27 октября во всём мире отмечается Всемирный день аудиовизуального наследия. Что же это значит? Не только древние манускрипты и исторические документы, письма и рукописи. Со времён открытия Дагером и Ньепсом фотографии, Шарлем Кро, Томасом Эдисоном и Эмилем Берлинером способов звукозаписи, а братьями Люмьер киносъёмки мировые архивы активно пополняются.
Вот что говорится о задачах сохранения носителей информации конца XIX - начала XXI веков:
«Всемирный день аудиовизуального наследия отражает закреплённый в Уставе ЮНЕСКО мандат способствовать «свободному распространению идей словесным или изобразительным путём» как отображению нашего общего наследия и памяти. Аудиовизуальные документы - такие как фильмы, радио- и телевизионные программы, аудио- и видеозаписи - являются основными носителями первичной информации ХХ и ХХI веков.
Аудиовизуальное наследие помогает сохранить культурную самобытность народа.
Но, к сожалению, несметные документальные сокровища оказались утрачены во времена, предшествовавшие изобретению аудиовидеозаписывающих технологий, которые позволяют народам мира эффективнее делиться своим опытом, творчеством и знаниями. Всему аудиовизуальному наследию мира угрожает опасность. Поэтому не существует более подходящей возможности его сохранения, кроме как, пожалуй, через такие инициативы, как Всемирный день аудиовизуального наследия и Программа всемирной памяти, в рамках которых кропотливая профессиональная деятельность специалистов по сохранению наследия даёт толчок к рациональному использованию целого ряда технических, политических, социальных, финансовых и других факторов, которые угрожают сохранению культурного наследия. Именно в этом контексте Генеральная конференция утвердила в 2005 году Всемирный день аудиовизуального наследия в качестве механизма для повышения общей информированности о необходимости принятия срочных мер для признания важности аудиовизуальных документов как неотъемлемой части национальной идентичности».
Проблема мирового масштаба... Особенно об этом задумываешься, когда с горечью смотришь на груды книг, кассет и грампластинок в мусорных контейнерах, когда закрываются библиотеки и половина учеников понятия не имеют, кто такой Лев Толстой (да и не хотят об этом знать: надо будет - «загуглят»).
Но специалисты архивов всего мира всё равно спешат оцифровать миллионы километров киноплёнки, которая не может храниться вечно, видеозаписей, граммофонных пластинок и валиков фонографа. И это надо успеть: даже в благополучных Штатах за последние сто лет пожары и всевозможные природные катаклизмы уничтожили множество бесценных архивных материалов, среди которых была единственная звукозапись голоса Марка Твена. Поэтому становится понятно, что хранить за семью замками раритет бессмысленно: чем больше копий того же аудиоматериала - тем больше шансов на спасение.
Не обошла в своё время такая проблема и наш краеведческий музей. Имеется в архиве множество документов, фотографий, аудио- и видеозаписей, а главное - киноплёнок, причём весь этот материал не лежит мёртвым грузом. Много лет мы пытаемся привлечь внимание специалистов к состоянию киноархива нашего города, хранящегося в фондах музея: любительские киноплёнки, запечатлевшие историю Свободного от конца 1950-х до начала 1980-х, пострадали в результате подтопления более десяти лет назад.
Чёрно-белые киноплёнки в большей степени удалось тогда просушить, а вот цветные - смылись почти полностью. Но думаю, что из уцелевшего можно хотя бы оцифровать единичные кадры. В последние годы музею были переданы аудио- и видеоархивы наших известных фотокорреспондентов, архивы первых телеканалов Свободного. Они не должны пропасть. Ведь за последние двадцать лет методы реставрации стали поистине фантастическими, восстанавливаются почти полностью стёртые звуковые дорожки, рассыпающиеся киноплёнки.
А ведь время не ждёт, плёнка пересыхает... Помните, какой резонанс вызвали у горожан киноролики о Свободном начала 1980-х, которые сотрудники музея сами пересняли простой цифровой камерой с экрана, восстановив старенький кинопроектор «Украина»? А таких роликов - десятки, и все они ждут помощи, своего часа. Дождутся ли?
Наша история. Аудиовизуальное наследие. Было бы - для кого...
Фото из фондов краеведческого музея.
музею надо отдельно стоящее здание, предлагаю здание администрации отдать под музей, администрацию перевести на Сухой овраг!
Отличное предложение!
Соседи сверху разве недостаточно влаги поставляют периодически?
И что делать то?
Было бы — что…
Ну хотелосьбы на тополя посмотреть…Дом Офицеров, почты на месте Зейского и Почтамтского рынков, и т.п.