В череде всех торжественных мероприятий, посвящённых 76-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, появляются новые. Утром 9 мая на железнодорожном вокзале города Белогорска встретили Поезд Победы - небольшой эшелон, который тянул старенький грузопассажирский паровоз Л-3626, названный в народе «Лебедянка».
Идея такого праздника принадлежит заместителю начальника Забайкальской железной дороги по Свободненскому региону Петру Сапрыкину.
- В канун праздника Великой Победы мы обычно переосмысливаем многие вещи. С каждым годом становится меньше ветеранов Великой Отечественной войны, поэтому всё острей понимаешь, какими героическими усилиями поколение победителей ковало эту победу на фронтах и в тылу. Из тыла к местам боевых действий постоянно поступали оружие, боеприпасы, снаряжение, продовольствие. Эта связь, в основном, поддерживалась с помощью железных дорог. Поэтому паровозная тяга является настоящим символом той эпохи, настоящей легендой. Такой акцией мы хотим ещё раз напомнить нашим людям о героических событиях того времени, - рассказал Пётр Васильевич.
По его словам, в подготовке праздника приняли участие работники всех подразделений Белогорского железнодорожного узла. Особенно локомотивного депо, крупнейшего в России. Здесь сохранили свой паровоз, а все остальные с Забайкальской железной дороги собрали в Чите, чтобы централизованно обслуживать и поддерживать в рабочем состоянии. Но ещё он привёл такой пример работы железнодорожников: чтобы в годы войны на паровозе доставить состав от Белогорска до Благовещенска и обратно, помощнику машиниста необходимо было вручную перекидать в топку порядка 12 тонн угля. Шнековая подача угля появилась позже.
На перроне вокзала собрались многочисленные жители Белогорска и гости города. В назначенный час издалека послышались громкие гудки паровоза, и в клубах дыма под песню «День Победы» к вокзалу прибыл небольшой эшелон, в составе которого был простой пассажирский вагон и так называемая «теплушка». В ней «с фронта» приехали солдаты разных возрастов в форме времён Второй мировой войны.
Как и положено в праздничный день, ехали они с песнями под баян. А молодых солдатиков на перроне встречали девушки в сарафанах и платках, наброшенных на плечи, - тоже дань моде того времени. Появление такого поезда, украшенного символикой праздника Победы, вызвало настоящий ажиотаж, особенно среди детворы и молодых людей, а многие из тех, кто не пришёл на перрон, наблюдали за необычным эшелоном с высоты виадука.
Организаторам пришлось приложить усилия, чтобы немного отвлечь заинтересованный народ и провести небольшой митинг. Перед собравшимися выступили заместитель начальника ЗабЖД. Пётр Сапрыкин, председатель Законодательного собрания Амурской области Вячеслав Логинов, председатель Белогорского городского Совета народных депутатов Виктория Гратий, которые высказали немало слов благодарности всем, кто внёс свой вклад в победу над фашизмом, и тепло поздравили собравшихся с праздником. Интересен был рассказ ветерана локомотивного депо Натальи Бураковой. Она напомнила, что в годы войны депо направило на фронт более трёхсот человек, 57 из них не вернулись с фронта. На территории депо им установлен памятник, который постоянно поддерживается в порядке и памятные даты к нему приходят не только железнодорожники и члены их семей, а многие белогорцы. Сегодня белогорское локомотивное депо по-прежнему остаётся крупнейшим в России, в нём трудится более 2000 человек.
Официальные поздравления чередовались с выступлениями творческих коллективов и самодеятельных артистов разных возрастов. Здесь же состоялось приятное знакомство. Одну из песен исполнял автор сценария этого торжества Игорь Сахаров. Он родной сын нашего коллеги, несколько лет назад ушедшего из жизни, Сергея Сахарова. Сергей Леонтьевич прошёл большой трудовой путь, несколько лет проработал с нами в «Зейских огнях», затем был редактором газеты «Забайкальская магистраль». А Игорь Сергеевич уже на пенсии продолжает работать машинистом, без отрыва от производства давно окончив и училище культуры. Такая вот железнодорожно-творческая династия.
Пообщались мы и с машинистами паровоза, все четверо взаимозаменяют друг друга. Особенно много хлопот у них было с детьми, которые не только стремились побывать в кабине, но и сфотографироваться где-нибудь повыше на старом заслуженном локомотиве. Многие взрослые тоже не отставали, с интересом изучая подзабытую технику. Но, как выяснилось из разговора, сама профессия машиниста паровоза не так уж и забыта. Остались ещё специалисты на станциях Забайкальской дороги. Наши собеседники в разные годы учились на курсах машинистов паровоза в Чите и даже в Санкт-Петербурге, интерес проявляют сотни специалистов. И как-то исторически сложилось, что между Ленинградской областью и Финляндией до сих пор курсируют составы на паровозной тяге.
Своими впечатлениями поделился и председатель Амурского Заксобрания Вячеслав Логинов:
- Мы знаем о том, что в период всей Великой Отечественной войны железнодорожная магистраль связывала наш Дальний Восток с западными регионами страны, куда поступали продовольствие, боеприпасы, обратно шли эшелоны с ранеными. Затем в период борьбы с милитаристской Японией войска были оперативно переправлены уже с запада на восток. Поэтому железнодорожники тоже внесли свой неоценимый вклад в общую победу.
Сегодня мы видим как радуются люди, как когда-то радовались на всех станциях Приамурья во время возвращения фронтовиков. Поэтому мы не можем забывать такие трогательные и славные страницы нашей истории.
По окончании праздника старый паровоз-трудяга, вновь огласив округу громкими гудками и оставив клубы дыма отправился в дальнейший путь до областного центра. Так что Поезд Победы увидели в этот день на нескольких амурских станциях. Буквально согревшая многих паром и ностальгией процессия «Лебедянки» должно быть станет ещё одной традицией празднования Дня Победы.
Фото Владимира Межова.
Зачем это всё??? Лучшие бы все архивы открыли по ВОВ и допустили бы всех желающих для исследования. Сколько бы людей просто обрели документальное подтверждение своего существования. Да и просто узнать реальный ход тех событий скрупулёзно тоже важно.
Дед же всё засекретил опять. Чтоб историю не переписывали.
нам военным давно все скрупулезно известно до причины и следствия решения командиров по каждому конкретному бою или сражению, да были ошибки и предательство. а у кого их не было и кто всегда побеждал и без потерь ( кроме Суворова 62 сражения все выиграны только в 2 имел преимущество и всё выиграно в наступлении но с такими цифрами боксера или еще кого трудно найти, а тут 62 сражения, кроме как ЧУДО, это не назовешь, но вам то все равно за бугром все лучше, хоть кол на голове чеши ты ж ненавидишь Россию тип, все равно в военном деле не понимаешь ничего, но и Суворов особо солдат не жалел их вообще никто никогда не жалеет) есть целая отдельная дисциплина — военная история где спец все про все знают, остальным может и не обязательно — не поймут надо с азов тактики начинать что бы стратегию понимать, эти знания вообще не засекречены про ту войну , очередной бред, вопрос, что конкретно засекречено и кого и куда не допустили и какие вопросы остались не изучены, я уверен на эти 2 простых вопроса никто не ответит, но все равно сказали говорить все засекречено — как листовка либералов так и я
спрашивай тип я тебе по любому вопросу той войны все расскажу мало того расскажу почему
я тебе такие причинно-следственные вертиля выведу от войны, зачем и почему до половцев и печенегов доберемся, Рюриковичей вспомним климат наш, историю не простую, так последовательно до Романовых дойдем и так шаг за шагом до начала и окончания войны, ты мне будешь пакости говорить про СССР а я тебе причины находить еще в царской России они все там даже то что происходит сегодня — все там, начиная от Владимира Красно солнышко и по сей день это одна и таже страна с одинаковыми людьми
Скоро так и на гужевой транспорт перейдём.