Сегодня, 11 июня, в окрестностях Свободного завершились командно-штабные учения. Стрельба, взрывы, химическая атака стали по легенде следствием нападения диверсионной группы противника на колонну военнослужащих соединения железнодорожных войск Восточного военного округа и подчинённых воинских частей, дислоцирующихся в г. Свободном.
Как мы уже сообщали, командно-штабные учения, в которых задействованы порядка 500 человек, проводились с 6 по 11 июня под руководством начальника управления железнодорожных войск ВВО (г. Хабаровск) полковника Андрея Козлова.
Заместитель командира соединения по работе с личным составом железнодорожных войск Восточного военного округа (г. Свободный) Александр Ломака предложил журналистам «Зейских огней» понаблюдать за учениями и дал необходимые пояснения.
- По боевой готовности соединение выдвинулось вместе с подчинёнными воинскими частями в район сосредоточения вблизи одного из населённых пунктов района. Там был развёрнут полевой пункт управления, организовано питание личного состава и осуществлялось планирование применения соединения по назначению. В этом районе мы находились с 6 по 8 июня, затем соединение и подотчётные воинские части маршем были передислоцированы на берег реки Зея для выполнения поставленных задач, а они у нас могут быть самые разные...
Перед отправкой в «зону боевых действий» на территории бригады мы увидели как выполняются два вида нормативов спецподготовки. С 18 июня лучшие отделения будут отстаивать честь родной части и в целом железнодорожных войск Дальнего Востока в Москве, где состоится третий этап конкурса имени героя Советского Союза Виктора Мирошниченко. Первым этапом было определение лучших бойцов непосредственно в воинской части, затем второй этап - в Хабаровске, где свободненские военнослужащие заняли первые и вторые места, выполнив поставленные задачи с опережением «отличных» нормативов. Третий этап - поездка в столицу и выполнение главной задачи: одержать победу и занять первые места среди представителей железнодорожных войск всех регионов России.
Процессом выполнения первого норматива спецподготовки руководил командир роты капитан Максим Рукман.
- Сейчас мы собрали направляющую для установки на неё дизель-молота для забивки сваи, необходимой для сооружения опоры для железнодорожного моста... Мосты на такой основе строят для быстрой переправы, долгосрочная эксплуатация невозможна.
Командир отделения УКА-Г первой понтонно-мостовой роты младший сержант Антон Саянков служит уже три года, норматив отточен до мастерства.
- Сейчас выполняем элемент приведения универсального копрового агрегата — УКА-Г в рабочее положение. Данный агрегат используется для забивки вертикальных деревянных свай для опор железнодорожного моста, который есть у нас на вооружении. Если потребуется наше присутствие во время военных действий там, где разрушен мост, мы должны очень быстро соорудить новый для обеспечения движения железнодорожного и автомобильного транспорта. Так что реку Зею мы перекрываем спокойно... Мы тренировались к конкурсу памяти Героя Советского Союза Виктора Мирошниченко. Норматив выполнили на отлично на соревнованиях в рамках второго этапа конкурса в Хабаровске. Заняли первое место, улучшив норматив «на отлично» с положенных 18 минут до 17.
Затем мы увидели, как военные укладывают железнодорожное полотно в полевых условиях.
Командир взвода старший лейтенант Рашид Абдуллаев дал пояснения:
- Ведётся укладка пути деревянными и железобетонными шпалами тракторным путеукладчиком ПБ-3М. В расчёте ПБ-3М 9 человек. В Хабаровске мы тоже заняли первое место. Превысили норматив на «отлично» - укладка 100 метров пути (четыре решётки по 25 метров) должна осуществляться за 35 минут, мы выполнили задачу за 25 минут, но на тренировках делали это и за 23. В военное время расчёт может проложить такие пути в любых условиях. Сначала местность зачищается бульдозером, выравнивается и там, где прикажут, при любых погодных условиях мы готовы выполнить свою задачу, - бодро отрапортовал старлей.
Наш сопровождающий подполковник Александр Ломака дополнил:
- Ребята не расслабляются и стараются улучшать результаты. Вам показали нормативы спецподготовки ж/д войск по укладке железнодорожных путей и обслуживания, поскольку это основная задача на случай подрыва и уничтожения путей. Наша обязанность — восстанавливать! И второй — забивка свай, на которые устанавливаются железнодорожный и автомобильный мосты. А на реке Зея будет проводиться тоже на время, на показатели, сброс на воду АНС — конструкций для понтонных мостов. Увидите также спуск водолаза под воду, солдатскую полевую кухню и небольшой концерт у реки...
В это время у реки Зея готовилась к выполнению поставленных командованием задач основная часть железнодорожного соединения. Много спать военным в период учений не приходится — условия приближены к боевым. Но война войной, а полевая кухня к этому времени уже вовсю дымила. Повара рядовой Александр Зацепин и рядовой Камиль Хафизов рассказали, что на обед у личного состава картофельный суп, макароны, котлеты, салат. Это, порядка 60 литров пищи в общей сложности...
Неподалёку были установлены палатки-столовые, медпункт, штаб батальона и сцена для самодеятельности — песня и на войне, и на службе в мирное время всегда была главным товарищем, согревающим душу. Концерт начался с песни «Эх, дороги». Погода, видимо, решила подыграть командованию и менялась каждые полчаса — то светило солнце, то сверкали молнии, а потом и вовсе начался проливной дождь.
Командир батальона подполковник Алексей Пеккарев рассказал о задачах, которые стоят перед военными на новом месте.
- Вы видите отдельный понтонно-мостовой железнодорожный батальон, в его составе техническая рота, технический взвод и в нём водолазное отделение.
Водолаз и водолазное отделение выполнили норматив по надеванию водолазного костюма. В составе - командир отделения, три водолаза и компрессорщики, которые подают воздух при спуске в воду. Командир отделения - младший сержант Николай Шохирев.
Эти ребята тоже заняли первое место в Хабаровске. Задача по подготовке водолаза к спуску в воду отрабатывается с мая. Временные показатели на «отлично» - 20 минут, а в Хабаровске задача была выполнена за 4 минуты 30 секунд...
На рядового Руслана Ляхова его товарищи по команде начали надевать тяжёлый, довольно неуклюжий водолазный костюм. Это, по сути, скафандр, который предназначен не для плавания, а для ходьбы под водой. С берега в него непрерывно подаётся воздух и отлажена связь - водолаз докладывает всё ли в порядке и информирует о самочувствии.
Журналисты расспросили Руслана об этом, когда товарищи помогли ему выбраться на берег после выполнения задачи. Рядовой полгода в армии, родом из Краснодара. Мы увидели его 17-е по счёту погружение под воду.
- У нас несколько задач. Мы необходимы, чтобы найти какой-то предмет и остроповать его, чтобы вытащить на поверхность. Например, танк, если он затонул. Выполняем задачи по перепиливанию деревянных свай или ремонтные работы на подводных конструкциях и многие другие.
- Руслан, каким должно быть здоровье водолаза?
- Отличным! Ещё он должен быть выдержанным и стремиться к своей цели.
- Не страшно под такой толщей воды, там, наверное, ничего не видно?
- Нет, мне не страшно, видимость сегодня в Зее сантиметров 40.
- Насколько тяжела амуниция, сложно передвигаться по дну?
- Весь костюм весит 80 килограммов. Под водой он, конечно, легче, а на поверхность выходить сложновато. По времени могу пробыть в этом костюме под водой часа 2. Могу удалиться на любое расстояние от берега при учёте спуска с плавучей станции, но глубина должна быть не более 30 метров.
- Температура воды ещё низкая, ощущаете её?
- От холода меня защищает специальное бельё, но ногам всё же прохладнее.
- А если ЧП и вас не смогут поднять на поверхность, сами сможете выбраться из этого скафандра?
- У меня есть возможность выбраться самому — перестану стравливать воздух и меня вытолкнет на поверхность.
Заместитель командира батальона старший инженер майор Павел Саламатов дополнил:
- Это специальный инженерный костюм ОВС-50. В нём можно выполнять любые работы: сварочные, монтажные, минирование, разминирование, абсолютно любые. Давление воды в нём не чувствуется. Есть воздушная прослойка между человеком и водой и через специальный клапан спускается воздух. Если по той или иной причине водолаз теряет сознание и ситуация критическая, прекращается стравливание воздуха, и он всплывает на поверхность...
О боевой подготовке, специальностях и направлениях нам рассказал подполковник Алексей Пеккарев:
- Боевая подготовка организована соответственно требованиям документов батальона, вышестоящих штабов, Министерства обороны, начальника главного управления железнодорожных войск, которому мы подчиняемся. Подготовленные специалисты из учебных воинских частей распределяются непосредственно по войскам, в различные регионы России. Период обучения, например, специалиста-водолаза, составляет полгода. И далее мы просто поддерживаем профессиональный уровень поступивших специалистов. В летнее время проводим практические занятия с погружением под воду, если зимний период и на реке лёд, проводим занятия в классах.
Помимо водолазов у нас в составе водители, крановщики, мотористы БМК, которые управляют водными средствами, например толкачом Т-4, который вы видите на воде. Также у нас есть копровщики, которые непосредственно занимаются забивкой свай при помощи универсальных копровых агрегатов, есть машинисты ПСК (плавающие самоходные копры), которые на воде осуществляют забивку свай. А сам батальон предназначен для наведения и эксплуатации железнодорожных мостов.
Также здесь на берегу видите автомобиль АНС, который предназначен для дислокации секций понтонов, вы увидите как происходит их сброс на воду. Затем секции улавливаются толкачами, которые маневрируют по воде, расставляют секции в нужные места.
Сегодня командование поставило задачу соорудить паром. Для переправы нужно 160 секций. Одна секция чуть более 12 метров. Они соединяются в паром. Также сверху на них укладываются железнодорожные пролётные строения, дорожный настил — получается наплавной железнодорожный мост. Также сделаем пирсы, подъезд к парому, чтобы на него могла зайти единица техники и мы смогли доставить её на другой берег. Паром составит 37 метров в длину, и 4-5 метров в ширину.
- Как долго идёт подготовка к подобным учениям и как часто они проводятся?
- Учения ежегодные, а готовимся постоянно. В 2014 году мы осуществляли в рамках учений наведение наплавного железнодорожного моста на реке Бурея, в 2015 году было наведение такого же моста на реке Зея. В августе текущего года в плане подготовки стоит наведение паромной переправы через реку Зея.
Между учениями осваиваем теорию, требования техники безопасности и многое другое. Мы должны поддерживать высокий уровень боевой готовности своих подчинённых подразделений, чтобы в любое время могли реагировать по штатному назначению. Словом, готовься к войне в мирное время...
По мосту через Зею, который был переброшен таким образом в прошлом году, военные пропускали поезд и 10 КамАЗов. Середина моста открывалась для пропуска водного транспорта.
Заместитель командира автомобильной роты старший лейтенант Рамиль Агакшиев рассказал о работе понтонного подразделения.
- Наша боевая задача — передислокация имущества и сброс секций понтона в реку для дальнейшего наведения первой понтонно-мостовой ротой данного моста. Здесь порядка 50 секций. Конструкция будет предназначена для передислокации железнодорожного и автомобильного транспорта. Задачу выполняют военнослужащие-срочники, заставшие ещё зимний период обучения. Летом практическое обучение они проходят на выполнение норматива. На «отлично» сброс секций специальным автомобилем АНС-10 проводится за 12 минут. Мы выполняем норматив за 3 минуты 10 секунд. 18 июня едем на конкурс имени Мирошниченко в Москву и будем отстаивать честь нашей части.
За спиной лейтенанта автопоезд низкорамный специальный грузоподъёмностью 10 тонн с грохотом спустил на воду понтонные секции...
А мы отправились к пункту управления, расположенному чуть далее от места выполнения поставленных задач... Командир 50-й отдельной железнодорожной бригады полковник Виталий Климович приветствовал журналистов в передвижном пункте управления командира бригады. Здесь всё, как в небольшом кабинете. В центре — стол, вокруг стулья, за спиной комбрига места для карт.
Мы побеседовали о ходе учений и узнали предварительную оценку действиям подчинённых командира соединения:
- Вы уже знаете, что учения начались с учебной тревоги. Согласно подготовки соединения 50-й отдельной железнодорожной бригады 6 июня под руководством начальника управления ж/д войск ВВО нам была поставлена задача выдвинуться в заданный район для выполнения задачи. Проходит второй этап учения. Занят второй район вблизи реки Зея и порученных объектов.
8 июня рано утром от первого пункта учений колонна маршем двинулась к реке. Но на пути диверсионно-разведывательная группа сил специальных операций условного противника совершила нападение на колонну. Это нападение было отражено.
На другом участке марша противником внезапно было применено средство массового поражения. Произошло задымление участка с применением «химического оружия». Военнослужащие преодолевали участок заражённой местности в средствах спецзащиты — противогазах и общевойсковых защитных комплектах. Звучали выстрелы и взрывы, группа противника была уничтожена.
В итоге были отработаны вводные, три внезапных нападения на колонну диверсионных групп были отражены, противник уничтожен. Потерь людей и техники нет. Теперь приступаем к практической отработке задач вблизи своих объектов. Помимо того, что вы уже видели, будет наведена паромная переправа через реку Зея с пропуском подвижного состава.
- Какую предварительную оценку действиям вверенного соединения уже сейчас можете дать?
- Учения необходимы для подготовки нашей бригады для действий по штатному предназначению в любых условиях и обстановке. Пока работаем на оценку положительную. Уверен, что по итогам она будет оценена командованием минимум на «хорошо». Отлично отработали на марше, когда колонне пришлось отбивать нападение диверсионной группы. Остался доволен и действиями командиров и их подчинённых. Там была полная имитация боевых действий.
В ближайшие дни служащие нашего соединения вылетят в Москву на ежегодный конкурс на лучшие расчёты железнодорожных войск в рамках программы-конкурса им. Героя Советского Союза Мирошниченко. Конкурс общероссийский, туда едут лучшие расчёты железнодорожных войск из различных регионов страны. И наши 17 служащих будут также отстаивать честь железнодорожных войск Дальнего Востока.
Конкурс проводится с 2013 года и первые места мы пока не занимали, обычно вторые и третьи. Но с такими показателями, думаю, имеем все шансы на лидирующие места.
Поощрительные меры — памятные подарки, поощрения и повышение в звании на одну ступень.
Мы пожелали нашим военным удачи в конкурсе и службе, а в августе договорились вновь встретиться вблизи Свободного, в этом месяце запланированы тактико-специальные учения под руководством полковника Климовича.
Фото автора и Андрея Жадько.