Свободненская транспортная прокуратура Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры осуществляет надзор за исполнением законодательства на воздушном, водном и железнодорожном транспорте. В её ведении, в том числе, вопросы соблюдения прав пассажиров, исполнения законов организациями-перевозчиками, правоохранительными и контролирующими органами на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.
Зачастую граждане не замечают повседневной работы сотрудников транспортной прокуратуры, тем не менее она очень важна. О том, в чём же она заключается, мы поговорили с Николаем Ершовым, который с 18 октября 2023 года назначен свободненским транспортным прокурором.
- Николай Александрович, чем всё-таки занимается транспортная прокуратура, по каким направлениям вам приходится работать?
- Граждане действительно часто заблуждаются в части полномочий транспортной прокуратуры, но они чётко определены Приказом № 211 Генерального прокурора РФ. В первую очередь, это обеспечение безопасности граждан на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта. Безусловно, кроме этого мы следим за соблюдением законности со стороны юридических лиц, которые осуществляют предоставление услуг по перевозке граждан на любом из перечисленных видов транспорта. Соответственно, в наши обязанности входит надзор за государственными органами, которые осуществляют свои полномочия в сфере услуг, например, такие как Государственная инспекция маломерных судов. Здесь мы можем проверить в том числе факты неправомерного отказа в регистрации маломерных судов.
То же самое касается и железнодорожного транспорта, где мы также осуществляем проверку, в первую очередь, объектов транспортной инфраструктуры - железнодорожные пути, вокзалы, переезды, мосты и другое.
Что касается авиации, то её у нас практически нет: из имеющихся объектов, например, посадочная площадка Свободный (аэропорт в прошлом).
- По факту, вы стоите на защите прав граждан - это приоритетная задача?
- Всё верно, это первоочередная наша задача. В сфере, которая касается транспортных перевозок - это обеспечение прав граждан, особенно несовершеннолетних. Так, в 2023 году на территории свободненского транспортного региона было выявлено свыше 400 нарушений, по которым мы внесли 119 представлений. После рассмотрения этих представлений к ответственности было привлечено 60 должностных лиц. Также мы внесли 38 протестов, противоречащих закону. По постановлению транспортного прокурора к административной ответственности было привлечено 56 лиц. В суды было направлено 24 исковых заявления на сумму свыше 2 миллионов рублей.
- Эти денежные средства будут возвращены государству?
- Именно так. Далее они будут распределены в соответствии с законодательством.
- Всё же большую часть вашей деятельности занимает работа с железнодорожным транспортом. Что именно происходит в этом направлении?
- Это действительно основное направление. Наша территория простирается от станции Шимановск до станции Архара. Протяжённость пути общего пользования составляет порядка 350 километров, соответственно, основная нагрузка ложится по надзору за ж/д транспортом.
В этой сфере мы работали по обеспечению безопасности на вокзалах, чтобы там трудились только аттестованные службы охраны. Яркий тому пример ж/д вокзал станции Свободный. Вы могли обратить внимание на то, что с 1 января 2023 года на вокзале охрана осуществляется подразделением транспортной безопасности, а не частным охранным предприятием, как ранее. Все сотрудники подразделения транспортной безопасности являются высококвалифицированными специалистами, прошедшими аттестацию в установленном порядке, умеющими обращаться с определёнными специальными средствами и предотвращать акты незаконного вмешательства в стабильную работу железнодорожного транспорта.
Но и здесь мы выявили проблему: рамки на вокзале были установлены, охрана работала, а вокруг вокзала отсутствовало ограждение. Как говорится, заходи, кто хочет. В этом случае говорить о безопасности было бессмысленно. Именно поэтому мы вышли с соответствующим представлением к дирекции компании «РЖД», и сейчас по периметру вокзала установлен металлический забор, который и препятствует попаданию на перрон лиц, в том числе и возможных злоумышленников.
Теперь внутренняя охрана вокзала стала актуальной. Вот так, в связи с реагированием транспортного прокурора удалось повысить степень безопасности граждан на станции Свободный. Такая же работа проводится и по другим вокзалам на территории нашего надзора.
- А часто ли граждане жалуются вам на отсутствие комфорта в поездах или на вокзалах?
- В наш адрес действительно поступали такие обращения от граждан, которые жаловались, что по пути следования поездов на некоторых станциях отсутствуют элементарные навесы, под которыми можно укрыться в непогоду. В этом направлении мы начали работать, и сейчас на станции Михайло-Чесноковская в Свободном уже установлен такой навес. По другим станциям тоже ведётся работа, так что, думаю, в текущем году мы обеспечим все станции навесами, которые помогут людям укрыться в ненастные дни от осадков.
Больших финансовых затрат и времени требует другая проблема: на нашей поднадзорной территории - 136 железнодорожных мостов. В их числе есть мосты, которые эксплуатируются более века. Естественно, что они требуют капитального ремонта, а проход ж/д состава по ним - это всегда риск. Поэтому начиная с 2021 года мы ведём планомерную работу в этом направлении.
Мы заставили ответственных обследовать такие мосты на их соответствие всем требованиям, теперь мы понимаем, насколько они пригодны для использования. В итоге результат показал, что из 136 мостов 18 требуется капитальный ремонт. В первую очередь обследовались большие мосты. На наши акты реагирования компания «РЖД» внесла свои предложения по их ремонту. Более того, некоторые мосты уже отремонтированы, и срок их службы был продлён. Теперь они не представляют опасности для движения по ним поездов.
Повторюсь, это объёмная работа, требует больших финансовых вливаний, но мы добьёмся того, чтобы все мосты на территории нашего надзора стали безопасными.
- Николай Александрович, а в части охраны мосты вы тоже контролируете, как и ж/д вокзалы?
- Обязательно! Все большие мосты должны быть обеспечены охраной аттестованными специалистами. В 2022 и 2023 году мы провели большую работу, подав порядка 15 исковых заявлений в суд об обязании ОАО «РЖД» обеспечить эти мосты специализированной охраной. Часть исков уже рассмотрена и удовлетворена, часть уже исполнена, и оставшаяся часть находится на рассмотрении. Эта работа тоже проводится планомерно.
Железнодорожный транспорт - это основной вид транспорта, которым пользуются для перевозки грузов, и в нынешних условиях это особенно актуально, когда вся страна трудится, чтобы обеспечить нашу передовую в зоне СВО всем необходимым. В том числе не стоит забывать и о безопасности граждан. Все мы видим по центральному телевидению, сколько случаев диверсий раскрывается сотрудниками спецслужб, когда идёт подготовка к акту незаконного вмешательства на различных территориях. Именно поэтому я считаю необходимым закрыть вопрос и обеспечить все мосты, имеющие степень уязвимости, сотрудниками транспортной безопасности. При наличии такой охраны злоумышленники уже не придут туда, а если и придут, то их действия будут пресечены. Эта задача стоит тоже на 2024 год.
- Мы часто проводим профилактические рейды вместе с вашими сотрудниками, работниками ЗабЖД и транспортной полицией на ж/д переездах, однако случаи травматизма всё равно, к сожалению, происходят. Какая работа ведётся в этом направлении?
- Для нас по-прежнему это остаётся проблемой. В 2023 году было 16 случаев травмирования людей на железнодорожных путях, 10 из них - смертельные. В 2022 году таких случаев было 14, и 12 из них закончились летальным исходом. Сами цифры говорят за себя: граждане по-прежнему пренебрегают правилами безопасного перехода через ж/д пути. Не стоит забывать, что железнодорожный транспорт - это источник повышенной опасности.
Главным же «бичом» в этом вопросе остаются так называемые народные тропы. Люди, имея доступ к переходу в 10-15 метрах, игнорируют правила и идут напрямую через рельсы. Если раньше штраф за переход в неположенном месте составлял 100 рублей, то теперь благодаря изменениям закона переход в несанкционированном месте будет обходиться нарушителю штрафом в 500 рублей.
Но и здесь мера наказания окажется действенной не для всех. Поэтому мы обследовали все места, где чаще всего люди переходят ж/д пути и где происходят случаи травматизма. Так, на станции Возжаевка на месте «народной» тропы была установлена металлическая сетка, которая преградила путь на травмоопасный участок. Конечно, есть случаи, когда такие сетки ломают, но в итоге основные травмоопасные участки теперь обеспечены заборами. Иногда используем даже бетонные блоки, чтобы ограничить переход в неположенном месте.
По «народным» тропам мы работаем как с представителями ОАО «РЖД», так и с органами внутренних дел. Мы также продолжаем проводить профилактические мероприятия, в том числе и в образовательных учреждениях. Я лично запланировал выезд на сходы граждан, чтобы провести с ними беседы и понять, что им мешает переходить по установленным переходам.
Хочу обратиться к родителям, чтобы не допускали детских игр на ж/д путях! Все мы помним случай, который произошёл в Белогорске, когда подросток дотронулся до контактной сети высокого напряжения и был смертельно травмирован. Это очень опасно! В большинстве случаев подобные игры заканчиваются смертью.
- Николай Александрович, вы ведёте свой надзор за состоянием железнодорожных переездов. Как часто приходится их ремонтировать?
- Да, это же касается и железнодорожных тоннелей, и путепроводов, то есть оборудованных мест пересечения железнодорожных путей. Периодически мы проверяем переезды, но они всё равно имеют степень износа, как и мосты. Здесь важно реагировать в нужный момент, чтобы заставлять балансосодержателя вовремя приводить их в порядок. Но в этом случае нам очень важна помощь граждан, которые могут сообщить о недостаточно хорошем состоянии того или иного переезда. Например, вы увидели плохое состояние резинокордового покрытия, которое может создать угрозу, - сообщите в транспортную прокуратуру, мы незамедлительно отреагируем. Нам очень важна обратная связь от населения. Обращения можно оставлять как в здании ведомства, расположенного по ул. Дзержинского, 47, в Свободном, так и в Белогорске по адресу: ул. Красноармейская, 12. Можно писать обращения и на наш сайт.
- Продолжая тему травмирования на ж/д путях: в этом плане права несовершеннолетних защищены? Дети получают компенсацию по потере родителя? Учитывается ли в суде, по чьей вине погиб или травмирован человек?
- В действительности это сложная категория дел. И при рассмотрении исковых заявлений данной категории учитывается абсолютно всё. В случае, если травмирование произошло по вине самого нерадивого гражданина, который переходил пути в неустановленном месте, может быть, находился в состоянии алкогольного опьянения, судом будут применены понижающие коэффициенты и соразмерно уменьшены суммы, подлежащие выплате. А возможно, вообще будет отказ в выплате компенсации.
В любом случае права несовершеннолетнего будут защищены и восстановлены вне зависимости даже от вины его родителя. Поэтому в исковом заявлении также будет отражено требование о взыскании компенсации морального вреда из-за нравственных страданий несовершеннолетнего. То есть в этом плане права несовершеннолетних должны быть защищены, и этим в том числе занимаемся и мы. Хотя лучше бы не было таких дел.
- Какая ещё работа находится под вашим надзором в отношении несовершеннолетних?
- В Свободном есть крупное образовательное учреждение - это Амурский институт железнодорожного транспорта, где мы осуществляем надзор за образовательной деятельностью, соблюдением прав студентов, антитеррористической защищённостью учреждения и многое другое.
Одной из социально уязвимых является категория несовершеннолетних детей-сирот, поэтому первым делом после назначения на должность я познакомился с руководством института и организовал беседу с детьми.
Так, я имел прекрасную возможность выслушать студентов, относящихся к детям-сиротам, и узнать обо всех проблемах.
Каждому обратившемуся студенту была дана консультация. Основные вопросы, конечно же, касались жилья. Но это не напрямую входит в компетенцию транспортного прокурора, потому что обязанность обеспечения детей-сирот жильём вменена органам местного самоуправления, за которыми надзирает территориальная прокуратура. Поэтому при выявлении каких-либо случаев мы направляем обращения сирот в территориальную прокуратуру и решаем проблему совместно.
Также детям-сиротам положены выплаты - это дополнительная гарантия, которая даёт им право получения стипендии, бесплатного питания, компенсации за обмундирование, учебные принадлежности и т. д. Это всё должно обеспечиваться образовательным учреждением. У нас был выявлен случай, когда девушка поступила в институт, имея семью, но в процессе обучения она потеряла родителей. Она обратилась к руководству института, чтобы её поставили на учёт как сироту, но ей по неизвестным причинам отказали. Фактически два года, имея право на помощь, она её не получала. Мы внесли представление директору АмИЖТ, ей выплатили всё за текущий год, но в выплате тех компенсаций, которые были положены за предшествующие годы, ей отказали. Мы с этим не согласились и направили исковое заявление в суд об обязании руководства учреждения в выплате всей суммы. В итоге институт добровольно исполнил наши требования, и девушка получила свыше 700 тысяч рублей за предыдущие годы.
Ещё один случай в АмИЖТ связан с дачей взятки. Мы говорим о поборах за сдачу экзаменов. В 2023 году был осуждён преподаватель этого образовательного учреждения за то, что получал от студентов денежные средства в виде взятки за проставление зачётов. Здесь стоит напомнить и педагогам, и студентам: ответственность за коррупционные преступления очень суровая. Работу по выявлению подобных случаев мы ведём постоянно.
Мы в институте бываем часто, общаемся с детьми, рассказываем об их правах и обязанностях. Стараемся делать это чаще, и они знают, куда им можно обратиться за помощью. Ведь есть ещё и общежитие института, и там тоже необходимо вести надзор. Скажу основное, что в рамках антитеррористической безопасности теперь общежитие имеет металлические ограждения, которые препятствуют несанкционированному проходу лиц на территории.
- Несмотря на такую мощную нагрузку, в вашем штате не так много сотрудников. Справляетесь?
- Наш коллектив возглавляю я, мой заместитель в декабре прошлого года был назначен борзинским транспортным прокурором, так что теперь эта должность вакантна. У меня есть заместитель, который курирует общий надзор за исполнением федерального законодательства - Ирина Геннадьевна Кучеренко, она работает в органах прокуратуры более десяти лет, опытный сотрудник. Есть в штате старший помощник - Егор Игоревич Рудченко, который тоже работает продолжительное время, он отвечает за направление ж/д транспорта.
Недавно прибыл к нам молодой сотрудник из Иркутска - Атонян Артём Хачатурович, проходит стажировку, обучается и отвечает за нормотворческую часть и за обеспечение безопасности на водном и воздушном транспорте. С работой справляемся в полном объёме.
- А есть ли такая практика - готовить будущие кадры для своего ведомства?
- В нашей системе существует такое понятие, как институт общественного помощника. Это молодые люди, которые в перспективе хотят стать прокурорскими работниками. При прокуратурах они оказывают на безвозмездной основе общественную помощь нам, действующим работникам, при этом получают богатый опыт - это самое главное. Помощники имеют возможность увидеть всю работу изнутри, наблюдая, как мы реагируем на те или иные нарушения. Это им в последующем поможет при поступлении в специализированные образовательные учреждения системы генеральной прокуратуры. Кстати, общественные помощники при получении от нас положительной рекомендации имеют привилегии при целевом поступлении. Так что приглашаем к сотрудничеству молодых людей.
Хочу обратиться и пригласить к взаимодействию читателей газеты: если вы стали свидетелем фактов, которые имеют какой-то криминальный оттенок или угрожают безопасности людей на объектах транспорта, обращайтесь к нам. Мы обязательно всё проверим. Лучше пусть данный факт не подтвердится в результате проверки, но если подтвердится, мы успеем предотвратить и отреагировать раньше, чем наступит беда.
Беседовала Наталья ЕРОШЕВИЧ.
Фото Анны Прудниковой.