«Федералка». В наших местах, где ещё несколько лет назад добраться на машине до Забайкалья считалось подвигом, это слово означает многое. Для одних - это связь с соседними регионами, для других - это работа.
Жёлтый, как пшённая каша, песок укладывают в тело дороги, укатывают, и потом уже сверху слоями: щебень - гравий - песок. Так рождается Дорога. Собственно, федеральная трасса уже давно пролегла в стороне от нашего Свободного. К ней ведёт примыкание - дорога длиной что-то около семнадцати километров. Километры эти разбиты на участки, и на них идёт активная работа. Всё меняется на глазах. Прошла неделя - и уже едешь не по прежним буеракам и разбитому асфальту, а пусть пока по песчаной, но широкой и гладкой дороге. Ещё неделя - и вот он, асфальт…
А ещё радовало то, что дорога, ровная, как стрела, пролегла, минуя естественные и искусственные препятствия. Каждый, кто хотя бы раз стоял на железнодорожном переезде в ожидании разрешающего сигнала, иногда по получасу, понимает меня. Теперь переездов не будет. Тот, что близ станции Усть-Пёра, доживает последние дни, потому что завершается монтаж бетонного покрытия на практически готовом мостовом переходе. И скоро движение будет открыто над железной дорогой.
По слухам, а такое предположение вполне реально, этот участок дороги может быть сдан либо ко дню строителя, либо, если не уложатся, в канун 99-летия нашего города. Подарок весомый!
А там недалеко и до завершения работ на мосту через реку Пёра.
Александр Васильевич Редькин - представитель контролирующей ход работ стороны, известный в городе и районе строитель, в качестве гида проводивший меня по Пёрскому мосту, специально подчеркнул крепость ледоломов.
- На восемнадцать метров заглубили.
Сваи такого размера не забить никакими дизель-молотами.
Строители поступили проще - вогнали в яму трубу, откачали вместе с водою грунт и забутили стальную опалубку бетоном. Конструкция вышла на зависть! Прочность на любой реке нужна. И хотя обычно ледоход на Пёре проходит без эксцессов, но случаются годы, как в апреле-мае 1983-го, когда разлившейся водой повыворачивало всё…
Тогда и был построен теперь уже старый мост через речку по дороге на Черниговку.
Его уже понемногу разбирают. Своё он отслужил…
А дорога? Когда она будет хотя бы частично введена в эксплуатацию?
Александр Редькин сообщил, что не исключена сдача участка к ноябрьским праздникам.
- К седьмому или к четвёртому? - пошутил я.
- Наверное, к четвёртому… - улыбнулся Редькин.
Хотя сейчас никаких сроков, кроме определённых технологией сооружения объектов, не имеется. Поэтому строители трудятся без спешки, но и не тянут время.
И ещё. Наверное, все, кто проезжал через недавно открытый тоннель под мостом, обратили внимание на необычную облицовку портала. Конструкция тоннелей и мостов предусматривает укрепление портала камнем. Или бетоном. Камень использовали раньше, в начале и до середины прошлого века. Потом стали использовать бетон. При всех прочностных характеристиках конструкция из бетона или камня со временем трескается, теряет прочность от морозов и жары. Отсюда и проблемы. Так вот здесь, на строительстве, придумали потрясающую по простоте конструкцию, на которую не пошло и грамма цемента. Подобранные по размеру булыжники из дроблённого гранита свободно уложены в стальную сетку. И всё. Только камни в сетке уложены кубами. И получается всё это как блоки на фараоновых пирамидах. Прочно и за счёт веса держится. И не страшны этой конструкции ни морозы, ни дожди…
Прочно и красиво!
Как, собственно, и вся дорога!
PS: Работы на сооружении примыкания к «федералке» уже завершаются. Но впереди новый объект. Будет строиться обходная дорога мимо Свободного на Благовещенск. Сейчас идёт согласование проекта…
Приятно читать!
Остались где-то в прошлом, на годы, растянувшееся строительство всего двух километров дороги, один км до моста через Зею, второй после моста. Лет 12 делали тот участок…
Такие приятные хлопоты на дорогах… порой едешь по этому песку с пылью,…..а приятнооооо!!!!
Блин! Как в сказке! Даже не верится! Ну, а если на Благу сделают дорогу — это будет ещё одно историческое событие!