В конце августа в краеведческом музее состоялось первое в учебном году методическое заседание, на котором учителя истории и обществознания могли поделиться мнениями о педагогических технологиях в современном образовательном процессе.
Открыла заседание руководитель городского методического объединения учителей истории и обществознания Ольга Владимировна Донцова, поздравив коллег с наступившим учебным годом, а именинникам на мультимедийном экране был представлен шуточный цветочный гороскоп. Затем учителя представили презентации о результатах единой государственной аттестации, провели анализ этих результатов в связи с планами на следующий учебный год. О ходе заседания мы попросили рассказать Ольгу Владимировну Донцову:
- Мы как педагоги обсуждали все проблемы образовательного процесса, решали, какие нужно предпринять действия, чтобы их разрешить. Что касается итогов - средний балл и по истории, и по обществознанию у нас, к сожалению, снизился. Причин несколько. Повышение уровня сложности учебных заданий, содержания. В наше время принцип обучения был более доступен и понятен, изучение истории было научным и хронологическим. А сейчас действует концентрический принцип обучения, и усвоение учебной информации стало более сложным. Учебно-методические комплексы зачастую не соответствуют содержанию вопросов и учебных заданий. То, что имеется в учебной программе, не всегда соответствует итоговой аттестации. И наоборот - то, чего нет в учебной программе, есть в содержании экзаменационных работ.
Хочется отметить блестящую презентацию Пузиковой Ольги Валерьевны. Опытный учитель, известный педагог школы №1. Её выступление было посвящено именно инновационным технологиям в современном образовательном пространстве. Сейчас в основной школе с пятого по девятый классы вводятся обязательные для всех новые образовательные стандарты. Если раньше ученики только воспринимали информацию в готовом виде, то сейчас учитель должен предоставить им не знания в готовом виде, а обозначить проблемы и предложить получить знания самостоятельно. Вот в чём сущность новых образовательных стандартов. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся. Мы - не авторы учебных программ, мы - лишь исполнители. У нас до сих пор нет единого учебника ни по истории, ни по обществознанию. Поэтому подобные методические заседания крайне необходимы для объединения усилий педагогов по внедрению инноваций в учебный процесс и обсуждения наболевших проблем.
Думаю, что очень многие согласны с мнением Ольги Владимировны и её коллег. Конечно, не может не тревожить то, что средний балл по истории снизился. Хотелось бы задать вопрос министру образования: почему, например, иностранные языки начинают изучать со второго класса, а историю - с пятого? (В наше время был интереснейший учебник истории СССР за 4 класс - начиная от славянских племён до ХХ века!). И астрономия была вытеснена из учебного процесса - благодаря кому, остаётся только догадываться. Многие начинают поговаривать, что скоро школа исчезнет как таковая: экзамены можно будет сдавать через интернет. Допрыгались с реформами…
И ещё один немаловажный вопрос: если учебная неделя станет шестидневкой, не стоит ли подумать о том, чтобы школу вновь сделать десятилеткой? Многие до сих пор не понимают, для чего нужен был «скачок» через класс в 1989 году. Зачем ребятам терять лишний год?
Фото предоставлено краеведческим музеем.
«концентрический принцип обучения». Мда. Эти московские горе-наноноваторы скоро договорятся до «контрацептического принципа обучения», а то и того хуже — «концентрационного принципа обучения»