25 февраля в Свободном состоялось открытие и освящение храма, построенного в честь Святого мученика цесаревича Алексия, сына последнего российского императора.
Строительство храма осуществлялось при финансовой поддержке компаний Группы Газпром и при участии Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге.
Проект храма разработало общество «Мастерские Андрея Анисимова», а его идейным вдохновителем и автором стал сам заслуженный архитектор России, академик Академии архитектурного наследия, академик Международной академии архитектуры, член-корреспондент Российской академии художеств Андрей Альбертович Анисимов, который занимается только церковной тематикой. Это один из многих проектов, выполненных в его любимом псково-новгородском стиле. Творческий коллектив разрабатывал проект, учитывая местные условия и ландшафт.
На великое обновление (так ещё называют освящение) храма ранним утром собрались многочисленные прихожане. Церковный обряд совершил архиепископ Благовещенский и Тындинский Лукиан.
В торжественной церемонии приняли участие глава города Свободного Владимир Константинов, генеральный директор ООО «Газпром переработка Благовещенск» Юрий Лебедев, представители городской и областной администраций, амурские казаки и простые православные.
Во имя мира и согласия
Пока архиепископ Лукиан вместе с помощниками и настоятелем нового храма протоиереем отцом Валерием, облачившись в белые одежды, проводили чин освящения, прихожане молились и в полной тишине наблюдали за ходом событий - не каждому повезёт стать свидетелем столь исторического события.
А то, что храм в честь Святого мученика цесаревича Алексия уже стал духовной и культурной доминантой города Свободного, сомневаться не приходится - доказательством тому был нескончаемый поток прихожан, которые шли поклониться святому лику сына императора даже после праздничной литургии.
Пока проходило освящение храма, многие снимали всё происходящее на видео, чтобы уже дома поделиться моментами важного не только для нашего города, но и для всей области события с родными и близкими.
После церемонии освящения престола отец Валерий окропил святой водою стены церкви, а архиепископ Лукиан помазал их крестообразно святым Миром. В эти минуты многие православные не сдерживали своих слёз - слёз счастья и радости от происходящего.
По завершению омовения храма архиепископ Благовещенский и Тындинский Лукиан провёл Божественную литургию, после чего владыка обратился к присутствовавшим с поздравительной речью:
- Дорогие жители города Свободного и паломники, спасибо, что в этот праздничный день великого освящения храма мученика цесаревича Алексия мы все дружно собрались здесь, соблюдая правила, которые предписывают нам санитарные службы. Всех вас приветствую с великим радостным событием, которое стало возможно благодаря компании Газпром.
Это потрясающий подарок городу Свободному! Трудно представить, что мы смогли бы построить этот храм своими силами. Мы безмерно рады и благодарны Богу, что сегодня возрождается амурская земля. Сегодня духовно и культурно преображаются наши города и сёла. И, действительно, сегодня внимание Правительства Российской Федерации направлено на нашу дальневосточную землю.
Мы все являемся свидетелями того, что все те компании, которые здесь трудятся, делают всё возможное, чтобы наша земля была привлекательной, чтобы людям интересно было здесь работать, чтобы будущее было за Дальним Востоком. Мы все также понимаем, что не хлебом единым жив человек: как бы экономически не процветало государство, без духовности и без культуры - мы обречены. Мы счастливы тем, что являемся обладателями богатейшей истории, культуры, здоровой патриотической политики, которую всегда проводило наше государство. И основой всего у нас всегда оставались человечность, совестливость, мир и согласие - те духовные принципы, которые мы получили от наших верующих отцов и той исторической церкви, которая во все времена, даже в самые сложные, была рядом с народом...
Архиепископ Лукиан привёл в пример слова великого полководца Александра Суворова о том, что безбожие и бессовестность убивают не только человека, но целые города и страны. Владыка с печалью напомнил и о ситуации, которая складывается сейчас на юго-западной границе нашей страны.
- Мы сегодня радуемся открытию этого храма и тем возможностям, которые даёт нам государство, но вместе с тем мы сегодня скорбим и очень сильно переживаем за наших братьев-славян, которые втянуты в непростую ситуацию, вызванную насильно Западом. И опять наш президент, наше правительство, наши воины выступают с миссией мира на передовой, чтобы помочь спасти украинцев, уставших страдать... Именно поэтому мы сегодня все искренне молились в новоосвящённом храме, чтобы был мир и согласие, чтобы никогда не было войн.
Как никогда мы будем молиться за русскую армию, чтобы она была не только победной, но и служила великому делу мира во имя Отечества. Помогай ей Бог, - сказал владыка, который заметил, что новый храм в Свободном навевает мысли о том, что наша жизнь всё же процветает. - Пусть в ваш город приезжают новые люди, которые будут влюбляться в священные места Амурской области...
Иконы - в дар новому храму
Архиепископ поблагодарил за поддержку главу города Свободного Владимира Константинова, который взял ответное слово. Как и священнослужитель, Владимир Александрович отметил, что если в центре города стоит храм, значит сердце города бьётся.
- Дорогие свободненцы, уважаемые гости! Я счастлив, что сегодня в Свободном произошло такое важное событие - освящение нашего храма, который, как уже сказали, является сердцем нашего города. Он расположен в прекрасном месте, и его золотые купола видны почти из каждого микрорайона нашего города.
Пусть новый освящённый храм станет ещё одной частицей общего вклада в процветание нашего города. Это ещё один повод для жителей Свободного гордиться своим городом. Этот год для нас - юбилейный, и в 110-летие со дня основания Свободного желаю свободненцам здоровья и семейного благополучия. И пусть стены этого прекрасного храма всегда будут полны прихожан, - поздравил Владимир Константинов.
Генерального директора ООО «Газпром переработка Благовещенск» Юрия Лебедева прихожане приветствовали громкими аплодисментами. Юрий Владимирович поздравил свободненцев с открытием нового центра духовного притяжения, который стал ещё и культурным достоянием нашего города. Как подчеркнул Юрий Лебедев в своей речи, деятельность Газпрома направлена не только на экономическое развитие региона, но и на улучшение социальных условий жизни людей, на сохранение и развитие духовных и культурных ценностей.
- Для создания такого прекрасного сооружения были привлечены лучшие творческие силы - мастера, архитекторы, художники... Несомненно, что этот храм стал украшением Свободного, его достопримечательностью. От всего сердца благодарю коллектив, который участвовал в создании этого храма. От имени нашей компании и от себя лично хочу преподнести в дар храму икону Казанской Божьей Матери. Это работа петербургского мастера Владимира Михайлова, которая посвящена Казанскому кафедральному собору - одному из крупнейших храмов Санкт-Петербурга. Он построен на Невском проспекте в 1801-1811 годах архитектором Андреем Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской.
После Отечественной войны 1812 года собор приобрёл значение памятника русской воинской славы. В 1813 году там был похоронен полководец Михаил Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи, - рассказал Юрий Владимирович и передал святыню настоятелю нового храма отцу Валерию.
Архиепископ Лукиан продолжил официальную часть вручением наград тем, кто отличился в ходе строительства храма страстотерпца цесаревича Алексия.
За особые заслуги перед Русской Православной Церковью Орденом Святого благоверного князя Даниила Московского II степени был награждён Вячеслав Александрович Тюрин, генеральный директор ООО «Газпром инвест». Орденом Святого благоверного князя Даниила Московского III степени были награждены Илья Николаевич Козлов, директор Благотворительного фонда содействия строительству культовых сооружений Русской Православной Церкви в городе Свободном; Дмитрий Владимирович Конов, председатель Правления ПАО «Сибур Холдинг»; Антон Алексеевич Устинов, председатель Правления АО «СОГАЗ»; Олег Станиславович Купцов, директор ООО «Пермтранссервис».
Также медалями Албазинской иконы Божией Матери «Слово плоть бысть» первой степени были награждены Алексей Борисович Сергеев, заместитель директора по капитальному строительству Астраханского филиала ООО «Газпром инвест» и Дмитрий Борисович Ермаков, начальник отдела строительного контроля и геотеxнического мониторинга Амурского филиала ООО «Газпромтранс».
В свою очередь владыка преподнёс в дар свободненскому храму особенный символический подарок - старинный образ Фёдоровской иконы Божьей Матери, которая является покровительницей царственных мучеников.
- Это точная копия Фёдоровской иконы, которую я хранил много лет, и я всегда верил, что этот образ займёт где-то своё место, - с такими словами архиепископ передал святыню отцу Валерию. - Надеюсь, вспомните и меня в своих молитвах перед этим образом...
На прощание архиепископ Благовещенский и Тындинский Лукиан поделился со свободненцами хорошей новостью: нового настоятеля храма отца Валерия вскоре тоже ожидает достойная награда.
- Вы её получите к празднику Святой Пасхи, - обратился владыка к отцу Валерию.
Этот день был очень волнительным для всех горожан и гостей торжества, но ещё больше переживаний он вызвал у самого настоятеля храма. Отец Валерий тоже не смог сдержать слёзы счастья и восторга, обращаясь к своей пастве.
- С праздником! - поздравил всех батюшка.
- Аминь! Будьте Богом хранимы и чисты душой! - завершил встречу владыка
«Умный дом» с колоколами
Город Свободный был основан при строительстве Амурской железной дороги в день рождения цесаревича Алексея в 1912 году. В этом году нашему городу, который до июня 1917 года носил имя Алексеевск, исполняется 110 лет.
Решение о строительстве храма в честь небесного покровителя города, мученика цесаревича Алексия, сына последнего императора России Николая II, было принято ещё в 2013 году. Местом для стройки выбрали земельный участок в районе перекрёстка улиц Ленина и Репина, рядом с мемориалом Славы.
В 2016 году за проект храма в Свободном взялся Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге при финансовой поддержке ПАО «Газпром».
Свободненский храм построен в соответствии с традициями северного зодчества допетровской Руси. К четверику примыкают асимметрично расположенные объёмы алтаря, балкона, звонницы и галерей. Плоскости фасадов украшены открытой кладкой и росписью. Из-за повышенной сейсмичности региона фундамент у храма усиленный, для сооружения подземной части здания использовано вдвое больше бетона и вчетверо - арматуры. Толщина стен здания церкви доходит до 1,5-2 м.
В ходе строительства было принято решение дополнительно отремонтировать фасады старой Часовни в честь цесаревича Алексия и произвести благоустройство её территории, примыкающей к территории храмового комплекса, чтобы ликвидировать диссонанс и привнести единство стиля этих смежных комплексов.
Летом 2019 года на звоннице установили первый малый купол весом 500 кг, выполненный из меди, покрытой 24-каратным сусальным золотом. Осенью была смонтирована часть звонницы с шестью самыми большими колоколами, и над храмом впервые зазвучал колокольный звон. Всего в храме двенадцать колоколов общим весом 4,2 тонны. Комплект звонницы включает в себя тринадцать колоколов, отлитых на основе старинных русских профилей. Двухтонный колокол «Благовест» и его младшие «братья» были привезены из Москвы. В ручном режиме ими может управлять только специально обученный человек - звонарь. Три больших колокола изготовлены из специального медного сплава, состав которого веками передаётся поколениям православных.
Малые же колокола были вылиты из более современного и усовершенствованного технологиями металла. C благословения настоятеля прихода PΠЦ в г. Свободном отца Baлepия для управления колоколами для повседневных служб была установлена система интеллектуального управления - так называемый «электронный звонарь». B его память включены несколько десятков мелодий, соответствующих церковному Уставу. Но при этом оставлена возможность и ручного исполнения, что позволит звонарю создавать и исполнять собственные мелодии, радуя звоном и прихожан храма и всех горожан.
Храм оснащён современным автоматическим оборудованием с видеонаблюдением. Из вентиляционной камеры с помощью автоматики можно контролировать притоки тёплого воздуха. То есть, нажав на кнопку, можно создать необходимую температуру в том или ином помещении. Всё это напоминает «умный дом».
Храм рассчитан на одновременное присутствие до 500 прихожан. Кроме того, в нём предусмотрены учебные классы для младшей и средней возрастных групп учащихся воскресной школы и музыкальный класс для церковного хора. В ходе строительства произведено благоустройство территории храмового комплекса.
Живописное убранство
Мы не раз писали об артели художников, которые работали в нашем городе, но всё же особый интерес у свободненцев и гостей города вызвала именно роспись стен храма. Многие во время открытия фотографировали росписи и могли разглядеть тончайшие оттенки цвета на ликах и одеждах святых и удивительные орнаменты храма.
На самом деле, концепция живописного убранства храма цесаревича Алексия ориентирована на стилистику росписей православных храмов середины XIX - начала XX вв. Разработанный Фондом содействия строительству культурных сооружений Русской Православной Церкви проект росписи интерьеров храма предполагает обращение к формам «русского модерна».
Павел Сорокин представлял группу художников, которая занималась разработкой концепции живописи для свободненского храма. Как он рассказал журналистам в коротком интервью, проект разрабатывался в Санкт-Петербурге.
- Изначально перед нами стояла задача сделать храм в традициях древнерусской живописи XIX - XX веков в стиле русского модерна, скажем так. В тоже время храм должен был стать уникальным и современным. Главной особенностью храма являются десять композиций на тему жития цесаревича Алексея, которые мы расположили в центральном объёме храма - такого нет ни в одном храме. Композиции написаны в традициях русской стилистической школы живописи и нигде не повторяются. Основой в картины легли исторические фотографии и документы. Также мы изучили все храмы того исторического периода - объекты тоже были в помощь, - поделился Павел Сорокин.
Как выяснилось, все эскизы прорабатывались вручную, отдельно рисовались и орнаменты, которые потом помещались уже в компьютерный проект. Всего над проектом работало семь человек, у которых ушло около года на столь ответственную тонкую работу.
- Плюс к этому нами были написаны четыре авторские картины на тему святых воинов-защитников земли русской. Они расположены на хорах. Аналогов им тоже нет - всё создавалось с нуля в традициях русской живописи. Конечно же, всё создавалось с благословения Русской Православной Церкви, - рассказал Павел Сорокин, который вместе со своей командой создавал проекты для Санкт-Петербурга, Астрахани, Ярославля, Нижнего Новгорода.
В росписи храма три яруса икон. Нижний ярус занимают иконы с ликами святых, второй ярус икон посвящён этапам жизни цесаревича и его родителям, а на третьем - расположились канонические иконы.
Для цветового и стилистического решения росписей аналогами послужили росписи В. Васнецова, М. Нестерова, Н. Кошелева, В. Котарбинского и других художников религиозно-национального направления в живописи на рубеже XIX-XX вв. Обращение к данной стилистике обусловлено стилистическим и архитектурным решением всего здания храма и его внутреннего убранства.
Художники, которые работали в свободненском храме, - в основном из Владимирской области, но среди них были питерские и московские иконописцы. Все живописцы имеют академическое образование - окончили когда-то институт Сурикова и академию имени Репина.
С художником-реставратором первой категории, искусствоведом, живописцем Александром Александровичем Дмитриевым, который собственно и руководил всей работой художников в храме, мы познакомились ещё в прошлом году - именно во время работы в храме. Конечно же, он тоже присутствовал на торжественном для всех мероприятии.
Наш знакомый родом из славного города Владимира. Александру Дмитриеву приходилось расписывать храмы во Владимирской, Нижегородской, Рязанской, Тульской и Ленинградской областях, Москве и Санкт-Петербурге, Твери, а если ближе к нам - то в Якутии и на Магадане.
- В Амурской области я работал впервые, хотя в ваш город приезжал несколько раз в позапрошлом и прошлом году, чтобы познакомиться с объектом, - рассказал Александр Александрович. - Максимально для росписи мы привлекали двадцать пять художников, живописцев и специалистов по альфрейной росписи. Работа проводилась в два этапа. Во Владимире в наших художественных мастерских мы писали медальоны и фигуры на холстах, которые позднее были смонтированы здесь, на месте. Параллельно с этим в храме была произведена разметка и расколировка. Потом холсты были доставлены сюда и смонтированы. В итоге ушло полтора года на нашу работу. Сложности возникали лишь тогда, когда приходилось ждать недостающих материалов из Москвы и Санкт-Петербурга. Например, мы работаем с красками производства Германии и Австрии - в Амурской области её попросту не купишь, - делился Александр Дмитриев.
Как отметил руководитель артели художников, задача перед ними стояла - показать красоту православия. В целом, всей творческой команде это удалось в полной мере: и образы, и картины, и убранство храма смотрятся очень гармонично.
Иконостас - доминанта интерьера. Его белый цвет символизирует свет Небес. Церковный зал храма акцентируется на иконостасе, подчёркивая его иерархию и символическое значение. Акцентированию светлого образа иконостаса способствует и церковная утварь: всё то, что ближе к человеческим рукам, выполнено в цвете тонированного дуба, в среднем тоне и спокойнее по рисунку.
Звучная по цвету живопись, насыщенные живописные отношения и гармонизированные контрасты росписи выявляют светлый иконостас (из выбеленного дуба), это служит достижению торжественности действа в интерьере храма.
Для столбов западной стены храма разработаны напольные киоты, которые представляют собой неотъемлемую часть живописного архитектурного решения западной стены четверика храма. Их силуэт, габариты и тональность выполняют несущую роль для насыщенного и информативного живописного решения архитектурной плоскости.
Осветительное оборудование выполнено из латуни и бронзы с применением серебрения и золочения. В качестве образца для решения вопроса освещения храма были использованы примеры византийских хоросов и паникадило VI–XI вв. храма св. Софии, св. Ирины, монастыря в Хора.
В самом комплексе размещения осветительных объектов заложена мысль мерцающего звёздного неба цвета серебра. Именно поэтому центральный хорос образует крестообразную звезду, тем самым отвечая на образ, заключённый в самом названии - «солнце».
Основной орнаментальный замысел виден только при нахождении непосредственно под самим объектом. Простота геометрического орнамента выбрана исходя из связи с орнаментикой русской домовой и культовой резьбы. В центральном хоросе помещаются символические изображения четырёх евангелистов в круглых медальонах и геометрический орнамент. В среднем и малом хоросах это орнамент с вписанными в него христианскими символами - крест, павлин, виноградная лоза.
Чтобы сделать акцент на времени, в котором жил цесаревич Алексий, внутренний облик храма представлен в стиле русского модерна рубежа XIX-XX веков.
Богатое наполнение декором и орнаментами выполнено в цветовой гамме XIX века. Живопись выполнялась по классическому академическому подходу, то есть сначала выполнялся рисунок углём, который покрывался имприматурой, и затем художники писали образы и композиции в многослойной манере. Общий колорит убранства решён в гармоничных сочетаниях близких и контрастных цветов для передачи идеи соборности и красоты православия.
- Когда уже все леса после совместных работ были разобраны в храме, то мы увидели, что всё то, что мы планировали и проектировали, подтвердилось: в уме, в душе, в сердце - всё совпало. Чувство радости вместе со свободненцами переполняет и нас, - признался на прощание художник, который поздравил наш город с важным событием.
Наталья ЕРОШЕВИЧ.
Фото Анны Прудниковой.
Замечательный Храм. Слава Богу за всё.
Слава Богу, какая красота!
Господи, Иисусе Христе, помилуй нас!
Пресвятая Богородица, спаси нас!
Святой страстотерпец царевич Алексий, моли Бога о нас!
Сплетясь с текущим режимом, церковь себя дискредитировала.
Мне кажется после храма ни кому и ни чего показывать не надо, ни с телефона ни с головы, ибо это храм, либо забегаловка
вот клоуны! все нализаться не могут, пиар так и прет со всех щелей