Как уже сообщалось, 29-30 января глава города Свободного участвовал во Всероссийской конференции по вопросам поддержки и развития моногородов в Московской школе управления «Сколково». По возвращении Р.В. Каминский поделился впечатлениями от поездки и её итогами.
- Роберт Валентинович, так насколько всё-таки важным и представительным был этот форум, кто его проводил, кто участвовал?
- Такая конференция, на которую собрали вместе глав самых проблемных городов России - приглашались именно главы всех 319 моногородов страны, действительно прошла впервые. Когда пришёл вызов, мы обсудили его с главами амурских моногородов - это Белогорск, Райчихинск, Тында и Свободный. Обратились к губернатору и получили команду выехать. Глава Тынды не смог по болезни, мы отправились с главой Белогорска и Ассоциации муниципальных образований области С.Ю. Мелюковым и главой Райчихинска В.Ф. Радченко. Напомню, что Райчихинск и Свободный находятся в так называемом красном списке моногородов 1-й категории с наиболее сложной социально-экономической обстановкой. Наш город в этой категории крупнейший на Дальнем Востоке. И мы выехали, чтобы обсудить все наболевшие вопросы, обменяться опытом с коллегами, чему-то научиться и, самое главное, услышать на федеральном уровне те новые посылы и задачи, которые стоят перед нашими муниципалитетами на период кризиса.
Проводили конференцию Министерство экономического развития Российской Федерации, Фонд развития моногородов России, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Соответствующим был и уровень участников. Ведущим модератором конференции выступал первый заместитель председателя Правительства России И.И. Шувалов, отвечающий за экономический блок, с нами также работали министр труда РФ М.А. Топилин, заместители министра финансов, министра промышленности, министра труда, гендиректор Фонда развития моногородов И.В. Кривогов, ректор Московской школы управления «Сколково» А.В. Шаронов, ректор РАНХиГС В.А. Мау, представители научного сообщества, банковской сферы, ведущие российские эксперты и экономисты.
Программа конференции была очень насыщенной - два дня мы работали с 9 утра до восьми вечера с небольшими перерывами. Много обсуждалось различной информации, программ и проектов.
- Главная тема конференции - содействие социально-экономическому развитию моногородов. Что можно было почерпнуть главам таких моногородов, как наш, какой наиболее интересный опыт и инициативы перенять?
- Безусловно, было озвучено достаточно много интересных примеров решения тех или иных задач в условиях кризиса, но, к сожалению, далеко не все из них подходят для наших дальневосточных городов, тем более из «красного списка». И многие главы тоже высказывались, что не может быть универсального рецепта для всех моногородов, находящихся в разных условиях. Например, как можно сравнивать амурский Райчихинск с населением в 20 тысяч человек или 10-тысячные посёлки, имеющие экономическую монозависимость от сравнительно небольших предприятий, и такие города, как Набережные Челны или Тольятти с их автогигантами «КамАЗ» и «ВАЗ» соответственно? Поэтому в списке моногородов совершенно разные по масштабу муниципальные образования и применить к ним какое-то клише - хоть правовое, хоть экономическое - невозможно. И подходы нужны совершенно разные.
Многие лекторы и сам И.И. Шувалов говорил, что не бывает универсальных рецептов, и нужно везде искать свой уникальный путь ухода от монозависимости. Где-то, например, могут быть лучшие условия для развития туризма, а где-то для определённых видов производств. И мы также должны вести диалог с общественностью, чтобы обсуждать, в чём люди видят плюсы места своего проживания, в каких видах деятельности можно найти свой уникальный путь. Но мы также говорили, что федеральный центр должен обратить внимание на моногорода из «красного списка», особенно на дальневосточные, где наиболее сложная социально-экономическая обстановка, где даже расстояния и транспортные расходы при кооперации производств намного больше, чем в европейской части страны и даже в Сибири. И очень важно, что нас услышали, что дальневосточные города нуждаются в особой экономической помощи либо в особом льготном режиме. Потому что каждый такой город сегодня - это медленно тонущий «Титаник».
- Вы готовили определённый доклад на конференцию. Вам удалось выступить?
- Форматом конференции не предусматривалось, чтобы главы выступали с какими-то докладами, но на подведении итогов можно было высказать особое мнение, и я, конечно, взял слово и выступил, озвучив ряд предложений. Во-первых, хотя это было и не по теме конференции, я попросил И.И. Шувалова обратить внимание на то, что у нас до сих пор не решён вопрос с железной дорогой о безвозмездной передаче здания ДК ЖД в муниципальную собственность. Зампред правительства взял этот вопрос на заметку. Кроме того я напомнил о предложении нашего амурского губернатора А.А. Козлова на совещании премьера Д.А. Медведева в Иркутске, чтобы статус резидента территории опережающего развития могли получать индивидуальные предприниматели, а не только юридические лица.
Одним из главных моих предложений была разработка федеральных целевых программ специально для «красных» дальневосточных городов, без этого нам будет очень трудно выживать и развиваться. Я привёл в пример, что у нас недостаточное финансирование по строительству жилья для переселения из ветхого фонда, для детей-сирот, по ремонтам объектов соцкультбыта и по многим другим проблемам. А всё, что мы строим - бассейн, детсад или жильё, - требует по закону 10 процентов софинансирования из местного бюджета, и я предложил, чтобы эту норму по обязательному софинансированию для моногородов убрали. Особенно нужно убрать это условие из 185 ФЗ – переселение из аварийного жилфонда. Ведь чтобы, например, получить 500 миллионов рублей федеральных средств по различным программам, нам необходимо самим изыскать из своего бюджета 50 миллионов рублей, которые приходится фактически отнимать из других статей расходов. С одной стороны, делаем хорошее дело - строим для развития города, а с другой - ужимаем финансирование на то же благоустройство, ремонты домов, детсадов и школ и т.д. Для федеральных источников 50 миллионов - это капля в море, а для городского бюджета ощутимая сумма.
Я также сказал, что у нас колоссальное недофинансирование ЖКХ, практически нет инвестиций в основные фонды, не выделяем из бюджета на ремонты, что должны делать по закону, также особенно в моногородах предприятия ЖКХ, хоть МУПы, хоть ООО, да и управляющие компании находятся на грани банкротства или постоянно банкротятся, опять же из-за неплатёжеспособности населения ввиду падения реальных доходов и безработицы. И то, что города ещё не замерзают и получают ЖКУ, всё держится в основном на жилах простых работяг. Но силы-то на исходе! Поэтому необходима отдельная федеральная программа поддержки комплекса ЖКХ в моногородах. Также предложил дать право моногородам формировать из взносов, идущих сейчас в областные фонды, свои муниципальные фонды капремонта для более оперативного решения проблем с жильём.
Сказал о необходимости усилить поддержку малого и среднего бизнеса для «красных» моногородов. Ведь эта программа также требует софинансирования, что для моногородов тоже неподъёмно. Уже сейчас много заявок от субъектов малого и среднего бизнеса, но средств просто на всех не хватает. Я также поддержал предложение главы Белогорска С.Ю. Мелюкова, чтобы предприятия, которые являются теми самыми «локомотивами» моногородов, на время освобождать от части налогов, чтобы они могли выстоять в период кризиса и потом снова развиваться. Но это предложение не прошло, хотя услышано, запротоколировано и будет изучаться для принятия дальнейших федеральных управленческих решений. Вообще нужно отметить, что мы с главами дальневосточных моногородов держались вместе и внесли больше всех предложений.
- А как решается вопрос о присвоении нашему городу статуса «Территория опережающего социально-экономического развития»?
- В моём выступлении всего было 14 различных предложений по поддержке дальневосточных городов, я особо обратил внимание на отток и убыль населения. Центр даже порой не представляет, в каких условиях здесь проживают или даже выживают люди, а по существу - просто сохраняют эти территории за Россией. Пришлось просто напомнить цифры о ежегодном сокращении населения на 1,5 %, о том, что только 10 % студентов после обучения хотят вернуться домой, что у нас даже во время визитов дружбы бывшие японские военнопленные рыдают, узнав свои бараки, в которых до сих пор живут наши люди - спустя 70 лет! Для многих участников это был просто шок.
Поэтому часть моих предложений как раз касается ТОРов. Например, я также предложил такой статус распространять и на прилегающие к моногородам муниципальные районы, которых пока нет в постановлении правительства, но, по сути, город и район - это единая агломерация. Резиденты ТОРов могли бы также брать пашню, создавать рабочие места и производить сельхозпродукцию для реализации в городах. А создание ТОРа на территории города - это была главная цель моей поездки. Я в своём выступлении так напрямую и обратился к зампреду правительства: «Игорь Иванович, наш город далеко от Москвы, дальневосточники живут совершенно в других условиях, ну давайте проведём эксперимент - дадим Свободному статус ТОРа и посмотрим, какой будет эффект». И в своём заключительном слове И.И. Шувалов сказал, что будет проводиться обучение глав моногородов, и там, где мэры сдадут определённый экзамен, защитят определённую программу, где управленческая команда сработает наиболее эффективно, и будет присваиваться статус территории опережающего развития. Я уверен, что эту планку мы преодолеем. Сейчас ждём в течение первого полугодия обучения, а затем во втором полугодии будет решаться вопрос по ТОРам.
- Ранее об этом говорилось, но, наверное, нужно напомнить, какие преимущества даёт городу статус ТОРа...
- Преимущество в том, что когда всему городу присваивается статус ТОРа, то все экономические субъекты, которые работают в городе, имеют право получить статус резидента данного ТОРа. Но это должна быть программа расширения действующего или создания нового производства с созданием определённого количества рабочих мест. Для субъектов малого предпринимательства это вложение не менее 5 млн рублей в оборудование, в технику и создание не менее 20 рабочих мест, что в итоге позволяет получить налоговые преференции на 5-10 лет. То есть федеральные налоги на время аннулируются, остаются только местные. Налоговая нагрузка на такой бизнес в целом снижается примерно в 2,5 раза, что позволяет активней развиваться. Местные бюджеты от этого ничего не теряют, так как остаётся самый бюджетообразующий налог на доходы физлиц, а экономика оживает. И основная мысль, которую мы с главами пытались донести до правительства, что на Дальнем Востоке главное - не налоги в федеральный бюджет, а именно занятость и подоходный налог в местные бюджеты. Тут надо просто всему Дальнему Востоку давать статус ТОРа! Только это во многом способно остановить отток населения с наших территорий - это уже всего 6 млн человек из 146 млн населения страны на огромной части территории. И моногорода здесь - это вообще зона экстремального выживания. А статус ТОРа как раз даст нашему городу те самые 5-10 лет, когда в полной мере заработают объекты газовой промышленности и станут локомотивом экономики области и города.
Фото Владимира Межова.
формализм или нет, но под лежачий камень вода не течёт. Вот наш Камень и шевелится, стучась во все двери, где-то и откроется. Или лучше свесить лапки, покорно ждать конца?
К чему этот формализм? Свободный и так уже, всех на свете, опередил по развитию.