В сентябре в рамках «Амурской осени» на сцене Дворца культуры в Свободном была представлена пьеса «Особенности национальной женитьбы».
Классика бессмертна тем, что проблемы, затрагиваемые в произведениях, не устаревают. Вот и фантазию по мотивам пьесы А.Н. Островского «Волки и овцы» назвали «Особенности национальной женитьбы» - наверняка под впечатлением известной комедии девяностых. Там перемежаются кадры охоты девятнадцатого века с гротескной и смешной современностью. И в сегодняшней пьесе сквозь роскошные декорации и кринолины чопорных дам видны реалии нашего времени - сильные (волки) едят слабых (овец). Интересный приём режиссёра - экран синематографа, на котором зритель время от времени видит «хронику дня» провинциального городка середины позапрошлого века. Хоть и не было тогда синематографа, но треск и «волшебный луч» делают своё дело. Мы - в далёком прошлом!
Занавес, роскошная обстановка особняка «помещицы большого, но расстроенного имения, особы, имеющей большую силу в губернии» - светской львицы Меропы Давыдовны Мурзавецкой, избранной председателем общественной палаты (Эвелина Блёданс). Её гость - Михаил Борисович Лыняев, почётный мировой судья (Артём Алексеев), убеждённый холостяк. А проблема в том, что в округе завёлся какой-то сутяга: что ни съезд, то кляузы, подлоги...
Скучная жизнь провинции. И - бесконечные дамские сплетни о ближних, зависть, интриги. Вместе с дворецким Павлином Савельевичем (Александр Пашутин) Мурзавецкая затевает опасное дело - «развести на бабки» богатую молодую вдову Евлампию Купавину (Елена Катышева). Дело за малым - подделать вексель. И на такой «подвиг» находится местный талант. Как говорится, дело почти что на мази! А пока у Купавиной гостит бедная родственница Мурзавецкой - Глафира (Юлия Галкина), которая к концу пьесы из смиренной монашки превращается в «рафинированную мадаму» и соблазняет выгодного жениха - Лыняева!
О характерах персонажей говорят их фамилии (браво гениальному Островскому! Достаточно заменить некоторые буквы). Постановка захватывает, мимика и фразы актёров, порой взятые из современного лексикона, заставляют зрителей хохотать, вспоминая события тех же девяностых: приватизация, взяточничество, финансовые пирамиды, рейдерские захваты и мечты о «светском обществе». Так и здесь: покойный муж Купавиной перед смертью скупил окрестные леса, а теперь через них должна пройти железная дорога. Чем не лакомый кусок? И об этом знает Василий Беркутов, сосед-помещик, «представительный мужчина средних лет, с лысиной, но очень живой и ловкий» (Пётр Белышков)... Он-то знает, кто кляузник и сутяга! Короче говоря, на всякого хитреца всегда найдётся кто-то ещё хитрее.
Финал предсказуем. Заговор раскрыт, Мурзавецкая и её дворецкий Павлин Савельевич рады и тому, что кое-что заработали на этом деле и не угодили в Сибирь, а остальные герои осуществили выгодный мезальянс: Глафира выходит замуж за растерянного Лыняева, а Купавина - за радостного Беркутова, который уже подсчитывает барыши от ещё не проданного леса. Все довольны, и никому не стыдно. Реалии времени. И прошлого, и настоящего, в котором хитрые девицы женят на себе богатых и рогатых «папиков». Как говорится, хеппи-энд, вот только любимую собачку... волки съели.
Аплодисменты, выход столичных актёров на поклон, фото на память. Видно, что все устали и очень спешат, но удаётся пробиться к режиссёру - Петру Белышкову.
- Эту пьесу мы с продюсером Дарьей Гончаровой ставили целиком в городе Новокузнецке, - поделился режиссёр и актёр, - она длится почти четыре часа! У Островского очень много действующих лиц, и поэтому мы, не имея возможности привезти такое количество актёров, немного её сократили и взяли одну любовную линию... Вместо почти двух десятков персонажей - шесть человек, три пары. Такие вот «особенности национальной женитьбы»!
Думаю, всё у нас получилось. А свободненским зрителям - спасибо за гостеприимство и за аплодисменты!
Олег ПОГОДАЕВ.
Фото Анны Прудниковой.