16 декабря в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования для детей «Станция юных туристов» состоялся кустовой семинар руководителей школьных музеев г. Свободного и Свободненского района. Основной темой семинара стала роль школьного музея в организации учебно-воспитательной работы с учащимися.
Термин «Школьный музей» не нов: все мы хорошо помним школьные «красные уголки», «комнаты боевой славы» и небольшие, созданные стихийно школьные музеи – с немногочисленными экспонатами и стендами. Экспозиции посвящались истории школы, родного края, тем или иным событиям и т.д. В основном возникали такие музеи стараниями энтузиастов – преподавателей, проводивших огромную работу в изучении истории учебных заведений, выдающихся людей – выпускников свободненских школ.
Обычно ни о какой регистрации не было речи – всё проводилось, как говорится, «на общественных началах», и в большинстве своём такие школьные музеи не имели официального статуса, ни о каких правилах учёта речи не велось, как и об основах музееведения. Ребята собирали предметы исторического значения, сотрудничали с краеведческим музеем, в «комнатах боевой славы» проводились мероприятия, были и победы на конкурсах, и грамоты, но в девяностых, когда всё круто изменилось, школьным музеям пришлось нелегко. Сменялось руководство, уходили, не выдержав давления (и просто на пенсию), учителя - основатели музеев, помещения требовались для других нужд, и большинство экспонатов растаскивалось по домам или оказывалось на свалке (как, например, произошло однажды со знаменитыми коллекциями археолога и палеонтолога Баранова), и даже школьные музеи с крупными собраниями экспонатов переживали не лучшие времена. Встал вопрос: а нужны ли вообще школьные музеи?
Победил здравый смысл. В настоящее время движению организации школьных музеев министерством образования России вновь дана зелёная улица, и по стране идут семинары, на которых проводится практикум по основам музееведения, проблемам организации музейного движения школьников, конференции, конкурсы. Свободненский семинар начался с показа фильма о Станции юных туристов, а открыла его главный специалист управления образования администрации С.А. Чернякова приветствием к участникам – учителям Свободного и Свободненского района.
Методист МОУ ДОД «СЮТур» Г.П. Натыкан рассказала об организации школьных музеев Свободного, формировании фондов, народоведении: проведении народных праздников, обрядов, конкурсов. В городе открыты курсы «Юный экскурсовод»; помимо музеев в школах №№ 4, 11, 192 и других созданы музеи в школах №8 и №2. Методист школьных музеев УМР ГАОУ ДОД (Амурский областной дворец творчества детей и молодёжи) О.Л. Олейникова посвятила доклад основным проблемам организации музейного движения школьников, выявлению и сбору предметов музейного значения и музейной коллекции как средству обучения. Особое внимание уделялось правильному учёту предметов, ведению инвентарных книг и научному описанию экспонатов основного и научно-вспомогательного фондов, научной организации совокупности музейных предметов, экспедициям (!), а главное – порядку выдачи свидетельств, заявкам в Федеральный центр, актам обследования и т.д.
По окончании лекции гостям было предложено пройти в музей гимназии № 9, расположенный в этом же здании. Руководителем школьного музея О.С. Абрамовой и юными экскурсоводами была проведена интереснейшая экскурсия, на которой присутствующие ознакомились с историей школы № 9, узнали много нового о тех, кем по праву гордится школа – Героях Советского Союза, воинах-интернационалистах, известных людях города, знаменитых выпускниках. Одним из последних экспонатов стала переданная музею отцом героя полевая форма подполковника Ивана Владимировича Маслова, недавно погибшего в бою под Хасавюртом, – он тоже был её выпускником…
После обеденного перерыва методист школьных музеев О.Л. Олейникова продолжила доклад о формировании музейных фондов в процессе экспедиций и походов, рассказала об использовании календаря знаменательных и памятных дат в патриотическом воспитании школьников средствами школьного музея. Была затронута проблема выставок, их проектирования, а затем состоялся круглый стол, на котором педагоги познакомились, обменялись опытом, подвели итоги работы. Напоследок гостям был подарен первый номер газеты музея гимназии № 9 «Школьная биография».
Хочется верить, что возрождение школьных музеев – не очередная пиар-акция, и руководителям образовательных учреждений не придётся спустя много лет в связи со сменой курса или руководства спасать музейные коллекции и искать помещения и спонсоров, обивать пороги чиновничьих кабинетов. Школьные музеи нужны. Годы идут, и уходят те, кто может многое рассказать об истории свободненских школ. Ведь не удалось же установить, кто был первым директором школы №189, и деревянную наклонную парту наш краеведческий музей так и не нашёл. Может быть, сейчас, когда состоялось такое близкое знакомство энтузиастов, благодаря сотрудничеству будет найдено много новых исторических документов, предметов, и следующее поколение не превратится в иванов, не помнящих родства.
Фото Владимира Межова.