13 апреля православный мир отмечал Вход Господень в Иерусалим или, как этот праздник называется в народе, Вербное воскресенье. Как обычно, в этот день к окончанию Божественной литургии Свято-Никольский храм оказался в окружении свободненцев, держащих пушистые букетики.
В службе принимали участие старики и дети, было много молодёжи. Среди рядовых граждан можно было увидеть известных в нашем городе людей - атамана станицы Алексеевской Юрия Бутакова, председателя союза предпринимателей при правительстве Амурской области, нашу землячку Оксану Степанову.
Во время проповеди настоятель Свято-Никольского храма отец Валерий сказал, что в последнюю Страстную неделю поста нужно максимально сосредоточится на молитве и делах спасения бессмертной души. Необходимо отложить праздные занятия, не сидеть впустую возле телевизоров, компьютеров. Каждый день предстоящей недели особенный, в это время христиане «пошагово» вспоминают последние мгновения земной жизни Спасителя.
Великий понедельник начинает посвящённую добровольно принятым страданиям Иисуса Христа Страстную неделю. В первые три дня Страстной седьмицы читают в храмах Псалтырь, на службе вспоминают внука праотца Авраама, Иосифа Прекрасного и бесплодную смоковницу, проклятую Господом. В этот день на литургии Преждеосвященных даров читают Евангелие о Втором пришествии Христовом.
В Великий понедельник патриарх Московский и архиреи совершают древнее священнодействие: мироварение - чин приготовления мира. Это смесь смол, душистых масел, трав для таинства миропомазания, которое совершается над каждым православным христианином сразу после таинства Крещения. Миро варят три дня, и его торжественное освящение происходит в Великий четверг в Богоявленском соборе в Москве.
В Великий вторник верующие вспоминают как Христос пришёл в иерусалимский храм и в последний раз проповедовал перед народом, обличал книжников и фарисеев, говорил притчами о дани кесарю, о воскресении мёртвых, о страшном суде, девяти девах и талантах.
В среду Страстной седмицы вспоминают два события - предательство Господа Иудой Искариотом и евангельскую историю о грешнице, возлившей миро на голову Иисуса. В Великую среду на вечерней службе совершается таинство исповеди. Это особая возможность исповедаться более подробно, и священнослужители призывают воспользоваться ею.
В Великий четверг вспоминают важнейшее евангельское событие - Тайную вечерю, на которой Господь установил таинство Святого причастия (Евхаристии). Утром в Великий четверг служат литургию Василия Великого, во время которой совершается чин освящения миро. После литургии бывает чин умовения ног: архиерей по примеру Христа, омывшего ноги своим ученикам в знак смирения, омывает ноги 12 священнослужителям.
Вечером в четверг читают 12 отрывков из евангелий, в которых рассказывается о последних часах жизни Христа. Прихожане и священнослужители стоят в храме с зажжёнными свечами в руках, после службы свечи не гасят, а приносят их домой и сохраняют их огонь в лампадах до Пасхи в знак того, что слава и величие не покидали Христа и во время страданий.
С понедельника по четверг в храмах каждый вечер читают покаянный канон Андрея Критского.
Великая пятница - самый скорбный день церковного года. В этот день Церковь воспоминает суд над Иисусом Христом, его избиение, поругание, казнь и смерть через распятие.
В Великую субботу Церковь вспоминает погребение Иисуса Христа и Его сошествие в ад. Христиане верят, что своей Смертью Спаситель победил смерть и спас из ада ветхозаветных праведников. В этот день в храм выносят на середину плащаницу - большое полотно с вышитым образом Господа, снятого с Креста. Вечером на службе совершают крестный ход с плащаницей вокруг храма при печальном колокольном звоне. После хода читают Священное писание, в том числе Евангелие от Матфея, как фарисеи поставили у погребальной пещеры стражу, опасаясь, что ученики выкрадут тело.
По окончании вечерней службы читается пасхальный тропарь - близится начало празднования Пасхи, благословляются хлебы и вино, освящаются куличи и яйца.
В Великую субботу каждый год в Иерусалиме в храме Воскресения на Гроб Господень сходит Благодатный огонь.
В седьмой день Страстной седьмицы православные праздную Воскресение Христа из мёртвых. Четыре евангелия описывают это утро словами разных свидетелей, пришедших ко гробу один за другим. В ночь на Пасху в храмах читают Деяния апостолов, верующие в праздничных одеждах приходят на службу вечером Великой субботы. Праздничная служба длится всю ночь. В последние годы в нашем храме в полночь под радостные возгласы «Христос воскрес!» в тёмное небо взмывает красочный салют. Заканчивается служба на рассвете. По её окончании каждый желающий может подняться на колокольню и громким перезвоном колоколов возвестить миру великую радость.
Батюшка также напомнил, что в этом году в нашем храме будет юбилейная пасхальная служба, первая была ровно 100 лет назад, в 1914 году. К этому дню в храме ведётся большая подготовка, и все желающие могут помочь в наведении порядка на его территории.
А пока православным нужно собраться с силами духовными и физическими и тщательно подготовиться постом и молитвами к Празднику праздников.
Фото Владимира Межова.
Сон на Страстную Пятницу
Великий ход страстной Седмицы
Дорога боли, мук, страстей
К чему удел Судьбы склонится
Ко царству Света иль Теней?
Добро, куда бы ни приходит
Струит чудесный, теплый Свет
Но Дьявол — всюду, рядом бродит,
Взмахнул крылами — Света нет!
У силы Зла — несметно войско
И злобы бешеный огонь
Он скачет нам навстречу бойко
Тот Черный Меч, тот Черный Конь
Греховного чернЫ знамена
Ряды без счета — несть числа!
Обман и ложь, измены, войны
Их тыщи тыщ — пороков Зла
Удары Тьмы сильны, кромешны
Объятья цепки и крепки
И даже солнце меркнет спешно
Упав с небес во чрево Мглы
И вот уже лучом погасшим
Последней искорокой горя
Весь свет становится… вчерашним,
И, — ускользает от меня…
И все,… конец всему живому
Всевечный мрак по всей земле
Все кануло во пропасть, в кому
Повсюду Тьма, и та — во тьме…
И время бег остановило
Песок иссяк — конец времен!
Что ДО ТОГО происходило
Все погрузилось — в Вечный Сон…
**************************
Но ЧУ, какой-то странный отзвук
За горизонтом вечной Тьмы
Какой-то гул, какой-то отблиск
Издалека, из высоты…
Тот гул становится все ближе
Сильней , неистовей, мощней
И вдруг — Ударрр!!! — Оттуда, Свыше
И молния,……. ну а за ней,-
Упрямые раскаты Грома
Переполняют небосвод
А молний яростные сонмы
Рождают Свет! Вперед, вперед!
О чудо! Войска Тьмы редеют
Где Черный Меч, где Черный Конь!?
Знамена тучами развеял
Всеочистительный Огонь!
И мрак становится слабее
Уходит вдаль, в Страну Теней
Гроза стихает, ночь светлеет
И все яснее — кто сильней…
Рассвет. Вот он едва забрезжил
На пятки наступая мгле
Лежу глаза открыв — не грежу
И Вера светится во мне
Во все, что праведное в мире
Во царство Бога и Добра
Что Свет любое Зло осилит
И присно и во все века!
Та Вера, что повелевает
Идти на подвиг и на бой
Та Вера, что от Зла спасает
Бывая общею Судьбой…
— ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам
некое дарование духовное к утверждению вашему,
— то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею…
Библия, Новый Завет, «К Римлянам послание св. Ап. Павла»