Старейшая на Дальнем Востоке детская железная дорога была построена по инициативе комсомольцев Вагоноремонтного завода и при поддержке многих городских предприятий и начала работать 4 августа 1940 года, как полноправное подразделение Амурской железной дороги. Но менее чем через год, как и всю экономику страны, её пришлось перевести на военные рельсы.
Малая Амурская железная дорога была единственной на весь Советский Союз, которая продолжала работать в годы Великой Отечественной войны, поставляя фронту из пригородных совхозов продукцию и материалы. В городе их перегружали на большие составы, которые по Транссибу шли на запад.
И дети, и взрослые обеспечивали тогда круглосуточную работу, порой совершая настоящие подвиги, чтобы ни на минуту не остановить движение. И это тоже был вклад в общую победу советского народа.
Достройка до проектных значений прошла только в 1950-51 годах, когда протяжённость главных путей составила 10,5 километров, с тех пор Свободный гордится самой длинной детской дорогой на всём постсоветском пространстве. Да и в мире по протяжённости она уступает только детской железной дороге города Будапешта.
В связи с реорганизациями на Транссибе с 1959 года Малая Амурская стала называться Малой Забайкальской железной дорогой. Но поскольку потом многие начали путать с детской дорогой в Чите, решено было именовать их по месту расположения. Так что теперь официально у нас Свободненская детская железная дорога.
Только за первые 20 лет работы малая Амурская железная дорога перевезла почти 600 тысяч пассажиров и более 50 тысяч тонн грузов. Сейчас за летний сезон ДЖД перевозит порядка 17 тысяч пассажиров: это дети, отправляющиеся на отдых в летние лагеря к озеру Бардагон, навещающие их родители, группы отдыхающих, экскурсионные группы из детских образовательных учреждений, дачники и жители близлежащих сёл. Особенный наплыв желающих прокатиться бывает в день открытия сезона.
Увы, и здесь противоэпидемические ограничения внесли свои коррективы: в войну дрога работала, а вот в год 80-летия летней практики у юных железнодорожников нет, да и юбилей торжественно отпраздновать не получается.
- Мы приготовили большую праздничную программу, договорились с домом культуры Лазо, хотели пригласить много гостей, но пока празднование приходится отложить, - говорит директор СДЖД Елена Юрьевна Марковская. - Все массовые мероприятия запрещены. Мы и с детьми сейчас, в основном, работаем дистанционно. В классах только небольшие группы для практических занятий.
Поэтому дети у нас участвуют в конкурсах рисунков, создают различные поделки к юбилею дороги. Например, школьники со станции Ерофей Павлович прислали памятный фотоальбом, о том как они у нас проходили практику в прошлом году. Ведь у нас обычно за лето практику проходят около пятисот местных ребят и примерно 50 приезжают с линейных станций: Ерофей Павлович, Уруша, Сковородино, Магдагачи, Ушумун, Шимановск, Белогорск, Завитая, Бурея. Но вообще за 2019-2020 годы контингент юных железнодорожников у нас составил 1153 человека. Конечно, в таких условиях без практики у некоторых интерес ослабевает, но мы всё-таки стараемся не упускать ребят. Они участвуют в различных всероссийских интернет-конкурсах, квестах и порой добиваются призовых мест.
В учебном Центре ДЖД действительно можно увидеть много интересного, сделанного руками учащихся, да и вообще здесь приятно находиться, кабинеты сияют новизной, современным оборудованием, давно осваиваются компьютерные технологии и даже виртуальная реальность. Например, в одном из кабинетов у инструктора-машиниста К.Ю. Дьяченко на тренажёре учились управлять локомотивом Саша Гребенцов и Варвара Клименко.
- Дети сегодня другие, чем были раньше. Теперь они больше тянутся к технике и разбираются в ней, - уверенно говорят инструкторы детской железной дороги Ольга Базыленко и Татьяна Калугина. - С внедрением новых технологий у нас детей становится больше: если раньше практику проходили по две недели, то сейчас, чтобы все успели поработать, она длится всего неделю.
Им есть с чем сравнивать: Ольга Олеговна и Татьяна Борисовна - настоящие ветераны СДЖД, пришедшие работать сюда ещё в 80-х годах. Они помнят многих выпускников, различные мероприятия и всероссийские слёты юных железнодорожников, прошлых директоров ДЖД и начальников отделения дороги, при которых происходили существенные изменения, когда проводились реконструкции и совершенствование путевого хозяйства.
Особенно ДЖД преобразилась в 2012 году, когда была уложена новая рельсошпальная решётка на железобетонном основании с заменой всех стрелочных переводов и внедрением их микропроцессорной централизации и новейшим оборудованием связи и сигнализации, а также капитальным ремонтом объектов и благоустройством территории. Теперь всеми процессами организации движения на станциях ребята могут управлять с компьютера, предварительно отработав это в учебных классах.
Хотя реконструкции и ремонты не прекращаются. В учебном центре продолжается обустройство входной группы и планировка помещений, ведь почти 400 квадратных метров выделено под кванториум, где школьники будут изучать самые современные технологии, включая виртуальную реальность, З-D моделирование и многое другое. Нам даже показали различные сложные модели, в том числе «руку Терминатора», распечатанные на З-D принтере. Но это пока другое направление по линии министерства образования.
Кванториум планируют открыть 1 сентября, пригласив губернатора области. А ещё предстоит строительство нового двухэтажного вокзала станции «Юность», в которой сейчас располагается музей Малой Забайкальской дороги.
А пока детская железная дорога продолжает готовить кадры для «взрослого» железнодорожного транспорта. Ведь и правда много её выпускников связали свою жизнь с этой профессией, немало желающих и среди сегодняшних выпускников. Например, Алина Морева, пришедшая поздравить своих наставников, увлечённо рассказывает обо всех пяти годах обучения на ДЖД, о всех специальностях которые осваивала на каждом курсе, об интересных событиях и приобретённых друзьях из разных школ города. Она уже закончила первый курс железнодорожного техникума, отделения организации перевозок и уверенно говорит, насколько пригодились и ещё пригодятся ей знания и навыки, полученные на детской железной дороге. После техникума она намерена поступить в институт, чтобы по его окончании работать дежурным по станции.
И всё же небольшое торжественное собрание сплочённый коллектив провёл в кабинете директора, услышав от него слова поздравлений. Помимо этого Т.В. Калугиной и О.О. Базыленко вручены благодарности начальника Забайкальской железной дороги за многолетний инициативный труд. Ну и ещё нет худа без добра: они сами с улыбкой говорят, что впервые за многие годы работы получили возможность сходить в отпуск летом. Раньше о таком и подумать не могли.
Но жизнь продолжается. Даже такой весомый юбилей с вынужденным перерывом - это лишь остановка, определённый этап. Поэтому, присоединяясь к поздравлением, пожелаем всему коллективу Свободненской детской железной дороги ещё многие десятки лет «бархатного пути» и сотни новых выпускников, которые станут профессионалами больших и малых магистралей.
Фото Владимира Межова.
Не пора ли подумать о создании и осуществлении грандиозного проекта к 100-летию дороги по закольцеванию её маршрутом мимо озера Большанка с выходом к станции М-Чесноковская, т.е.на большую дорогу. Очень интересный был бы проект, поставивший бы дорогу на первое место в мире из аналогов.