (Ксения Терновенко). У каждого - свой взгляд на жизнь, и к каждому имеет подход доктор Дюссельдорф - добродушный великан, единственный недостаток которого один: никогда не улыбается.
И это понятно: каждый день видеть страдания детей - нелёгкое испытание. И, как и в любой больнице, есть ворчливая техничка (Елена Чирикалова), медсестра-Звезда, которой больные дарят игрушки и с которой делятся сладостями (Елена Сукалина), и обязательная (!) медсестра-Злыдня (Екатерина Лиханова), которую боятся, как огня, и которая снится детям по ночам в виде привидения! Обход, приём лекарств, процедуры, тихий час…
Рассуждения рано повзрослевшего Оскара приводят в шок: «Все думают, что в больницу приходят выздоравливать. А ведь есть и такие, как я!». Вопиющая несправедливость, а Бог ничего не отвечает, и ответа нет… И только бабушка Роза объясняет мальчишке, что Всевышний - не Дед Мороз, и просят у него не материальных благ, а только духовных… Если нет шансов выжить, почему бы не попросить милости к другим, у кого шансы есть? Сиделка давно заметила, что Оскару нравится Пегги Блю и он очень переживает за девочку, которой предстоит сложная операция. А главное - она предлагает своему юному другу попробовать прожить каждый день как десять лет! Такое странное времяисчисление отвлекает Оскара от мрачных мыслей, и на следующий день он явно ощущает себя двадцатилетним и рассуждает совсем по-взрослому. Тем более что ехидный Эйнштейн сообщил ему, что сегодня к доктору приезжали его родители, не навестив сына! Отец и мать Оскара (Александр Еремеев и Анфиса Волошина) прочли приговор в глазах хирурга и боялись, что сын всё поймёт.
А сын тем временем уже «отметил тридцатилетие», воображая, что создал семью с выздоровевшей Пегги, что он «усыновил» бабушку Розу, чтобы она помогала нянчиться с внуками… К нему страшно ревнует Пегги Эйнштейн, стараясь поссорить с подружкой и подговаривая на провокации Сандрину и Бриджит! Козни вредной и смешной Злыдни, тайно влюблённой в доктора, - столько испытаний для неокрепших детских душ! Вопреки наушничаниям и попыткам отстранить от дежурств добрую старушку, доктор принимает решение не препятствовать желаниям Оскара и немного подыграть ему в этом странном взрослении. Всё, что не мешает лечению, не должно запрещаться!
Игра актёров завораживает. Искренние рассуждения главного героя, его вера в то, что за пару недель он перешагнёт столетний рубеж, трогательный и шустрый Бекон, половина лица которого обожжена (великолепный грим!). Жуткий и завораживающий танец привидения (Екатерина Лиханова), исповедь доктора Дюссельдорфа медсестре-Звезде, игра на укулеле Бриджит, китайский танец Сандрины, молитва Оскара и бабушки Розы в больничной часовне, и над всей безысходностью - вера в лучшее несмотря ни на что.
Пронзительно и торжественно звучит песня «На осколках звездопада» в исполнении Ирины Ланкиной: «Мы научимся жить иначе, не тревожить себя вопросами. Ото всех наши крылья спрячем и однажды проснёмся взрослыми…». Ведь главному герою в этом отказано! И ему «уже за пятьдесят». Сцена ревности между ним и Пегги: «Какая же странная штука - семейная жизнь, особенно после пятидесяти!». А впереди - долгожданный праздник, Рождество, и неожиданный побег Оскара из клиники с помощью изобретательного Бекона и хитрого Эйнштейна. В итоге Рождество Оскар и его родители отмечают… на квартире бабушки Розы! Последний праздник, вальс… «С днём рождения, Бог! Пусть же мои родители будут всегда такими же счастливыми, как сегодня!».
И вновь - клиника. Пегги Блю с родителями (Евгений Коваль и Анастасия Новикова) уезжает домой. Ослабевший Оскар в кресле-каталке, он прощается со своей первой и последней любовью: «Пегги, ты уезжаешь… Я останусь один - старый, лысый, ослабевший. Какое же безобразие - эта старость!.. Мне уже больше ста лет, и понимаешь, что чем становишься старше, тем сильнее проявляется вкус к жизни! Но я устал…».
Всё кончено. Оскара больше нет. Но он ушёл счастливым и в полной уверенности, что прожил долгую жизнь. А главное - он помирился и с родителями, и… с Богом. Спасибо бабушке Розе. И в тишине звучат голоса героев пьесы, в том числе и доктора Дюссельдорфа, который в первый раз пытается улыбнуться сквозь слёзы:
- Мы уверены, что жизнь - лишь забавный подарок. И некоторые этот подарок сильно переоценивают, думая, что им вручили вечную жизнь. А после её недооценивают, считая скучной, никчёмной и слишком короткой. А потом осознают, что это был вовсе не подарок. Просто нам дали жизнью попользоваться. Оскар ненадолго пришёл в этот мир, чтобы научить нас радоваться каждому дню. А теперь нас переполняют печаль и любовь!
Под финальную песню «Путь» актёры вышли на поклон… Шоковая пауза и овации! Слёзы на глазах зрителей, слёзы на глазах актёров. И этим всё сказано. Думаю, в стране, где на операции тяжелобольным детям сбрасываются с миру по нитке, эта постановка - как гул набатного колокола. Что-то должно измениться. И мы должны измениться, стать добрее, отзывчивей и… сильнее!
- Друзья, то, что происходило на сцене, - это просто чудо, спектакль за полтора часа заставил нас улыбаться и страдать, задуматься о краткости бытия, показал нам, что мы все - прежде всего люди, - обратилась к артистам и зрителям депутат Законодательного собрания Ирина Киевская. - Актёры заставили нас прочувствовать всё это, они - настоящие таланты! Мы поверили, что любовь пробивается сквозь любые преграды, это очень важно. Я рада, что у нас есть театр, что он развивается и растёт творчески, конечно, желаю успехов. Но мы с вами прекрасно понимаем, что без Валентины Георгиевны всё было бы очень сложно… Я с удовольствием выполняю поручение председателя Законодательного собрания Амурской области и вручаю благодарность этой удивительной женщине, которая сегодня подарила нам такой праздник. Спасибо!
- Спасибо, что у театра есть такой друг, как Ирина Александровна, - поблагодарила высокого гостя директор Дома культуры им. С. Лазо Елена Расиховна Оленева. - А ещё я хочу сказать спасибо, что двадцать лет как с нами наш режиссёр. Я очень счастлива, что вы, Валентина Георгиевна, у нас есть!
Цветы, подарки и большой торт! Тёплые слова актёрам, режиссёру и всем, кто помог в осуществлении такой премьеры: спонсорам сценографии - Нине Лесик и Альбине Барыбиной, консультанту - Любови Клишиной, продюсеру - Александре Терновенко, генеральным партнёрам - Ольге Борчановой и Веронике Каминской, музыкальным оформителям Павлу Павлушину и Григорию Паверинову, гримёрам Валентине Герасимовой и Варваре Агафоновой. Конечно же, на сцену со словами благодарности поднялась режиссёр народного театра Валентина Азаренко.
- Огромное спасибо, что вы были сегодня на нашей премьере! Мы постарались этот спектакль-размышление поднять до самого высокого градуса. И теперь вы знаете, о чём мы сегодня хотели сказать. Не обязательно пытаться обогреть весь мир. Помогите ближнему или хотя бы себе. И боритесь за эту жизнь до конца!
Фото Владимира Межова.
Видно, Петюню шибко обидела тётенька в белом халате. Наверное, один из отвергнутых антропосов.
мне кажется что тётенька в белом халате уж очень переигрывает.