21 января в школе № 2 Свободного состоялся областной семинар «Современные технологии как средство реализации системно-деятельностного подхода на примере технологии «Перевёрнутый класс».
С каждым годом появляются всё новые и новые подходы к организации учебного процесса, большинство из которых тесно связаны с развитием новых технологий. Модель Д. Бергмана и А. Сэмса (США) «Перевёрнутый класс» - один из компонентов современной технологии совместного обучения: много лет ведутся диспуты о том, что традиционная лекция перестала быть эффективным средством донесения темы до учащихся. Суть нового метода в том, что с учебным материалом и презентациями дети знакомятся дома, просматривая подготовленные педагогом тематические видеоролики в интернете. А домашнее задание они выполняют на следующий день в классе, с одноклассниками и преподавателем. Короче говоря, всё меняется местами: то, что было домашней работой, становится предметом рассмотрения в классе, а то, что было классной работой, осваивается в домашних условиях. Действительно, в последнее время всё сложнее вовлекать учеников в учебный процесс традиционными методами, да и на домашнее задание теперь уходит времени чуть ли не столько же, сколько в школе. И преимущества этого метода, по словам педагогов-новаторов, в обучении вне аудитории, индивидуальном подходе, а главное - в дополнительном свободном времени.
На семинаре собрался класс - около тридцати - педагогов из учебных заведений нашего города и школ Мазановского, Серышевского районов. Заместитель начальника управления образования администрации Свободного Татьяна Георгиевна Воробьёва рассказала о процессе оптимизации в учебных заведениях города, мероприятиях по реконструкции, программе углублённого изучения предметов и профильных классах. Татьяна Георгиевна представила присутствующих и пожелала всем, чтобы встреча была насыщенной, творческой и интересной и предоставила слово хозяйке семинара - Евгении Викторовне Цацура, заместителю директора по учебно-воспитательной работе МОАУ СОШ № 2.
- Я расскажу вам о плане работы семинара, вы получите задания, а пока - немного об особенностях технологии «Перевёрнутый класс»: зачем нужно «переворачивать» учебный процесс и как это сделать...
На интерактивной доске возникло шуточное стихотворение о аудитории, в которой сидят и скучают полсотни подростков, занимаясь кто чем… У доски что-то бубнит учитель, и ясно, что то, о чём он говорит, всё «разумное, доброе, вечное» влетит ребятам в одно ухо и тут же вылетит из другого. Знакомая ситуация.
- Полтора десятка лет назад учителя химии А. Самс и Д. Бергман впервые предложили модель обучения «Перевёрнутый класс», записывая и выкладывая в сеть видеолекции и обучающее видео для учеников старших классов школы «Вудлэнд Парк» в штате Кололрадо, США. Вам будут также представлены материалы курса Марины Курвитс (Таллинн) - «Работающие стратегии, пошаговые инструкции, учебные сценарии и новые инструменты для инновации в образовании». Занятия наоборот - новаторский метод заинтересовать учащихся в результатах усваивания учебного материала самостоятельно. Объяснение теоретической части происходит дома, домашняя работа проходит в классе. Для того, чтобы ответить на многие вопросы, вам будут розданы задания, а сейчас разрешите представить вашему вниманию видеофрагмент о «перевёрнутом» уроке математики в 11 классе по теме «Решение показательных неравенств» Е.В. Ширшовой, учителя математики высшей категории.
Да, несмотря на весь мой скептицизм по отношению инноваций из-за океана, урок получился необычным, увлекательным, а главное - на лицах учеников не было скуки и безразличия, работали фактически все. Лет двадцать назад это можно было представить разве что из ряда научной фантастики, но сейчас, когда почти в каждом доме есть интернет, почему бы не использовать то, что стало головной болью родителей, с пользой?
Во время небольшой паузы мне удалось задать несколько вопросов Евгении Викторовне.
- Что может стать конечным результатом введения подобной инновации?
- Изменение учительского мировоззрения на учебный процесс. Это по-иному построенный учебный процесс, в непривычной форме, это - ответственность учеников за своё обучение. На первом месте самостоятельная работа, самообучение.
- Одним словом, «Спасение утопающих…»
- При помощи учителя! Он выступает как консультант, помощник, направляющий. Он не даёт готовых знаний. Он помогает в них разобраться! Для успешного переворота в применении данной технологии современные информационные средства являются прежде всего инструментами, изменяющими учебный процесс. Они помогут детям самим получать знания, добывать информацию не только из уст учителя.
- Понятно, но столько поколений училось привычным способом, и, возможно, кто-то воспримет всё это в штыки, хотя, несомненно, это интересно и не даёт расслабиться - всё это можно было видеть во время просмотра фрагмента «перевёрнутого урока». Впрочем, время покажет.
- Время, конечно, покажет! Заставить детей учиться самостоятельно - разве плохо? Детям интересно на таких уроках. Это подстёгивает их к поиску. А самое главное - домашнее задание на таких уроках является не наказанием, а стимулом для ученика.
- Каковы задачи семинара?
- Учителя будут работать в группах, им предстоит понять, как меняются роль ученика и роль учителя. Отвечая на вопрос, как «перевернуть» учебный процесс, мы будем рассматривать инновационные сценарии, который должны будут представить учителя, используя эту технологию. Применяя эти технологические инструменты, мы проведём онлайн-тесты на самопроверку знаний. Думаю, что будущее - всё же за новыми методами обучения.
***
В аудитории стоял негромкий гул, как во время контрольных работ, но вместо учеников над партами склонились учителя… Инновации - как это непривычно, как это страшно и как это… интересно! Главное - не отбрасывать опыт прошлого целиком, а применить знания педагогов в новой форме. А интерес к обучению, к уроку всегда будет зависеть только от опыта педагога и профессионально, доступным языком написанного учебника.
Фото Анны Прудниковой.
Татьяна Дубчак, а вы учитель?
про педагога, который не провел ни одного урока? Мирошин наверное? Критикуя — предлагай! Ценителей море, да вот , тех кто ищет и черновую работу делает- не много.
Спасибо, друзья за мнения! Имеют право быть! Это значит, что мои труды не пропали даром, хотя бы термин «перевернутый класс» закрутился в головах масс. Не сотрясайте воздух зря — каждый останется при своем мнении, особенно некоторые «педагоги», не проведшие ни одного урока, но зато рассуждающие об эффективности обучающих методик.
Товарищ Мирошин вот тут вы правы, либерасты это зло, они продажны и они не за Родину.
«Moдeль Д. Бepгмaнa и A. Cэмca (CШA)» — это, конечно, серьезно. А как же насчет импортозамещения? Или все это была «лапша» проамериканских либералов на уши ура-патриотических граждан. А вот в 70-е-начале 80-х годы было все наоборот — американские ученые начали внедрять в штатовское образование нашу систему профобучения. Прошло 30 лет — проамериканская «оптимизация» прочистила мозги россиян основательно, ничего из своего опыта русско-советской педагогики не осталось
К нормальной советской школе вернуться невозможно! Время не то, дети другие и их родители тоже уже учились не в советской школе. Надо взять всё то хорошее, что было в советской школе. Но почему же не использовать новые достижения современности:компьютер, Интернет. Или это всё только для игр? А «перевёрнутый класс» мне нравится. Наши дети не хотят работать самостоятельно. Чуть что — учитель плохо объясняет, учитель плохой. А что ты сделал сам, что бы понять материал? А в «перевёрнутом классе» не понял с первого раза, можешь прокрутить видео фрагмент урока хоть десять раз, а если и это не помогло. тогда задавай свой вопрос учителю уже на уроке.
в советских ВУЗах была именно такая программа, не знаю, какая сейчас. Готовишься дома, на семинаре разбираешь, нового тут ничего нет
старая школа- хорошо, но жить натаскиванием и готовыми ответами жить нельзя. Время идет вперед. Если не будет сильных физиков, математиков-не будет инженеров, как жить современной армии, флоту?…Искать новое надо, а самое главное как ученикам привить желание учиться и искать новое? Многие живут на списывании. сегодня знаю, завтра забыл…если отключить на неделю Интернет ? начнут ли дети читать? Перестанут жить виртуально??*
Эти учителя сами никто, спускают то это с отдела образования, а туда с минобра, а там министер то окончил иностранное учебное заведение, вот и судите сами откуда растут ноги и руки, из одного и того же места)
бредятина. опять подстраиваются под запад. своих мозгов совсем не осталось?
хочется экзотики? тогда нужно вернуться к старинке — розгам! вот это будет действенное средство от лени, дури и тугодумия
Дурь беспросветная. Ну если до такой степени нечем заняться, надо просто управление образованием упразднить. Сколько можно смотреть в сторону гейропы и оттуда инновации черпать? Зачем??? Спецзаказ? Педагогики в школе ноль! Мудрости и наставничества ноль! Только бредовые инновации, которые психику детей травмируют.
Какой индивидум придумал название семинара?
Успокойтесь!!!!! Хватит баллы на детях зарабатывать своими нововведениями! Вернитесь к нормальной советской школе! К традиционным устным и письменным экзаменам, а не тестам на авось.