Ранним утром 29 января на космодроме «Восточный» ракета космического назначения (РКН) «Союз-2.1а» вывезена с технического на стартовый комплекс. Процедура эта масштабная и неспешная. В пятом часу утра немногочисленных журналистов амурских СМИ и федеральных телеканалов на микроавтобусе доставили в огромный монтажно-испытательный комплекс, где 26 января была завершена окончательная сборка ракеты-носителя.
В просторном помещении комплекса высотой примерно с 7-этажный дом «Союз» располагался в дальнем углу возле ворот, через которые должен был отправиться к месту старта. Здесь в течение часа журналисты могли рассмотреть ракету во всей её красе с близкого расстояния, чтобы оценить настоящие размеры. По длине их можно сопоставить с тремя железнодорожными цистернами, только чуть выше, потому что ракета-носитель размещалась на транспортно-установочном агрегате.
В начале шестого у платформ собрались дежурные подразделения космодрома, им было зачитано распоряжение директора филиала ЦЭНКИ (КЦ «Восточный») о перемещении РКН на стартовый комплекс, обозначены ответственные и скоростной режим движения, задачи всех вспомогательных служб и требования безопасности при проведении работ.
Примерно в шесть утра ворота комплекса открылись и состав с ракетой по рельсам неспешно двинулся в строну стартового комплекса. Всю дорогу его пешком сопровождали ответственные сотрудники ЦЭНКИ, ведомственной охраны Роскосмоса и полицейские со служебными собаками, натасканными на обнаружение взрывчатых веществ. То, что обеспечиваются все меры не только технической, но и антитеррористической безопасности, неудивительно. Ведь ракета, которая должна успешно доставить груз на орбиту, - это вершина огромного айсберга над созданием которого трудились десятки тысяч людей, научно-производственные коллективы, инженеры, строители, монтажники, представители ещё очень многих профессий.
При этом погода совершенно «не шептала»: мороз за тридцать с порывистым ветром доставлял много неудобств всем присутствующим на космодроме в это утро. Прессе повезло немного больше: нас сначала доставили ближе к стартовому комплексу, где мы и ждали «прибытия поезда», имея возможность немного отогреться в своём микроавтобусе, хотя и в салоне иногда шёл пар изо рта.
Весь путь от монтажно-испытательного до стартового комплекса длиной 4,5 километра занял примерно 1,5 часа, потому что максимальная скорость состава была не больше 7 км/ч, на поворотах - 3, а на стрелках - всего 2 километра в час. Позднее главный специалист технической части космодрома Николай Кондратьев объяснил, что такой скоростной режим имеет свои причины. «Сухой вывоз» потому так и называется, что ракета доставляется к месту старта не заправленной топливом, но поскольку она собрана, то в головной части находится уже заправленный разгонный блок «Фрегат». Необходимо соблюсти все меры предосторожности, а также при столь морозной погоде на ходу обеспечивать правильный температурно-влажностный режим ракеты-носителя с космическими аппаратами «Канопус В» №№ 3 и 4 и попутной полезной нагрузки, то есть ещё 9 спутников, чем Николай и занимался в составе расчёта термостатирования. Это достигалось работой специального аппарата, который всё время в пути нагнетал воздух определённой температуры и влажности в головную часть ракеты, покрытой также специальным электротермочехлом (на снимках он серого цвета). По его словам, всё прошло в штатном режиме.
Перед самым стартовым комплексом на переезде был перецеплен маневровый локомотив, и состав стали уже не тянуть, а толкать к стартовому столу сквозь мобильную башню обслуживания, чтобы затем привести ракету в вертикальное положение. За всем процессом мы уже наблюдали в непосредственной близости у ограждения, а операторов и фотокоров чуть позже пригласили и к «нулевой отметке», чтобы сделать самые впечатляющие снимки.
Уже к половине девятого утра «Союз» занял своё законное место на стартовой системе, в лучах восходящего солнца смотрелся он очень эффектно и действительно устремлённым в небо. Уже после нашего отъезда для проведения дальнейших предпусковых работ был осуществлён наезд мобильной башни обслуживания на стартовый комплекс.
Итог напряжённому рабочему утру подвёл директор филиала ФГУП «ЦЭНКИ» - Космический центр «Восточный» Валинур Агишев:
- Сегодня ракета-носитель «Союз-2.1а» с технического комплекса вывезена на стартовый комплекс, установлена в стартовую систему. Теперь до пуска будут проведены проверочные мероприятия. По графику первого стартового дня запланированы автономные проверки систем ракеты-носителя, разгонного блока «Фрегат» и космических аппаратов «Канопус» N 3 и 4, а также генеральные испытания. Мобильная башня обслуживания отъедет от ракеты уже после заправки перед самым пуском.
Ну а мы ещё поинтересовались у коллег из пресс-службы космодрома и Роскосмоса таким временем перевозки ракеты. Если время старта по понятным причинам рассчитывается с точностью до секунды, то почему для транспортирования ракеты на стартовый комплекс выбрано ранее морозное утро? Оказалось всё очень просто - каждый космодром устанавливает свои традиции. Если на Байконуре ракеты своё путешествие к старту начинают в семь утра, то на «Восточном» решили это делать в шесть. Зато потом впереди целый световой день, и работы хватит всем сменам специалистов на разных этапах предстартовой подготовки.
Нам бы хотелось пожелать, чтобы на амурском космодроме установилась главная традиция - впредь удачно осуществлять все запуски. Ну и как говорится, Бог любит троицу. Будем надеяться, что теперь все прошлые просчёты будут учтены, и третий старт положит начало запускам с полностью выполненными задачами, то есть в штатном режиме.
Фото Анны Казаковой.