26 сентября в ДК им. С. Лазо состоялась долгожданная премьера пьесы «Оккупация» по сценарию Киры (Валентины Георгиевны) Азаренко.
По словам Валентины Георгиевны, пьеса была создана по мотивам произведений Виктора Курочкина, Виктора Астафьева и Эрика-Эммануэля Шмитта.
Непередаваемое ощущение театра, полумрак… Конечно, непривычно было видеть зрителей, сидящих друг от друга «через место», ограничивающие ленты, медицинские маски, - всё это лишний раз напоминало, с каким страшным врагом мы встретились в этот високосный…
- Дорогие мои, - обратилась к зрителям режиссёр, - премьеру спектакля «Оккупация» мы готовили, конечно, к 9 Мая, к 75-летию Великой Победы. Но по не зависящим от нас причинам мы сможем показать её только сейчас. Много было всевозможных нюансов, препон, и некоторые актёры за полгода выросли, пришлось делать перестановку, но у вас, наших самых лучших и активных театралов, есть возможность посмотреть то, что мы сделали. Итак, действие происходит в Краснодаре с августа 1942 по февраль 1943 года…
Огромный баннер с изображением Краснодара 1940-х годов… Тихая музыка, на лавочке прощаются бабушка Вера Абрамовна (Валентина Петрова) и внук, Миша Бернштейн (Егор Мокренко).
- Бабушка, почему наша мама не с нами? С ней ничего не случится?
- Она очень красивая, а красивых женщин немцы забирают… Сам знаешь, что с августа в городе хозяйничают фашисты. А для тебя - новая роль. Ты - немой! Как только увидишь, что к нам приближаются немцы… Особенно - если в чёрных мундирах. Это гестапо!
Перейти линию фронта с мальчишкой - очень рискованно. Мишу решают оставить на попечении бывшей дворянки - Александры Рокотовой (Александра Терновенко) и её мужа, обрусевшего немца Отто фон Шульца (Сергей Бубликов). Но вскоре супруги уезжают подальше от войны, в Европу, оставив виллу под присмотром матушки Пелагеи (Галина Гулимова), которая устраивает здесь пристанище для детей-сирот. Мало кто догадывается, что благочестивая старушка является связной с подпольщиками и среди сирот прячет и еврейских детей.
Здесь Миша знакомится с теми, кому ненавистна новая власть - великолепной в своей ярости Бешеной Тамарой (Варвара Агафонова), аптекаршей Малиновкой (Екатерина Лиханова), Вовчиком (Лев Барабошкин), Женей и Люсей Борисовыми (Ксения Терновенко и Александра Бабенко), Розой и Лёвой Фурман (Рашель Чеботарёва и Ярослав Калинин), Валей (Алина Кучерова) и Лизой (Елизавета Елисеева). У каждого - своя трагедия, и всех связывает одно - война. Всё бы ничего, если бы не постоянный страх: в особняк нередко наведываются гестаповцы - Юрген (Александр Еремеев), Гюнтер (Павел Павлушин) и Вальтер (Евгений Коваль). Вроде бы всё просто - у матушки Пелагеи всегда есть шнапс, но у немцев имеются некоторые подозрения…
И ребята замечают, что по ночам старушка отлучается в заброшенную часовню. Выясняется, что в часовне собираются подпольщики во главе с Володей Головатым (Кирилл Дергачёв). Малиновка обеспечивает Мише фальшивый паспорт, заодно добывая у немцев талоны на продукты в обмен на лекарства. И Миша с друзьями помогают подпольщикам, порой отчаянно рискуя. А когда становится особенно страшно, под вой сирен и раскаты взрывов ребятишки тихо поют: «Вихри враждебные веют над нами…».
Сказать, что ребята играли самозабвенно - ничего не сказать. Не играли, а проживали жизни героев, так будет гораздо точнее. Юный актёр Егор Мокренко несколько раз вызывал аплодисменты своими репликами в одесском стиле, великолепно передав образ еврейского мальчишки. Екатерина Лиханова, типичная комиссарша с командным голосом и с цигаркой в зубах в роли связной Малиновки - это надо было видеть! Неудачник Вовчик, сёстры Борисовы, брат и сестра Фурманы, Валя, Лиза - интонации, одежда, грим - словно персонажи из детских фильмов семидесятых, до жути достоверные в своём естестве…
Представляю, сколько репетировал свой украинский говор Кирилл Дергачёв в роли Володи Головатого! Сколько достоинства было в дворянке Александре Рокотовой, столько же и немецкого снобизма в Отто фон Шульце! Сцена с неразорвавшейся гранатой стала одной из самых смешных.
И, наконец, - несомненные гестаповцы, наглые и подтянутые, в чёрной мрачной форме и ледяными фразами и взглядами. За такие роли не каждый возьмётся: ненависть к лающему языку передаётся у нас генетически с сорок первого из поколения в поколение…
Гибнет в схватке с оккупантами Володя Головатый, а в особняке торжествующие гестаповцы устраивают проверку детей-сирот на наличие евреев и детей комсостава… Благочестивая старушка пытается защитить ребят, а Малиновка, заявив немцам, что в особняке эпидемия (всем дали по лошадиной дозе слабительного), в итоге попадает в застенки тайной полиции Вермахта и приговорена к смерти в «душегубке». Планам гитлеровцев не суждено сбыться: наступление советских войск, теперь им не до еврейских детей…
Все живы, Миша встречается с бабушкой, которая сообщает внуку, что отец воюет вместе с партизанами, что мама жива. Выжила и истерзанная Малиновка: в «душегубку» попал осколок нашего снаряда и «разгерметизировал» машину смерти. А приют перешёл на легальное положение.
Под мелодию «Тумбалалайка» звучит лозунгом: «Мы найдём, где жить. Главное - мы живы. А потомкам надо запомнить: фашизму не место на нашей земле!».
Бурные овации, поздравления, цветы! Выход актёров на поклон, возможность зрителей сфотографироваться с актёрами, с которыми не виделись почти год… А главное - несмотря ни на что, премьера состоялась! Театр жив.
- Уважаемая Валентина Георгиевна, - обратилась к режиссёру заведующая ДК им. С. Лазо Елена Оленева, - уважаемые наши самодеятельные народные артисты! Очень рады, что сегодня состоялась эта замечательная премьера. Думаю, что вы затронули души всех присутствующих, сегодня производилась видеосъёмка спектакля, которую мы сможем разместить онлайн, и с этой премьерой смогут ознакомиться как жители нашего города, так и страны. Сегодня сюда пришли ваши близкие и родные, чтобы поддержать. От души поздравляю всех с премьерой, а артистам - творческих успехов, а главное - громовых аплодисментов!
Поздравления от друзей, заядлых театралов, коллег, спонсоров… И - благодарные аплодисменты тем, кого не было на сцене, но без их участия и помощи премьера не смогла бы состояться: сценография - праздничное агентство Екатерины Козловой (отличный реквизит!), звуковое оформление и видеоряд - Алексей Галактионов, грим - Валентина Герасимова, редактор инстаграма - Ксения Терновенко, генеральные партнёры - Вероника Каминская и Ольга Борчанова...
Но всё же самое главное - гордость, переполнявшая юных актёров, для многих из которых эта постановка стала дебютом.
«Несмотря ни на что, мы это сделали!».
Фото Анны Прудниковой.
Так моего еврейского мальчика не трогайте, он сербов трогать не собирается. И вообще это роль, и это театр. Сходите посмотрите, полезно будет.
и ещё дополнение. про еврейских детей надо показывать в израиле, а русских детей было уничтожено в несколько раз больше. надо про это показывать. таково моё мнение.!
а вот сербам не повезло. спасли еврейскую девочку, а она выросла и разбомбила сербию ))
А где театру взять столько костюмов. Как могут выкручиваются.
Подражатель! Самозванец! 🙂
Надеюсь, что мы сыграем «Оккупацию» ещё раз.
эсэсовец в косухе улыбнул, а чуваку в фуражке респект, над костюмом поработал…