…Не буду вводить в заблуждение уважаемого читателя: не о сапёрах и не о разведчиках пойдёт речь – о социальном педагоге позволю себе замолвить слово. О том, кто призван отстаивать права детей, разбираться в сложных переплетениях житейских ситуаций, в коих замешаны – часто не по своей воле – наши подростки…
Из интернета я узнала, что «в некоторых странах предусмотрена должность школьного омбудсмена. Он оказывает помощь всем участникам образовательного процесса: детям, преподавателям и родителям. К нему могут обращаться все, кто считает, что происходят нарушения прав учеников в процессе обучения. Это может быть непонимание между преподавателем (администрацией школы, классным руководителем) и школьником, а также необходимость в консультации относительно прав ребенка в рамках школы, разъяснение организационных вопросов, гигиенических норм, нормативов, прочего. Также, обратившись к омбудсмену, можно вносить свои предложения относительно усовершенствования учебного процесса и заведения.
Уполномоченный по правам в школе работает в таких направлениях: -
- Активное участие в Школьном совете, целью которого является улучшение работы органов управления.
- Работа, направленная на профилактику вредных привычек школьников.
- Контроль за соблюдением всех прав и свобод учеников.
- Работа с родителями и родительским комитетом, направленная на улучшение отношений в семье».
Должность эта была в наших школах и раньше, только называлась иначе: «инспектор по охране прав детства», «уполномоченный по правам детей» - так сказать, омбудсмен масштаба отдельно взятой школы. И трудится сей омбудсмен за символическую плату, защищая, охраняя, отстаивая интересы тех, кто нуждается в поддержке, кто оказался в трудной жизненной ситуации…
Но дело-то совсем не в оплате: разве можно оценить каждодневный труд души, спешащей на помощь другому?
Раиса Сергеевна Толокова, учитель начальных классов Новоивановской школы, без малого тридцать лет занимается нелёгкой работой, ставшей делом всей её жизни. Трудно найти человека, который бросается в бой за ребёнка, не считаясь с собственным временем, забыв о болячках, об отдыхе в праздники и будни… Ребёнок для Раисы Сергеевны всегда невиновен. «Трудных детей не бывает, - утверждает моя коллега, - трудными их делают те, кто рядом, кто первым обязан заметить слезинку в глазах ребёнка». Обязан, но…
И бегут дети к Раисе Сергеевне со своими недетскими проблемами, доверяя ей как никому другому. Только она услышит, рассудит, поможет – по законам Справедливости, по законам Чести. И не случайно орган детского самоуправления ранее существовал в школе, который так и назывался - Суд Чести.
- Дети проводили собственное расследование, на заседание приглашались обе стороны – «потерпевший» и «обвиняемый» (вместе с родителями), а оканчивались эти заседания МИРОМ – компромиссом всех сторон очередного происшествия. И слова «Я так больше не буду» из уст смущённого виновника ЧП неизменно заверялись другими, звучавшими как заклинание: «Он так больше не будет», - рассказывала Раиса Сергеевна. - И это действовало сильнее любого наказания. Вина признавалась за ошибку, которую спешили исправить уже на следующий день: приносились извинения, возмещался материальный ущерб, в душах вырастала благодарность за ВЕРУ В ДОБРО, ВЕРУ В СЕБЯ…
От ошибок не застрахован никто, только плата за ошибки педагогов становится заметной со временем. И плата эта может стать роковой. Это хорошо известно Раисе Сергеевне Толоковой, школьному омбудсмену из Новоивановки. И дочь свою Дарью, которая служит инспектором ОДН города Свободный, она предостерегает от подобных ошибок: «Не навреди!».
Попробуй сначала понять, разобраться в мотивах проступка, а главное – не теряй веру в ребёнка. Помоги ему. И тогда – как знать? – со временем плохое забудется, а доброе отношение запомнится надолго. Может быть, на всю оставшуюся жизнь. Проверено практикой. Её, Раисы Толоковой, практикой.
Учитель МОУ Новоивановской СОШ