Нынешний сентябрь подарил свободненцам весьма насыщенную и разнообразную программу фестиваля «Амурская осень», что невозможно было рассказать обо всём сразу. Поэтому восполняем пробелы.
12 сентября в рамках фестиваля на сцене Дворца культуры в Свободном прошёл и один из спектаклей театральной программы - «Розыгрыш». Автор и постановщик пьесы Вячеслав Гугиев, он же исполнил одну из ролей. Сюжет нетривиальный, даже в некой степени фантастический. Всё закручивается вокруг того, что главный герой, тренер советской сборной по лыжным гонкам Валерий Павлович, по каким-то неуказанным причинам впадает в кому в середине 80-х годов прошлого века и выходит из неё только спустя 10 лет - случай единичный даже в мировой практике.
Хотя описаны случаи возвращения к жизни и через 19, и 27 лет, и даже через 42 года. В лучшем случае, когда из комы выходят лишь 35 процентов больных, полное восстановление занимает долгие месяцы и годы, в худшем - человек остаётся в вегетативном состоянии и всё равно гибнет. Но при любом раскладе, по словам специалистов института мозга человека РАН, не бывает так, чтобы человек встал и пошёл, в первое время у него нарушения краткосрочной памяти, и он может не узнавать даже самых близких людей.
Но в нашем случае сюжет развивается по другому увлекательному сценарию, и можно простить художественный вымысел. И, наверное, не зря на роль главного героя был приглашён заслуженный артист России Сергей Селин, который полюбился зрителям ещё по роли «правильного мента» Дукалиса. Хотя у Сергея Андреевича ещё десятки ролей военных, сотрудников правоохранительных органов и спецслужб, за что он награждён ведомственными наградами. Но и в этом спектакле его герой крепок телом и духом, который готов перенести любые потрясения и поддержать близких.
Хотя в начале всё наоборот: узнав о том, что отец спустя столько лет пришёл в себя, его сын Владимир, следуя советам врачей, пытается сделать всё, чтобы тот не волновался - ещё бы, ведь и в жизни семьи произошло столько перемен, да и как советскому до мозга костей человеку вдруг узнать, что Советского Союза уже не существует. Поэтому Вова вместе с матерью пытается воссоздать обычную обстановку дома, где на стене висят старые пыльные лыжи, на которые отец просто молился, и спрятать подальше свой сотовый телефон. Он даже, «отодвинув» в сторону своего близкого друга по мединституту Русика (Вячеслав Гугиев), упрашивает восстановить отношения, хотя бы для вида, с бывшей возлюбленной Мариночкой, которую отец-тренер «присмотрел» в интернате ещё юной лыжницей, выпестовал и сделал лидером сборной.
И вроде бы всё складывается неплохо: все радостно встречают главу семьи дома, даже старшая дочь из Ленинграда приехала, которая давно покинула родителей; он всем рад, да ещё умудряется ради смеха сделать вид, что не узнаёт Мариночку, но всё в порядке. Он помнит даже свои любимые вкусы: шпроты, молоко в бутылках и простую яичницу, которую потом то жарит сам, то просит жену.
Всё действие происходит под хиты группы «Modern Talking», популярной в те годы перемен, но о точном времени можно только догадываться по косвенным признакам: за семейным ужином выясняется, что главный герой помнит 1983 год, но уже ничего не знает об Олимпиаде в Сараево 1984 года, где, по его убеждению, Мариночка должна была взять золото. Сначала ему это подтверждают, но на просьбу показать говорят, что медаль утеряна. И по прошествии 10 лет усилиями сына для Валерия Павловича пока выглядит всё так же, даже один из первых сотовых телефонов убрали подальше. Но чуть не портит всё дело появившийся друг Руслан, который был не в курсе розыгрыша. Его «проколы» виртуозно маскируют и обыгрывают, что и вызывает смех в зале.
Однако в какой-то момент праздника первой не выдерживает честная Марина и во всём признаётся, что на Олимпиаде пришла лишь 10-й, бросила большой спорт и работает преподавателем физкультуры в одной из школ. Дальше выясняется, что и сын Вова бросил мединститут, став коммерсантом, благодаря чему семья выжила после распада Союза, что является главным потрясением.
Позже и дочь Вика сообщает, что живёт в Санкт-Петербурге и её пригласили на учёбу во Францию, что раньше для советского человека казалось немыслимо.
Но и это ещё не все потрясения: в минуту затишья после семейного торжества жена главного героя Нина Михайловна вдруг признаётся, что, пока тот лежал в коме, измученная женщина позволила себе роман на стороне с «товарищем по несчастью», у которого в той же больнице умерла жена.
С новым «папой» маму случайно увидела дочка, после чего перестала с ней разговаривать. И это герой Сергея Селина принял стойко: кажется, отнёсся с пониманием, но простит ли? И уже после этого происходит разговор матери с дочерью, которая под предлогом, что опоздала на поезд, ещё остаётся у родителей. Происходит примирение двух близких женщин - это, пожалуй, самая трогательная сцена спектакля. Ну а дальше вроде бы восстанавливаются отношения Мариночки и Вовы, который возвращается с побитым лицом после «объяснений» с лучшим другом Русланом.
В итоге главный герой как будто бы перечёркивает всё, что было «без него», и даёт всем право на второй шанс, чтобы жить дальше. В конце концов Валерий Павлович говорит Марине уйти из школы и с завтрашнего утра начать тренировки, а сам снимает со стены «святые» лыжи.
У спектакля открытый финал «с правом на надежду». Зрители встают и долго аплодируют всем актёрам, вышедшим на сцену. И всё же эта постановка в Свободном оставила двоякие впечатления. Ещё до спектакля было объявлено, что заменена Карина Разумовская в роли Марины другой молодой актрисой.
А вот в роли жены главного героя заявлена Елена Сафонова - одна из самых красивых и обычно лирических героинь советского кино. Но мы совместно с коллегами почему-то не увидели портретного сходства исполнительницы с заслуженной артисткой. И это также остаётся одной из загадок спектакля. Ещё одна: это развитие сюжета. Ведь, кажется, сама тема переноса человека из одного времени в другое даёт простор для фантазии, для комедии положений. А здесь только, когда главный герой видит плакат певицы и ему говорят, что это Мадонна, он восклицает: «Неужели Матерь Божья?!».
В интернете удалось найти информацию, что на фестивале в Кирове спектакль длился 2 часа 10 минут с антрактом, у нас же артисты «отстрелялись» в одно действие за 1 час 20 минут. В общем, явно что-то сократили и изменили. Тем не менее любители театральных постановок получили впечатление. Ну и ещё: по возвращении домой, как и главному герою спектакля, мне тоже неодолимо захотелось яичницы на ужин. Вот она - великая сила искусства!
Дмитрий ПОЛОВНЁВ.
Фото Владимира Межова.
очень любопытная фантасмагория перерождения страны и человеческих судеб. автор — Гугиев, который и сыграл Русика. Эппле прекрасна. Селину веришь и сочувствуешь. пластничная постановка и по физике и по лирике
Разыграли лохов. Или развели.
а почему половнёв а не погодаев рецензию пишет?