2 апреля в коворкинг-центре города Свободного прошёл обучающий семинар для педагогов дошкольных образовательных учреждений в рамках проекта «Семья - место силы», который реализуется Российским комитетом благотворительной организации «Детские деревни - SOS» при поддержке программы социальных инвестиций СИБУРа «Формула хороших дел».
Второе обучающее мероприятие было реализовано в областном центре, всего же их посетили более 50 специалистов социальной сферы Приамурья.
В Свободном прошёл семинар на тему «Инклюзивное образование: цели, ресурсы, технологии». Главное, что удалось узнать воспитателям детских садов и специалистам, которые ежедневно работают с особенными детьми, как можно создать инклюзивную среду в детском саду.
Организаторы обучающего семинара уверены: чем больше мир будет подготовлен к тому, чтобы принимать разных детей и взрослых, тем больше в нём будет возможностей для каждого.
Перед открытием семинара журналисты «Зейских огней» побеседовали с руководителем направления программ альтернативной опеки Российского комитета «Детские деревни - SOS» Ириной Зинченко, которая отметила главное:
- Как правило, когда речь заходит об инклюзии и интеграции, имеется в виду, что в школах и детских садах есть дети с инвалидностью. Но мы, на самом деле, будем говорить о другом: о том, что инклюзия - это наше сознание, и о том, как мы видим этот мир, но не про то, как учить детей. Когда мы говорим, что включаем в какую-либо среду нормальных детей и ребёнка с инвалидностью, это не совсем верно. Мы не его включаем, мы тоже учимся с ним взаимодействовать. То есть мы включаемся друг в друга. Наше мероприятие посвящено социальной инклюзии, интеграции социальных сервисов, но это не просто теория. Надо понять, как воплощать это на практике для того, чтобы разные дети могли включаться в образовательную и социальную среду - это шире, чем просто про учёбу, - рассказала гостья из Санкт-Петербурга.
Ирина Михайловна также поделилась некоторыми тонкостями своей работы:
- Я занимаюсь приёмными, замещающими семьями и приёмными детьми. Дети с особенностями, в широком смысле этого слова (особенностями функционирования, поведения, ментальными особенностями, дети в конфликте с законом), - это всё категории сложных детей, которые чаще оказываются в сиротских учреждениях и реже оттуда попадают в семьи. Поэтому инклюзия - это как раз и про мою категорию детей тоже. Уверена, что участники мероприятия получат для себя новые ощущения мира, новые впечатления и знания. Главное, что мы все должны понять, что каждый имеет право быть таким, какой он есть. При этом мы должны быть чуточку внимательнее друг к другу и более открыты, - уверена Ирина Зинченко.
Вместе с Ириной Михайловной участников семинара приветствовал Олег Докашенко, менеджер по взаимодействию с органами государственной власти и реализации социальных проектов Амурского ГХК:
- Проекты Российского комитета благотворительной организации «Детские деревни - SOS» реализуются при поддержке программы социальных инвестиций СИБУРа «Формула хороших дел» во всех регионах присутствия нашей компании с 2019 года. В Амурской области они работают с 2022 года. Их цель - расширение компетенций специалистов, которые помогают социализироваться людям, находящимся в социально уязвимых группах. После каждого мероприятия, организованного нами по этой тематике, мы неизменно получаем хорошие отклики от участников. Поэтому мы будем продолжать помогать амурчанам получать новые знания от ведущих специалистов в этой области, - приветствовал Олег Докашенко.
В начале встречи участникам показали небольшой отрывок из документального фильма о 25-летнем Иване Бакаидове - российском программисте и общественном деятеле, страдающем ДЦП. Оказалось, что молодой человек, создавший группу приложений для людей с нарушениями функции речи LINKa, знаком с Ириной Зинченко с трёх лет, был её воспитанником в детском саду. Иван - пример того, что инклюзия очень важна и нужна.
После педагоги приступили к работе: изучили особенности благотворительной, медицинской и социальной моделей понимания инвалидности, разобрали понятия «интеграция» и «инклюзия», рассмотрели механизмы учёта индивидуальных потребностей ребёнка, а также обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства. Эксперты разобрали конкретные ситуации из практического опыта специалистов дошкольных образовательных учреждений.
Педагоги Свободного признались журналистам, что нельзя оставлять родителей один на один с их проблемами в воспитании особенных деток.
Учитель-логопед детского сада № 9 Анна Синчук не впервые принимала участие в обучающем семинаре, но, как сама говорит, каждый раз ждёт от учёбы новой и полезной информации.
- В работе мне приходится часто сталкиваться с особенными детьми, к которым нужен индивидуальный подход. Как раз такие семинары и дают возможность сделать открытия и применить новые знания на практике, - поделилась Анна Николаевна.
Воспитатель коррекционной группы детского сада № 20 Наталья Спиридонова уверена, что нет безвыходных ситуаций и проблемы, которые возникают в общении особенных детей и общества и наоборот, все можно решить.
- В нашей группе воспитываются десять детей от 3 до 7 лет с различными нарушениями. Наша задача - помочь социализироваться этим деткам. Именно поэтому здесь важна работа и логопеда, и дефектолога, и психолога, и родителей, которые не смогут обойтись без специалистов. Такие мероприятия очень важны для всех нас, их нужно проводить как можно чаще, - поделилась воспитатель.
Воспитатель детского сада № 10 г. Свободного Валерия Топоркова:
- Это уже второе образовательное мероприятие, организованное СИБУРом, которое я посещаю. Поднимаются актуальные и полезные темы для педагогов, потому что дети меняются: их эмоции, привычки. Интересно будет применить в своей работе практический опыт других коллег.
Консультант управления образования администрации г. Свободного Елена Пунченко тоже прокомментировала важное мероприятие:
- Мы работаем в тесном сотрудничестве с компанией СИБУР, которая помогает нам организовывать такие познавательные семинары. Сегодняшний семинар также очень полезен, потому что инклюзивное воспитание важно в современном мире. К сожалению, детей с особенностями развития не становится меньше. И наши педагоги, воспитатели и родители испытывают немало трудностей, одной из которых является как раз сосуществование обычных детей с теми, которые имеют особенности в развитии. Наши коллеги из Санкт-Петербурга как раз помогают нам выстраивать маршрут воспитания детей в инклюзивных группах.
Как рассказала далее Елена Анатольевна, в Свободном на сегодняшний день 36 детей-инвалидов дошкольного возраста, которые посещают детсады, и ещё больше детей - с отставанием в развитии, не имеющих статус инвалидности.
- Поэтому семинар для нас очень важен хотя бы для того, чтобы суметь вовремя дать совет родителям - почему дети должны воспитываться и развиваться все вместе. Ведь некоторые мамы боятся отдавать особенного ребёнка в инклюзивную группу, а родители обычных детей просят перевести их подальше от «проблемного» ребёнка, якобы они не могут сосуществовать. Мы как раз и пытаемся донести до каждого взрослого, что именно таким образом воспитывается милосердие, чувство плеча и взаимопомощи, - отметила Елена Пунченко.
Елена Снежко, руководитель программы социальных инвестиций СИБУРа «Формула хороших дел»:
- Мы уже несколько лет поддерживаем «Детские деревни - SOS» и видим результаты нашего сотрудничества. Образовательные активности проекта «Семья - место силы» неизменно связаны с освоением конкретных практик работы с семьями в трудной жизненной ситуации, детьми с особыми потребностями и другими социально уязвимыми группами. Уверена, что специалисты, принявшие участие в тренингах, будут применять новые для них практики в своей профессиональной деятельности.
В Благовещенске специалисты помогающих профессий провели двухдневный тренинг с семьями. Им помогли освоить техники, позволяющие справляться со стрессом и жизненными трудностями. Участники мероприятия научились анализировать ситуации, опираясь на сильные стороны каждой семьи, изучили практику проведения мотивационного интервью, разобрали методику активации ресурсов за счёт правильной формулировки вопросов, потренировались в применении техники визуализации проблем.
Кстати, по словам консультанта управления образования Елены Пунченко, уже этой осенью в Свободном планируется провести обучающее мероприятие не только для педагогов, но и для родителей особенных деток.
Наталья Ерошевич.
Фото Анны Прудниковой.
научите сначала своих «коворкеров» правильно парковать повозки. трудно пройти
Для родителей очень актуальная тема. И это должна быть систематичекая работа. Особенно, когда рождается ребёнок и родители остаются на едине с проблемой.