Как мы уже рассказывали, с 22 по 26 июля в рамках благотворительной программы социальных инвестиций СИБУРа «Формула добрых дел» в Свободном на базе Амурского технического колледжа проходила «Научная смена. Робототехника» для школьников 12-15 лет.
«Научные смены» организуются при поддержке компании СИБУР с 2017 года. В Свободном это уже вторая: в прошлом году первая была посвящена физике и химии.
Используя знания по математике, физике, основам программирования, под руководством опытных наставников участники «Научной смены» прошли увлекательный путь от постановки и обсуждения задачи до создания на базе Lego Education Mindstorms ev3 реальной опытной установки, позволяющей измерять физические величины. А в завершение самостоятельно создали электромобили.
Робототехника собрала на смену 80 детей. Четыре свободненских педагога накануне открытия смены прошли специальные тренинги, чтобы сделать занятия более увлекательными. В течение недели в аудиториях АТК работали четыре группы по 20 человек. Занятия проходили в утреннюю смену с 10 до 13 часов и в дневную - с 14 до 17 часов. Стоит сказать, что участие в программе было бесплатным.
Вступительное слово на торжественном открытии взяла Анна Носкова, эксперт обособленного структурного подразделения компании СИБУР в г. Благовещенске, которая пояснила, что интерактивные занятия развивают у детей интерес к естественным наукам, самостоятельным исследованиям и, возможно, закладывают основы будущей профессии. Учиться нескучно и увлечённо - вот девиз этого формата обучения. Анна Носкова поблагодарила родителей и преподавателей:
- Большое спасибо, что вы с большим энтузиазмом в очередной раз принимаете участие в нашей смене, - обратилась Анна Борисовна. - Компания СИБУР очень заинтересована в подготовке будущих кадров именно со школьной скамьи, чтобы ребята с ранних лет овладевали навыками инженера будущего. Именно поэтому уже во второй раз при поддержке компании СИБУР проходит «Научная смена» здесь, в Свободном. Желаю вам, ребята, удачи и получить истинное удовольствие от работы в смене.
Отдельные слова благодарности от эксперта прозвучали в адрес администрации г. Свободного, специалисты которой, несмотря на летний период, сумели подобрать педагогов для прохождения специальных тренингов и повышения квалификации. В итоге полученные учителями знания были успешно переданы детям, которые в дальнейшем смогут их закрепить, углубить и применить их в кванториуме.
Поздравить свободненских ребят с открытием второй «Научной смены» приехала Лариса Закирова, заместитель министра образования и науки Амурской области.
- Дорогие ребята, вам предоставлена прекрасная возможность показать себя в этой «Научной смене», где вы научитесь критически мыслить и работать в команде. Хочу, чтобы вы сохранили приобретённые навыки и в дальнейшем только развивали их.
Как отметила в своём выступления Лариса Закирова, в Свободном для развития технических навыков будут созданы все условия - это открытие кванториума и IT-cube в 2019 году.
Сразу после приветственных слов Марина Беляева, куратор смены, заведующая отделением № 1 Амурского технического колледжа, пригласила всех ребят разбиться по группам и начать занятия. Преподаватели выдали ребятам конструкторы и специальные яркие дневники. Тетради заполнялись целую неделю, там отмечались наблюдения и успехи в различных направлениях. Работа закипела!
Каждый учебный день смены был посвящён определённой теме физики. Например, подростки с увлечением изучали закон сохранения энергии, перетекания её из одного состояния в другое. Не менее интересными для ребят оказались уроки по изучению механики, оптики, звука и термодинамики.
За пять дней «Научной смены» дети научились многому, но самое главное - воплощать свои идеи в жизнь с помощью конструкторов LEGO Education. В помощь ребятам были предоставлены не только конструкторы, но и аппаратная база, и детали для досборки роботов.
На последнее занятие, которое проходило в день закрытия смены, ребята торопились особенно. В этот день предстояло представить свои собственные проекты. Причём ни сами участники смены, ни организаторы изначально не могли даже представить себе, какими их работы будут в итоге.
Роботы рождались несколько дней в командах по 2-4 человека. В каждой команде собирались и воплощались в жизнь общие идеи, и, конечно же, участники успешно применяли полученные на «Научной смене» знания. В результате пятидневных мозговых штурмов на свет появились не только собранные по инструкции роботы, но и различные творческие фантазии. Им ребята тут же давали свои названия - машина выжившего, электромобиль будущего, робот-рука, робот-захватчик, геро-бой, танк, а также называли их именами из мультфильмов и компьютерных игр - Оливия, Валли и другими. Электромобили успешно передвигались по поверхности, могли захватывать мелкие предметы и даже пластиковый стаканчик, издавали живые звуки, измеряли расстояние, реагировали на движение, стреляли по целям и даже здоровались.
Владислав Вдовиченко, ученик 6 класса школы № 1, принимал участие в «Научной смене» впервые. Ещё в 3 классе, проживая в другом городе, мечтал ходить на кружок робототехники, но родителям пришлось переехать в наш город, где теперь благодаря «Формуле добрых дел» от компании СИБУР появилась уникальная возможность изучать робототехнику.
- У меня огромное желание осваивать новые знания. Первый робот, которого я хотел бы создать, будет большой, он будет ходить и поворачиваться, - ещё в начале смены делился с нами Влад. - Мой робот будет понимать, как себя вести, приносить мне одежду, учебники, сосуды для опытов, но уроки я буду делать сам.
На закрытии смены Владислав с гордостью демонстрировал нам собранного им передвигающегося робота из конструктора LEGO.
Пока с будущей профессией Владислав не определился, но то, что «Научная смена» ему пришлась по душе, - факт.
Степан Никитин, ученик 6 класса школы № 1, рассказал журналистам, что в 6 лет ему подарили первый конструктор LEGO Education EV3.
- Сначала я собрал робота, который мог разбивать мелкие предметы, например, льдинки. Конечно, сначала собирал конструктор по инструкции, но потом стал представлять и фантазировать, кого я могу собрать самостоятельно, без помощи инструкций, - охотно и без всякого стеснения пояснял Степан.
Школьник записался на «Научную смену. Робототехника», чтобы улучшить свои навыки конструирования. В будущем мальчик мечтает стать инженером, конструктором или программистом.
На последнем занятии Степан и его напарник прогуливались по коридору со своим электромобилем с датчиками касания, на ходу устраняя неисправности - робот активно передвигался по полу, подмигивая синими и красными огоньками.
Даша Роговцова, ученица 8 класса школы № 192, впервые принимала участие в «Научной смене». Свою будущую профессию мечтает связать с научными открытиями, а также учить людей чему-то новому, чему не могут научить другие.
- Меня в целом интересует наука, особенно физика. Роботов до этого не собирала, но всегда хотела попробовать себя в робототехнике. Для меня идеальный робот - это робот, который сможет свободно передвигаться даже без пульта управления, снимать на камеру местность, где пока не может пройти человек. Самый крутой робот - робот с собственным интеллектом. В идеале хотелось бы собрать такого робота на этой «Научной смене».
На закрытии смены Дарья продемонстрировала созданного ею и подругой-«коллегой» робота-захватчика с настоящими клешнями. Для девчонок совершенно не составило труда подсоединить на завершающем этапе к своему роботу аккумуляторы и провода, чтобы тот «ожил».
Совершенно без всяких инструкций и подсказок гимназист Александр Блинов и его напарник Павел Захаревич, ученик школы № 192, создали за пять дней свой суперэлектромобиль будущего. Журналисты пришли к выводу, что именно такие безопасные роботы-автомобили станут ездить по улицам нашего города в ближайшем будущем! Этот электромобиль ускоряется только в том случае, если нет препятствия впереди, тормозит, если резко поставить руку на его пути, а при движении руки спереди он сам откатывается назад благодаря специально встроенным датчикам!
- Было довольно сложно создать задуманное, проект вынашивали в голове, - признались нам мальчишки, - но в итоге нам всё удалось.
Все без исключения участники смены рассказывали журналистам о том, что «Научная смена» многое им дала, но главное - научила командному духу, терпению и желанию достичь своей цели. Каждый ребёнок уже заранее мечтал, что, вернувшись домой, обязательно попробует создать ещё не один электромобиль.
- Робототехника - это прикладная наука, которая позволяет решать любую задачу. И задачи организаторов, поставленные перед участниками смены, были академические. Проще говоря, мы сделали всё, чтобы физика ожила и стала доступной и осязаемой, - рассказал в интервью журналистам Андрей Пешков, тренер компании LEGO Education. - Посмотрите, роботы окружают нас повсюду, в том числе и у вас в руках сейчас тоже роботы, - указал журналистам на камеры, диктофоны и айфоны молодой человек. - Они незаметно проникают в нашу жизнь. А любой мобильный робот в той или иной степени является электромобилем.
Как считает Андрей Пешков, в плане насыщенности информации и различных гаджетов нынешнее поколение испытывает профицит. Но в идеале необходимо, чтобы подрастающее поколение дошло до того, что гаджеты - это инструмент не только для развлечения, но и для серьёзной работы. Например, в каждом гаджете имеется видеокамера, с помощью которой можно получать и обрабатывать изображение. Благодаря этому можно изучать такие серьёзные направления, как машинное и компьютерное зрение.
- Наша цель - показать детям, что любая игра - это заранее прописанный кем-то алгоритм. Но ведь намного интереснее решать задачи, которые до этого никто не решал, нежели пройти по алгоритму, который кто-то уже когда-то придумал. Мы объясняем детям, что в мире есть что-то интереснее, чем плоский экран, и реальная жизнь намного живее и насыщеннее.
Как показывает опыт современной жизни, без робототехники сегодня никуда - эта прикладная наука позволяет автоматизировать многие процессы, сделать их проще, удобнее и лучше. Это и есть прогресс.
На вопрос журналистов, любого ли ребёнка можно увлечь робототехникой, Андрей Пешков уверенно ответил, что абсолютно любого, но, чтобы успешно освоить эту науку, необходимо понимать хотя бы азы.
- Есть 7-8-летние дети, с которыми можно увлечённо поговорить на довольно серьёзные научные темы, они изначально и в дальнейшем делают хорошие успехи в изучении физики. А есть ребята, которые приходят в 16-17 лет и с ходу начинают решать достаточно сложные задачи в робототехнике.
На последнем занятии Андрей Пешков помогал программировать электромобиль одному из участников смены. Как отметил молодой человек, уже к третьему дню смены у всех ребят появились абсолютно прикладные и интересные идеи, которые они тут же начали воплощать в жизнь.
- Только воплощая свои идеи в жизнь, ты можешь стать успешным человеком, - уверенно заявил тренер. - На этой «Научной смене» не было ни одного ребёнка, который бы бросил начатое. Наоборот! Порой мы даже задерживались на занятиях, чтобы успеть доработать какие-то моменты. Это говорит только об одном - смена прошла успешно и точно не оставила равнодушным ни одного из её участников.
Фото Владимира Межова, Андрея Жадько и Антона Алатко.