Уже прошёл месяц, как в свободненской школе № 5 начала работать программа инклюзивного образования. В этом году здесь учатся чeтвepo дeтeй c oгpaничeнными физичecкими вoзмoжнocтями, а для 71 новичка ycтaнoвлeн вocьмoй вид oбyчeния c 1 пo 9 клaccы. Эти дeти paнee были нa дoмaшнeм oбyчeнии, чeтвepo пepeвeдeны из шкoлы-интepнaтa №4, a тaкжe из paйoнoв oблacти.
О первых успехах и трудностях, с которыми столкнулись все участники образовательного процесса - родители, ученики и педагоги, мы поговорили с директором школы Анной Шипиловой.
- Некоторые трудности, конечно, возникли, - говорит Анна Александровна. - Например, нам пришлось уменьшить учебную неделю. Если раньше дети обучались пять дней, то сейчас занятия идут только с понедельника по четверг, а в пятницу педагоги проводят для школьников экскурсии, конкурсы, подвижные игры и многое другое. Хотелось бы отметить, что дети с восьмым видом обучения с огромным удовольствием посещают школу. Часто ребята забегают ко мне в кабинет поговорить, поделиться своими впечатлениями, а кто-то цветы даже приносит. Вот у меня в вазе сейчас стоят цветы, которые ребята принесли из очередной экскурсии на станцию юных натуралистов. Новички стали лучше ориентироваться в здании школы, особенно хорошо они выучили дорогу в столовую и спортзал.
- А по сколько человек в классах?
- По нормам более двенадцати детей в таком классе находиться не может. Поэтому у нас два начальных класса-комплекта, а из старших ребят с пятого по девятый класс сформированы пять классов. С ними работают психологи, дефектологи, логопеды. Есть учащиеся, которым очень сложно даётся образовательный процесс, но они отличаются умениями в других направлениях. Например, во втором классе-комплекте у нас есть мальчик, который быстро устаёт и не может воспринимать информацию от учителя более двух уроков. Потеряв интерес, он начинает свободно передвигаться по классу и отвлекает других ребят. Поговорив с родителями, мы придумали, чем его занять. Оказывается, он любит лепить из пластилина, причём лепит мельчайшие фигурки, досконально прорабатывая каждый изгиб и точно передаёт облик. Мы даже подумываем организовать выставку его работ.
- В начале учебного года в адрес редакции поступило письмо от встревоженной бабушки, которая перевела свою внучку из вашей школы вновь в первую. В своём письме она назвала ряд весомых причин, в том числе платное питание, отсутствие автобуса для подвоза ребят. Ещё её удивило, почему у этих особых учеников классный руководитель учитель физической культуры.
- Да, я знакома с этой ситуацией. Сразу скажу, что девочку вновь перевели к нам. После того, как приехала начальник Управления образования Л.А. Большакова и лично провела для бабушки экскурсию по нашему учебному заведению, она увидела, что дети всё время находятся под пристальным вниманием педагогов, даже до автобусов их сопровождают. Также убедилась в том, что у нас перила на лестницах установлены согласно нормам. Что касается классного руководителя, то этот педагог имеет соответствующее образование и прошла курсы по адаптивно-коррекционной программе. От занятий физической культурой у детей восьмого вида обучения нет освобождений, у кого-то имеются лишь ограничения. Конечно, на уроках они не выполняют сложных упражнений, но это их любимый предмет. Дети с удовольствием занимаются с мячами, для них закуплен специальный инвентарь. Классный руководитель находится в постоянном контакте с родителями.
Что касается жалобы на подвоз детей, то действительно 2 сентября был сбой в графике, один из автобусов прибыл на место на час раньше положенного, а когда родители подошли, его уже не было. Но это получилось случайно и только единожды. С нами созванивались родители, а кто-то сам в этот день привёз своего ребёнка на маршрутке. Весь же месяц для доставки детей использовались четыре автобуса: кроме нашего, транспорт предоставляют школы №№8, 11 и 192.
Теперь о питании. Бесплатно мы кормим только учащихся начальных классов, детей из многодетных и малообеспеченных семей, а также спортивные группы. Родителям необходимо принести справки из органов социальной защиты, и тогда ребят будем кормить бесплатно. Кстати, об этом говорилось неоднократно на родительских собраниях.
- Ещё один вопрос от родителей: почему во второй смене отсутствует медицинский работник?
- Признаюсь, это и моя головная боль. Я уже неоднократно обращалась к медицинскому руководству с этим вопросом, но пока решить его не представляется возможным. Со второй смены у нас занимаются дети младших классов, а также только в третьем часу уезжают ребята с восьмым видом обучения. Ведь надо понимать, что это школа и здесь медик необходим как воздух.
Как стало известно, некоторые родители уже готовят обращение на имя директора по этому поводу. Ведь как бы хорошо не было в школе и какими бы заботливыми не были педагоги, а ушибы и царапины никто для детей не отменял.
Стоит отметить, что адаптация «новичков» и «старожилов» прошла довольно быстро. Дети сдружились, чему способствовало проведение общешкольных мероприятий, например, ежегодной «Осенней ярмарки». А за некоторыми ребятами, которые раньше обучались дома, одноклассникам приходится тянуться, потому что среди новичков есть и отличники.
Фото Анны Прудниковой.