Для курсантов и руководства свободненского Детского морского центра 5 ноября выдалось днём особенным — они с экскурсией побывали на благовещенском судостроительном заводе имени Октябрьской революции. Но даже это интереснейшее мероприятие было не главным в этот день. Главным было подписание договора между ДМЦ и заводом об оказании шефской помощи в ремонте катеров Центра.
Предшествовал всему визит тогда ещё и.о. губернатора области Александра Козлова к нашим юным морякам на день ВМФ, когда глава города Р.В. Каминский и председатель горсовета В.И. Крук убеждали его поддержать во многом уникальное для Дальнего Востока детское учреждение. Как не раз подчёркивал глава Свободного, развитие детских учреждений дополнительного образования - это одна из самых приоритетных задач. Тем более учреждения, которое является визитной карточкой города.
Были обозначены две главные проблемы: старые катера, требующие ремонта из-за проржавевших корпусов, на которых ребята проходят плавательскую практику, и обмельчавший фарватер в протоке Зеи, затрудняющий выход на реку. В этом глава региона смог убедиться и сам, когда его прокатили на одном из катеров, а потому обещал поддержку со стороны руководства Приамурья. С другой стороны В.И. Крук тоже начал «наводить мосты» между всеми, кто в области имеет отношение к судоходству.
И вот когда в Свободный приезжал генеральный директор судостроительного завода В.С. Попов, речь пошла об установлении шефских связей и том, что руководство завода решило за счёт средств предприятия отремонтировать юным морякам 4 катера! Оказалось, что для судостроительного завода помогать детским учреждениям — это добрая традиция, а в непростых экономических условиях, ещё и подвиг: предприятие шефствует над детсадом, школой, детдомом для детей-инвалидов, оказывалась помощь и свободненским детдомам. И директор ДМЦ О.А Банных до сих пор вспоминает первый телефонный разговор с Вячеславом Степановичем Поповым: было приятное удивление, что наших детей откликнулось поддержать столь солидное предприятие.
Не менее удивил и радушный приём судостроителей: когда более 20 мальчишек и девчонок с преподавателями и директором Центра в сопровождении начальника Управления образования Л.А. Большаковой и председателя горсовета В.И. Крука подъехали к проходной завода, гостей встречал гендиректор с заместителями, а также депутат от Свободного, председатель Законодательного Собрания Амурской области К.В. Дьяконов, также помогавший наладить деловые контакты свободненцев и судостроителей.
Гостей, которым выдали каски для безопасности, сразу же ждала интересная экскурсия. Специалисты предприятия, проведя ребят по цехам (эллингам) и докам, рассказали обо всех этапах производства судов. В конечном 4-м эллинге как раз велась работа по сборке днища нового судна. Но особенно всех поразили размеры цеха и его ворота в полную высоту, через которые запросто можно выкатить типовой пятиэтажный дом.
Не менее интересно нашим курсантам было в соседнем эллинге увидеть над собой почти готовый сейнер длиной 45 метров. Судно стоимостью в 1 миллиард рублей, хоть и построено процентов на 80, имея все палубные надстройки, является долгостроем. Строительство начато 19 лет назад, но заказчик обанкротился, а пока ведутся поиски нового покупателя и инвестора для достройки, заводчанам постоянно приходится его перевозить по разным площадкам, чтобы не мешало производственному процессу.
Показали ребятам и непосредственную работу на станках, когда только начинает рождаться новый корабль, заодно подарив каждому вырезанные из листового металла якорьки. А старшее поколение наверняка порадовало то, что среди работников завода достаточно много молодых людей, которые не рвутся менять настоящее производство на работу в офисах.
Были в программе посещения и совместная фотография на память, и, конечно же, посещение музея предприятия, чья история длинней, чем история города Свободного, и начинается с 1887 года. В музее представлены все периоды становления и работы предприятия, начиная с документов времени основания Благовещенска или, например, когда в транспортном цеху основными средствами производства значились мерин Васька и кобыла Машка. Обширно представлены фотографии Благовещенска на рубеже ХIХ — ХХ веков. Большая экспозиция посвящена Великой Отечественной войне, ведь на фронт ушло более 300 заводчан; их фотографии и письма являются самым живым свидетельством того времени.
После ударного труда во время последних социалистических пятилеток предприятие выстояло и в 90-е годы, а на память о нём — запись с автографом от первого президента РФ Б.Н. Ельцина, побывавшего здесь в 1994 году: «Молодцы судостроители! Постараемся помочь с заказами». Как вспоминают ветераны завода, президент тогда действительно помог, да и сами порой с его автографом ходили по заказчикам как с важным документом.
В общем, от экскурсии по такому большому предприятию наши юные моряки получили массу впечатлений. А на прощание ребят ещё и накормили вкусным обедом в заводской столовой, за что в адрес поваров прозвучало по-военному слаженное «Спасибо!»
О важности таких экскурсий на производства сказал и председатель Заксобрания К.В. Дьяконов:
- Думаю, сегодняшняя встреча с рабочими завода – настоящими профессионалами судостроения, их внимательное отношение к юным морякам, оставят неизгладимый след в памяти школьников и даже повлияют на дальнейший выбор профессии. Завод, откликаясь на просьбу свободненцев, подписывая соглашение о шефской помощи, принимает очень важное и ответственное решение. Сегодня поддержать ребят – значит, внести неоценимый вклад в профессиональное воспитание молодого поколения.
Когда ребята ещё находились в музее, взрослые собрались в актовом зале, чтобы официально подписать договор о шефской помощи. Были здесь и представители Министерства образования области, которое тоже внимательно следит за успехами свободненских юнг, и командование благовещенского отряда пограничных катеров, из которого в своё время суда класса «Шмель» и «Аист» были переданы свободненскому клубу юных моряков. По словам гендиректора завода В.С. Попова, пограничники, зная эту технику, тоже могут оказать помощь в ремонте, в том числе и необходимыми запчастями от старых катеров. К тому же ещё не решено, пойдут наши катера своим ходом на завод или их лучше будет буксировать. Как сказал Вячеслав Степанович, каждый катер будет поднят из воды в цеха, где будет производиться дефектирование корпусов и определяться необходимый объём работ. Все ремонты обойдутся в миллионы рублей, но коллектив завода готов провести эту работу, понимая её важность для воспитания подрастающего поколения.
Добрые слова в адрес заводчан прозвучали и от свободненцев, и от других официальных лиц. А начальник Управления образования города Свободного Л.А. Большакова подчеркнула, что свободненцы, с благодарностью получая такую помощь, в ответ всегда готовы принять на базе катеров ДМЦ в красивом месте на берегу Зеи детей работников завода на летний отдых, да и самих заводчан.
После этого директор ДМЦ Оксана Банных и генеральный директор судостроительного завода Вячеслав Попов уже официально скрепили своими подписями договор о шефских связях. В течение трёх лет будет отремонтировано 4 катера Детского морского центра. Первый из них, под номером «107», как раз на котором катали губернатора, отправится на завод уже в мае следующего года.
Фото автора.
Жулико БАндито: можно и так сказать, ведь по всей стране многих таких предприятий уже нет, но потерявши голову по волосамне плачут. Вот и хочется верить что у нас ещё будут новые крупные предприятия.
ЁЖКЕ: правильнее сказать «жаль, что в Свободном таких УЖЕ нет»!!!
Хорошо, что еще есть такие предприятия, жаль что в Свободном пока таких нет. Поживём увидим, может и правда детям нормальные катера сделабт для занятий. Хорошее дело.