В Москве 15 декабря состоялся IV Железнодорожный съезд. Это масштабный и представительный форум, инициатором которого выступило ОАО «Российские железные дороги». Темами для обсуждения в этом году стали «Железные дороги России - будущему страны» и «Железные дороги России - людям дела».
В работе съезда приняли участие около 2000 железнодорожников со всех полигонов железных дорог России, а также представители органов власти, бизнеса, профсоюзных и ветеранских организаций.
Делегацию Забайкальской магистрали возглавил начальник Забайкальской железной дороги Владимир Антонец. В её состав вошли более 70 человек из числа руководителей подразделений, коллективы которых демонстрируют высокие производственные результаты. Также магистраль представляли передовики, имеющие государственные, ведомственные и корпоративные награды, ветераны и молодые специалисты.
ЗабЖД - самая грузонапряжённая в России
Работу съезда освещали около 200 журналистов из всех регионов России, в том числе журналист газеты «Зейские огни».
Накануне масштабного мероприятия, 14 декабря, в центральном офисе «Российских железных дорог» прошёл брифинг для представителей российских СМИ, где заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Иван Колесников предоставил отчёт о проделанной за 2023 год работе. Также были озвучены пути стратегического планирования в направлении пассажирских перевозок, в том числе и для Приамурья.
Как рассказал Иван Колесников, за последний год во многих регионах страны на 10 % вырос пассажиропоток, люди начинают возвращаться к привычной, доковидной жизни, увеличивается количество путешествующих по России граждан, а также командированных. Это может быть связно также и с тем, что в некоторых регионах до сих пор существуют проблемы с авиационным транспортом, аэропорты временно не работают, добраться до таких регионов можно только поездом.
- Транспортная мобильность городов стала абсолютно другой, - подчеркнул Иван Колесников. - В 2023 году максимальный прирост отправления пассажиров по регионам дальнего следования и пригородного сообщения увеличился на 20 %.
Помимо обновления пассажирской инфраструктуры большая работа проводится по обновлению и подвижного состава. Так, с 2017 года было поставлено на сеть более 6 тысяч единиц новых вагонов, приобретено огромное количество электропоездов. Сегодня современный подвижной состав курсирует на территории 49 регионов Российской Федерации.
Отдельно был затронут вопрос цифровых технологий. Иван Колесников отметил, что в 2017 году количество проданных билетов составляло порядка 40 %, тогда пассажиры предпочитали покупку билетов через официальные железнодорожные кассы. Сейчас три из четырёх билетов, а это более 78 % билетов, покупают онлайн, при этом более трети продажи билетов приходится на мобильные приложения. Цифровые сервисы продолжают развиваться, в том числе в регионах.
В ходе брифинга с журналистами заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Иван Колесников также рассказал, что ОАО «РЖД» предлагает россиянам больше 15 туристических маршрутов как с проездом по железной дороге, так и комплексным туристическим обслуживанием. Так, россияне могут отправиться в гости к Дедушке Морозу, прокатиться по Золотому кольцу и Серебряному маршруту, выстрелить из Лыжной стрелы, увидеть Зимнюю сказку, отправиться на Байкал и в Карелию, позагорать на южных курортах, посмотреть на Величие севера.
- В 2019 году у нас был всего один туристический поезд, он шёл по одному маршруту, а в текущем году по нашим турмаршрутам курсируют 53 поезда дальнего следования и больше 20 поездов пригородного сообщения. Суммарно туристические поездки в поездах выбирают свыше одного миллиона человек в год, - поделился Иван Николаевич.
Таким сервисом пользуются 45 российских субъектов, а в планах - развитие турмаршрутов и в других регионах.
Говорили на брифинге и о флагманских проектах - это проекты «Поезд Деда Мороза», «Страна открытий», «Большая перемена», «Своих не бросаем».
- Эти проекты становятся всё более узнаваемыми с каждым годом, поэтому они и далее будут продолжены с большей интенсивностью, - заверил Иван Колесников.
Брифинг продолжился вопросами со стороны представителей СМИ. Говорили о новых вагонах с технологической начинкой, пригородных поездах, строительстве новых железнодорожных путей и вокзалов и другой инфраструктуры, ремонте вокзалов и пассажирских платформ, дополнительных направлениях, биометрии, электронных билетах. Журналистов также интересовало и создание новых туристических маршрутов, а также развитие международных отношений.
В ходе подробных ответов прозвучала информация о том, что ежегодно обеспечивается прирост парка вагонов и поездов для того, чтобы удовлетворить спрос пассажиров. Ежегодно приобретаются до 150 вагонов в двухэтажном исполнении. Инновационный подвижной состав позволяет увеличить вместимость пассажиров и повысить комфортность поездки.
- У нас запускается программа капитально-восстановительного ремонта: мы не просто продлеваем срок службы вагонов, но и модернизируем их, - отметил спикер.
В 2023 году на Забайкальской железной дороге велись работы по разработке проектов ремонтов, строительству новых платформ и пешеходных мостов. Активное обновление подвижного состава пригородных поездов производится на магистрали с 2019 года. 141 новый вагон появился в парке пассажирских поездов дальнего следования. Комфорту пассажиров уделяется особое внимание. В тестовом режиме новые СВ-вагоны были запущены на Дальнем Востоке. Сегодня оценить их можно не только по маршруту следования Хабаровск - Владивосток, но и на выставке.
- На сегодняшний день Забайкальская железная дорога является самой грузонапряжённой сетью в России. Она приковывает к себе соответствующее внимание, в том числе с точки зрения работы в приграничном направлении. При этом и особое внимание - пассажирским перевозкам, - отметил Иван Колесников.
Выставка «Россия»: невероятные технологии РЖД
Корреспонденты российских СМИ также с удовольствием посетили павильон компании на международной выставке «Россия» на ВДНХ, который не оставляет равнодушным никого. Экспозиция «Российские железные дороги» традиционно собирает много посетителей. Это интересные интерактивные площадки, модернизация, технологии, развитие и достижения. Каждый здесь может попробовать себя, например, в роли машиниста и даже найти работу.
На больших экранах здесь можно посмотреть имиджевые видеоролики о ключевых направлениях деятельности компании и узнать об открытии первой железной дороги общего пользования от Санкт-Петербурга до Царского села.
- Сегодня в России действует 16 железных дорог. Длина железнодорожных путей в нашей стране составляет 85,6 тысячи километров. Это как две с небольшим длины экватора! Более того, представьте себе, что на протяжении всего экватора стоят мачты, по которым проложены провода для питания электровозов - именно столько, 43,8 тысячи километров, наших железных дорог электрифицировано, - рассказывали экскурсоводы.
Амурчанам особенно было интересно посетить зону «Восточный полигон. БАМ 2.0». Эта часть экспозиции посвящена двум самым масштабным и амбициозным проектам по строительству железной дороги в нашей стране, а то и в мире - это Транссибирская и Байкало-Амурская железнодорожные магистрали. У тач-панелей журналисты могли узнать о богатстве регионов, в том числе и Приамурья, по которым они проходят. На цифровой платформе «Восточный полигон. БАМ 2.0» можно ближе познакомиться с историей создания БАМа и Транссиба, техникой, которая использовалась при строительстве, и узнать много нового о героях и основных объектах стройки.
БАМ и Транссиб сфокусированы на грузовых перевозках и являются основными логистическими маршрутами, соединяющими Европу и Россию со странами Азии. Короткие поясняющие видео рассказывают о масштабе реализуемых проектов.
В точке у пульта игры «Сортировочная горка» каждый может почувствовать себя настоящим железнодорожником, ощутив всю ответственность за грузы, которые каждую минуту едут по нашей стране по железным дорогам.
А возле стенда с планшетами и наушниками можно послушать музыку времён строительства Байкало-Амурской магистрали, вдохновлявшую несколько поколений покорителей тайги.
другой зоне «Поезд Деда Мороза, железнодорожный туризм» можно увидеть макет вагона необычного поезда, который с 2020 года раз в год колесит по стране, привозя в каждый город настоящий праздник. Журналисты увидели, как поезд всероссийского новогоднего волшебника выглядит изнутри. Всего в нём 19 вагонов. Среди них и вагон-приёмная Деда Мороза. В этом поезде ещё есть вагон-сказочная деревня, вагон-лавка и множество других. Здесь можно было отправить открытку или письмо Дедушке Морозу с желанием. Все письма из этого волшебного ящика были переданы Деду Морозу прямо в поезд.
На выставке в павильоне «РЖД» можно совершить настоящее железнодорожное путешествие в туристическом поезде и увидеть макет вагона СВ. Такие вагоны только-только начали появляться в парке «Российских железных дорог». Их основное преимущество: наличие раковины в каждом купе - она спрятана под столиком, а также широкие нижние и верхние полки - 90 см. При этом напротив нижней полки есть кресло, а дверь между двумя купе можно открыть и ехать одной весёлой компанией. Ваши гаджеты не останутся без заряда - везде имеются удобные гнёзда для подзарядки.
Увидели журналисты и макет нового состава «Ласточка 2.0». Этот поезд пока проходит сертификацию, но уже в следующем году начнёт работать на сети российских железных дорог.
Путин дал старт открытию Керакского тоннеля
Ключевой темой IV Железнодорожного съезда, который прошёл в Москве 15 декабря, стало развитие железных дорог в контексте обеспечения социально-экономических интересов России. Здесь присутствовали руководители федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ, промышленных предприятий, транспортных компаний, профессиональных ассоциаций и научно-исследовательских организаций, а также профсоюзных, ветеранских и других общественных организаций. В форуме принял участие президент РФ Владимир Путин.
На съезде обсуждались стратегические направления модернизации и развития железнодорожной инфраструктуры, меры повышения эффективности и качества железнодорожных перевозок, внедрения инновационных технологий, расширения спектра услуг, усиления кадрового потенциала.
Вступительное слово президента получилось внушительным.
- Наша железнодорожная сеть занимает первое место в мире по интенсивности использования, обеспечивает 87 % грузооборота страны и примерно треть пассажиропотока. Железными дорогами России пользуются свыше миллиарда пассажиров в год. Такие впечатляющие цифры, - рассказал Владимир Путин.
Впереди, как подчеркнул глава государства, огромная работа. Причём где-то её предстоит сделать с нуля: открыть тысячи километров новых путей, мостов, а значит создать десятки тысяч рабочих мест.
- Так, в европейской части России мы развиваем международный коридор «Север - Юг». Он свяжет с портами на побережье Персидского залива и Индийского океана российские порты в Балтике, а также Мурманский транспортный узел, один из наших важнейших опорных хабов в Арктике, мощность которого мы обязательно также будем наращивать. На всём маршруте (от Мурманска до иранского Бендар-Аббаса) будет обеспечен, как говорят специалисты, бесшовный железнодорожный путь, - уточнил глава государства.
Один из важных узлов этого коридора практически достроен в суровых условиях Севера. Железнодорожная линия Выходной - Лавна как раз была запущена в режиме телемоста в рамках съезда.
В рамках съезда состоялось торжественное открытие одного из крупнейших инфраструктурных объектов Восточного полигона ОАО «РЖД» - двухпутного электрифицированного Керакского тоннеля. Это самое протяжённое сооружение среди аналогичных на Забайкальской железной дороге. По своим техническим характеристикам оно уникально не только для Дальнего Востока, но и для всей страны.
Тоннель расположен на перегоне Ульручьи - Ковали Свободненского территориального управления Забайкальской железной дороги (Сковородинский район Амурской области). Его длина составляет 927 метров. Стоимость строительства объекта составила 14 698,765 млн рублей.
Создание тоннеля велось с мая 2020 года взамен действующей негабаритной конструкции и завершилось на 9 месяцев раньше срока. Работы шли в сложных условиях: проходка осуществлялась сквозь крепкие горные породы и сразу 2 геологических разлома. Ежедневно на объекте трудились 550 человек, было задействовано свыше 100 единиц спецтехники. Об этом в режиме телемоста доложил президенту губернатор Амурской области Василий Орлов.
В рамках строительства было уложено почти 2 тысячи метров пути и 116 км сетей связи, выработано около 1 млн кубометров выемки, смонтировано более 10 км контактной сети.
Пути в тоннеле смонтированы по технологии пониженной вибрации, при которой полушпалы, залитые в бетон, укладывают на тонкую прослойку полимерного материала. Это снижает вибрацию и динамическое воздействие на своды тоннеля во время его эксплуатации.
Новое сооружение позволит повысить скорость движения поездов и увеличить провозную способность участка Транссиба Бамовская - Белогорск со 120 млн до 131 млн тонн грузов в год, что позволит ОАО «РЖД» нарастить объёмы перевозок в направлении Дальнего Востока и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Строительство развернулось в 2021 году в 25 метрах от действующего сооружения. Буровзрывные работы по проходке тоннеля начались в 2021 году.
Кстати, в 25 метрах остался старый тоннель - ему больше 100 лет. Он останется в качестве технического.
По традиции разрешение на запуск такого стратегически важного объекта дал президент России Владимир Путин. Он также поблагодарил всех, кто принимал участие в строительстве сооружения.
- Переключиться с тоннеля 1911 года на современный тоннель, конечно, это много значит для нас вообще. А для сегодняшней ситуации в частности, с учётом роста значимости Восточного полигона. Спасибо большое всем - строителям, инженерам, всем, кто работал на этом сложном объекте. Здорово. Результат хороший. Вам спасибо большое, - сказал глава государства.
Журналисты тоже имели возможность наблюдать за историческим событием. В торжественном мероприятии приняли участие генеральный директор - председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров и председатель Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей Сергей Черногаев.
Несмотря на немалое количество проектов, Владимир Путин подчеркнул: впереди ещё более амбициозные планы. Глава государства особенно отметил, что наши железные дороги надёжно обеспечивают воинские перевозки и поставки на оборонные предприятия.
На съезде были подведены итоги достижения целей, которые были поставлены на предыдущем Железнодорожном съезде в 2017 году. В завершение мероприятия приняли резолюцию, определяющую приоритеты и задачи дальнейшего развития отрасли.
Отметим, что IV Железнодорожный съезд прошёл в год 20-летия ОАО «РЖД». Являясь ключевым системообразующим звеном всей железнодорожной отрасли страны, «Российские железные дороги» по-прежнему уверенно занимают лидирующие позиции по ключевым показателям среди железных дорог мира: первое место по грузонапряжённости, второе - по грузообороту.
Привет от свободненцев
После завершения съезда амурские журналисты имели возможность пообщаться с начальником Забайкальской железной дороги.
- Открытие таких грандиозных сооружений всегда значимо, и Керакский тоннель - это не только дополнительные пропускные способности, это ещё и инновации. Это то, что сегодня даёт возможности самим себе доказать, что мы способны реализовывать современные проекты, которые отвечают всем передовым технологиям. И это гордость, что мы со строителями смогли воплотить такой проект, - отметил Владимир Антонец.
Конечно же, при встрече с Геннадием Матвеевичем Фадеевым, чьё имя носит Свободненская детская железная дорога, журналисты «Зейских огней» передали привет от юных свободненских железнодорожников. В кратком интервью мы поинтересовались, есть ли необходимость внедрять опыт ДЖД и в других регионах.
- В той или иной мере такой опыт имеется в других регионах, наши дети не обижены этим. Если мы хотим иметь хорошие кадры, то должны их воспитывать своим примером - тогда ребёнок будет понимать, что такое железные дороги. На самом деле, если ребёнок пришёл на детскую железную дорогу, это не значит, что мы должны получить из него машиниста. Но если при этом у него есть желание смотреть в сторону железных дорог, тогда мы и должны помочь ему развиваться. Детская железная дорога в Свободном - это целая история! Ведь во время войны по ней перевозили ценные грузы, - ответил Геннадий Матвеевич, который также отметил, что сегодня перед отраслью стоят очень ответственные задачи, ведь правительство напрямую увязывает успех железных дорог и увеличение провозных способностей с развитием страны.
Напомним, что первый глава ОАО «РЖД» Геннадий Фадеев возглавил компанию 20 лет назад, в сентябре 2003 года, когда она была преобразована из министерства путей сообщения. До этого Фадеев занимал пост главы этого ведомства. Он также выступал спикером на съезде.
Наталья ЕРОШЕВИЧ.
Фото автора, Департамента корпоративных коммуникаций ОАО «РЖД» и Валерия Бекишева.
«В 2023 году максимальный прирост отправления пассажиров по регионам дальнего следования и пригородного сообщения увеличился на 20 %.»
— какой прирост отправления пассажиров пригородными поездами в Свободном?
Отрицательный прирост — тоже прирост.