24 марта в ДК железнодорожников состоялась премьера драмы «Клеопатра» по роману Георга Эберса. Постановка столь серьёзного произведения стала «испытанием на прочность» для актёров народного театра и необычным подарком для свободненской публики. К слову сказать, зрители, пришедшие на спектакль в поисках исторической правды, попали не по адресу. Авторская версия режиссёра народного театра В.Г. Азаренко оказалась далека от неё.
Впрочем, Валентина Георгиевна изначально не ставила своей целью рассказать биографию последней правительницы Египта из династии Птолемеев. Скорее, режиссёр вместе с актёрами стремились показать трагедию любящей женщины и матери, чей мир, созданный ценой душевных потерь, сделок с совестью, построенный на крови родственников и дворцовых интригах, стремительно рушится. Ещё вчера он казался незыблемым, а царица верила в собственное могущество и способность найти выход из любой ситуации. Сегодня всё переменилось. Клеопатра (Галина Джапарова) оказалась не просто перед угрозой потери трона и поругания римской толпы. Под удар попадают её дети. Им, наследникам, уготована страшная участь - смерть или рабство.
В течение полутора часов на сцене разыгрывалась история любви и гибели Антония (Илья Гранкин) и Клеопатры. Происходящее захватило зрителей полностью. Они забыли, что пришли на спектакль. Эмоции и чувства актёров, вжившихся в образы, были так неподдельно-искренни, что временами казалось, действие перенеслось с деревянных подмостков сцены в древний Египет. (Чему немало способствовали декорации, музыкальное сопровождение, костюмы и макияж (после нашей предыдущей публикации о проблемах, с которыми столкнулись актёры, свободненцы принесли в театр две коробки грима).
Вот перед публикой гордый царевич Цезарион (Степан Яговкин), добивающийся благосклонности певицы Барины (Карина Гудкова), повелевающий рабами (Евгений Артёменко и Артём Первомайский) с истинно царским высокомерием (надо было видеть эти небрежные жесты), пытающийся перечить властительной матери, доказывающий свою правоту Марку Антонию. Следующая мизансцена, и перед зрителями Юлий Цезарь (Альберт Подгальский), планирующий вместе с Клеопатрой передел власти и переставляющий фигуры на египетском троне. (Клеопатра встала во главе царства, уничтожив соперников при помощи римлян. По иронии судьбы её сместили соотечественники людей, в своё время её возвысивших). Сестра Клеопатры Арсиноя (Ольга Панчук), вначале грозящая узурпаторше местью, а под занавес оплакивающая её смерть (это художественный вымысел, если верить хроникам, Цезарь казнил Арсиною по просьбе Клеопатры). Воинствующая Ира (Анастасия Быченко), готовая отдать жизнь за повелительницу и подругу. Влюблённые в Клеопатру слуги и соратники - советник Архибий (Сергей Курбаченко), архитектор Горгий (Дмитрий Комков), молодой вельможа Дион (Максим Василенко) всеми силами пытающиеся защитить её от надвигающейся римской угрозы и предостеречь от опрометчивых поступков. Дети египетской царицы Антил (Андрей Агапов) и Селена (София Иванова) страшащиеся разлуки с матерью. Рабыня Анукис (Галина Гулимова), принесшая Клеопатре аспида в корзине с фруктами и до последнего мига не верившая в решение царицы умереть. Верная Хармиона (Любовь Коробкова) утешительница и доверенное лицо повелительницы, разделившая с ней жизнь и смерть.
Несмотря на безусловное мастерство актёров, создавших яркие образы, все персонажи пьесы служили по сути лишь обрамлением для главной героини, воплощённой Галиной Джапаровой. Именно она вела за собой всех, увлекая виртуозной игрой. В финальной сцене прощания с детьми и сподвижниками, она плакала и переживала так искренне, что публика в зале и актёры на сцене рыдали. Финальный выход артистов на поклон сопровождался овациями и криками «браво». Такого зрительского ажиотажа сотрудники Дворца культуры и артисты со стажем не припомнят.
Конечно, актёры народного театра избалованы любовью свободненских театралов. Каждая постановка сопровождалась аплодисментами, но такое «неистовство толпы» говорит о многом. Время идёт, театр «растёт». Наверное, пора вести речь о профессиональной сцене. Почему бы не создать в Свободном драматический театр в обновлённом ДК им. С. Лазо. Просто при реконструкции предусмотреть условия - гримёрки, костюмерную, реквизиторскую и прочее. Тогда появится возможность сформировать постоянную труппу (сейчас в театре играют школьники, студенты и стажисты-пенсионеры, рабочая молодёжь не имеет возможности проявить свои способности, сказывается занятость).
Мне «египетская тема» оказалась очень близка. Много читавшая в своё время о нравах и обычаях египтян, их образе жизни, римских завоеваниях, на премьеру я шла со смешанными чувствами. С одной стороны после репетиции оставались вопросы к гриму, костюмам, декорациям, репликам. С другой стороны, театральная стилизация никогда не претендовала на точность. Спектакль удивил и покорил, погрузил в атмосферу эпохи последних фараонов. Но особое впечатление на меня произвела Галина Джапарова. Много раз мне доводилось видеть её танцующей в ансамбле «Ангажемент», изображающей различных персонажей на детских утренниках и взрослых «капустниках», участвующей в агитбригадах и КВН. А теперь театральный дебют. Поистине талантливый человек талантлив во всём. После спектакля, в гримёрке, одолеваемая вниманием коллег и поклонников, Галина дала мне короткое интервью.
- Вы по профессии...
- Инженер путей сообщения со специализацией электроснабжение железных дорог. Не удивляйтесь. Просто никто в своё время не подсказал мне, вчерашней школьнице, попробовать свои силы в творчестве. Все в один голос твердили, культура «на задворках», на зарплату культработника не проживёшь. Поступила в ДВГУПС, окончила. Получив диплом, отправилась искать работу и наткнулась «на стену» - женщину с мужской профессией на работу брать не хотели. Потом меня пригласили преподавать ритмику в школе № 2 (сказалась репутация «Ангажемента»). Позже открылась вакансия хореографа в ДК железнодорожников и я пришла работать в родную стихию. Сейчас руковожу коллективом «Данс Авеню» и студией «Танцы для души».
- Роль в спектакле «Клеопатра» ваш дебют. Как решились взяться за такой сложный образ?
- А мне просто выбора не дали (улыбается). Валентина Георгиевна попросила, директор ДК железнодорожников Наталья Евгеньевна Агеева настояла. Репетировать приходилось «без отрыва от производства». Рабочий график жёсткий. Свободного времени не оставалось совсем. Раньше мне не доводилось воплощать драматические образы. Роль гусеницы Пупсеня на детском утреннике не в счёт (смеётся). Если бы не подсказки и наставления режиссёра, вряд ли у меня получился такой яркий образ.
- Если честно, ваша героиня близка вам по характеру, эмоциям?
- Отчасти, да. Её гордость, умение сдерживать эмоции, «держать лицо» при любых обстоятельствах, своеволие, властность...
- Вы останетесь в театре или...
- Честно, не знаю. Слишком много сил и времени отнимает работа. Театру надо отдавать больше, чем я могу. Хотя, если снова попросят сыграть, вряд ли откажусь. Это большой опыт и школа.
Для тех, кто не побывал на премьере, есть хорошая новость. По традиции через месяц состоится повтор спектакля. Вы обязательно должны побывать и увидеть всю красоту и мощь священной земли фараонов.
P.S. Господа, театру нужны меценаты. Пока в городе не появятся заинтересованные в судьбе народного театра люди, актёры так и будут изыскивать костюмы и реквизит по друзьям, соседям и в собственных гардеробах.
Фото Анны ПРУДНИКОВОЙ.
Последнее в разделе Культура