Завтра, 24 апреля, состоится официальное закрытие выставки «Место встречи с искусством», которая 20 дней работала в ДК им. С. Лазо. Как мы уже сообщали, выставку организовал музейно-выставочный центр «РОСИЗО» при поддержке Министерства культуры РФ, Министерства образования РФ, Русского музея и администрации города Свободного.
Перед началом проекта было проведено исследование, в ходе которого стало известно, что жители маленьких городов после работы 95% свободного времени проводят возле телевизоров. А причина тому - некуда сходить. Кстати, деревенские жители многое выигрывают у горожан, они имеют возможность после работы находиться больше на свежем воздухе, а также у них больше возможностей пообщаться друг с другом.
Все 20 дней работы уникальной выставки сюда стремились горожане и гости города всех возрастов. Основа выставки - передвижной фонд репродукций из Третьяковской галереи, Русского музея и Центрального музея вооруженных сил России. Большая часть репродукций выполнена в натуральную величину. Некоторые работы пропорционально уменьшены, но их размер отличается от оригинала не более, чем на пять процентов.
Полотна создавались с помощью новейшей технологии трёхмерной печати. В объёме воссозданы даже мазки краски. Координатор выставки на Дальнем Востоке Эва Рухина, которая в настоящее время находится в Москве, рассказала нашим журналистам интересные подробности рождения картин.
Репродукции создавались в Санкт-Петербурге. На настоящий грунтованный холст полимерными красками наносилось изображение с помощью уникальной технологии. Но сначала в Москве, на выставке «Романтический реализм», которая проходила в Манеже, все работы отснимались по особой технологии. Для того, чтобы максимально точно воспроизвести оригинал, было сделано около 40 снимков каждой детали картины. Производство в общей сложности заняло несколько месяцев.
- Мы старались добиться того, чтобы картины были практически неотличимы от оригиналов. В том числе и в размерах. Некоторые всё же уменьшены - «Александр Невский», «Ворошилов на прогулке» и «Ленин в Смольном». Настоящие размеры попросту не вместились бы в предлагаемые залы. К сожалению, даже это не спасло - в некоторых небольших городах подходящих залов всё же не нашлось.
Модуль для картин создавался командой московских архитекторов дистанционно. Павильоны в нём разные, но составляют единые коридоры. Экспозиции располагаются хронометражно. Однако все картины одновременно выставить не получается. Из двадцати семи свободненцы смогли любоваться только двадцатью пятью, а белогорцы увидят только двадцать.
- Когда задумывали проект, не предусмотрели, что будут предложены разные помещения. Ведь первая выставка прошла в московском «Манеже», площадь которого более 2,5 тысяч м2. Именно после выставки «Романтический реализм», министр культуры РФ Владимир Мединский предложил создать мoбильнyю выcтaвкy репродукций, которая станет основой образовательного проекта.
Мы уже рассказывали о том, что помощь в транспортировке картин оказывал партнёр проекта «Почта России». Но не всем известно, с какими трудностями при этом столкнулись почтовики. Например, прежде чем картины попали в Свободный, им пришлось проехать... мимо нашего города. Нaчaльник Cвoбoднeнcкoгo пoчтaмтa Aндpeй Ивчeнкo в день прибытия поезда с уникальным грузом отслеживал его передвижение буквально по минутам. И когда стало ясно, что из-за задержки в пути, состав придёт на станцию Свободный ночью и будет там стоять всего несколько минут, Андрей Николаевич принял решение перенести разгрузку в соседний Белогорск. Там узловая станция, на которой поезд стоит достаточно по времени, чтобы успеть получить груз. Туда же ночью были отправлены специальные автомобили «Почты России» и 10 грузчиков. Свою задачу свободненские почтовики выполнили. Картины были доставлены в город во время. Московские организаторы выставки были очень им за это благодарны.
- На самом деле это обычная рабочая ситуация, - заметил Андрей Николаевич и поделился своими впечатлениями от посещения выставки. - Восхитительный проект. В нашем городе такого художественного «взрыва» никогда ещё не было. Масштабы картин и их исполнение оставляют неизгладимые впечатления. Пусть это толика того, что можно увидеть в музеях центральной части страны, однако, это останется в душе и памяти на всю жизнь. Например, мою одну из любимых картин, где изображён легендарный полководец Александр Невский, можно было увидеть только в учебниках или интернете. А здесь он предстал могучим и во весь рост! «Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет» - легендарная фраза, сказанная когда-то именно им, в памяти у каждого из нас и характеризует дух русского народа. Огромное спасибо организаторам выставки, которые устроили нам «Место встречи с искусством». Особая честь для нас, что именно «Почта России» является логистическим партнёром проекта.
Кстати, «Почта России» высказала своё желание стать и на следующий год партнёром проекта, если таковой будет.
Несмотря на то, что каждая картина снабжена комментарием, без экскурсовода бывает трудно уловить её суть. Здесь в роли помощников выступают студенты третьего курса МПГУ москвичка Надежда Юхновская и Анастасия Слюсарёва из Ставрополя. Именно они учат определять в каждой картине количество изображённых планов. Обе девушки отмечают, что для них этот проект прекрасное и познавательное приключение. За неделю активной подготовки, как признались юные экскурсоводы, им пришлось узнать массу информации, которую они готовы рассказать свободненцам на лекциях и во время просмотра репродукций.
- С каждым разом находить контакт с людьми становится всё легче, - отмечает Анастасия. - Приходит понимание, какая нужна подача для групп или для отдельного человека. Это очень интересный опыт для нас.
Каждый день с 10 утра до 19 часов вечера, кроме понедельника, девушки проводят по четыре экскурсии и мастер-класс для школьников.
Экскурсии, словно уроки истории. Картины, представленные тут, затрагивают важный этап от революции до Второй мировой войны.
- К этому периоду в искусстве незаслуженно относятся с пренебрежением. В своих картинах художники делали акцент на социальную природу человека. Основная тема советского искусства - человек как часть общества, - отмечают студентки.
Каждый раз, словно в первый, очень интересно девушки рассказывают о каждой картине. К примеру, теперь мы знаем, что на знаменитом полотне «Оборона Севастополя» Александра Дейнеки для центральной фигуры моряка с противотанковой гранатой позировала девушка-физкультурница. Мужчины в это время воевали по-настоящему.
Многим горожанам особенно полюбилась картина «Письмо с фронта» Александра Лактионова. Школьники отмечают, что писали по ней сочинение, однако, как она создавалась, узнали только на экскурсии. Сначала эта картина должна была называться «Встреча», однако потом художник поменял его, и картина принесла ему мгновенную славу. Позировали художнику родные и близкие. Изображённые на картине мальчик и девочка - это дети Лактионова.
На картине Юрия Пименова «Женщина в гамаке» тоже изображён близкий ему человек - супруга. В своей героине он передал собирательный образ всего советского народа, который отдыхал после трудовых будней. Эту картину часто сравнивали по манере написания с «Бульваром Капуцинов» Клода Моне.
У некоторых картин имеется свой возрастной ценз - 12+. В их числе картина «Фашист пролетел» Аркадия Пластова, где изображён погибший мальчик. Работа была написана в 1942 году и рассказывает о трагедиях Великой Отечественной войны. Когда смотришь на эту картину, создаётся впечатление, будто всего лишь минуту назад ребёнок беззаботно пас коров и играл с собакой, и вдруг его жизнь резко оборвалась. Смерть пришла с вражеского самолёта, который оказался тут совершенно случайно. Мальчик стал невольным свидетелем и поэтому был убит.
Это настолько мощная и одновременно трагическая работа, что в своё время Сталин отвёз её на Тегеранскую конференцию. Рузвельт и Черчилль, посмотрев картину, несколько минут просто не могли говорить. В тот момент был открыт второй фронт, во многом предрешивший ход не только Великой Отечественной, но и всей Второй мировой войны.
Как признались студентки, вечером в съёмной квартире у них хватает сил лишь на отдых, и ни на какие вечерние прогулки по городу они решиться не могли. А вот в свой первый выходной они побывали в Благовещенске. Также до отъезда они планировали посетить памятные места и музеи нашего города.
После работы в Свободном они выразили желание поехать и в следующий город - Белогорск. Но перед этим они вернутся на восемь дней в Москву. Девушки признаются, что очень соскучились не только по дому, но и по... настоящей горячей воде! В Белогорске их рабочий день на выставке будет на целый час длиннее. Впрочем, во всех городах выставки работают до восьми вечера, только в Свободном это время на час сокращено - после семи здесь уже не работает общественный транспорт.
Девушки поделились своими впечатлениями о работе. Особую радость им доставляет общение со школьниками.
- Количество ребят в группах, конечно, превышает наш лимит, ведь краски и другие материалы точно рассчитаны, но мы выходим из положения и с удовольствием продолжаем обучение. Мы учим ребят, чтобы они в своих картинах старались не просто изображать предметы и людей, но и выражать свои чувства, эмоции. У многих это получается очень интересно.
Перед тем как выступить в роли преподавателей, девушкам пришлось два месяца посещать занятия, изучать специальную методику. Организаторы отмечают, что эти мастер-классы созданы в первую очередь для тех детей, у которых нет финансовой возможности заниматься в художественной школе. После двухчасового занятия, поужинав, студентки по скайпу разбирают каждую работу с автором методики из Москвы Людмилой Мальцевой.
- Если из 900 детей, которых мы планируем охватить, хоть один станет настоящим художником - это победа нашего проекта, - отмечает Эва Борисовна Рухина. - В нашей стране осталось очень мало настоящих художников, к сожалению, это сегодня не выгодная работа. Мы хотим пробудить интерес к картинам. Перед тем как приступить к созданию своей картины, дети пишут сочинение «О чём говорит картина».
Всего во время выставки тридцать детей города Свободного приняли участие в конкурсе «Моя картина», в течение двух недель студентки проводили в стенах Дома культуры мастер-классы с участниками конкурса. Итоги этих занятий можно будет увидеть на выставке конкурсных рисунков в фойе ДК Лазо в воскресенье с 14 до 18 часов. Детские работы будут выставлены прямо на мольбертах. После закрытия выставки, созданные участниками рисунки отправятся на конкурс в Москву, где отборочная комиссия выберет победителей. Два юных победителя из нашего города получат призовые поездки на творческую смену в МДЦ «Артек».
Фото Анны Казаковой.
Вот вам и независимый, незашоренный взгляд на уютность проживания в городе — по горячей воде соскучились, общественный транспорт не ходит, сходить вечером некуда, да и опять же неначем — из-за отсутствия общественного транспорта. Выходной, вполне оправданно, предпочли провести в Благе.
В конкурсе по регламенту должно было участвовать по 15 человек в младшей и старшей возрастной группе, всего 30 человек. Отдел культуры администрации города (ДШИ) и Управления образования (школы Белогорска) подали заявки на 40 человек, то есть в каждой возрастной группе было по 10 человек из обычных школ и по 10 человек из ДШИ (каждая группа была увеличена на 5 человек, чтобы разместить всех записавшихся). До финального занятия доучились только 27 детей, то есть 13 детей перестали посещать мастер-классы. К сожалению, большинство мотивированных детей учатся в ДШИ, почти все они сделали в финале конкурсные работы. Хотя возможности на старте у всех были равные. Все материалы были предоставлены организаторами, недостающие мольберты взяты в школе, занятия проводились с каждым ребенком.
Да… Судя по фото здесь практически все школьники из школы искусств. Очень жаль, что другие ребята, которые действительно не имеют возможности учиться художественной грамоте, оказались далеко от такого шанса. Нельзя было доверять образованию самим отбирать претендентов.
вот какое впечатление о свободном увезут с собой студентки-практикантки? позорище, даже горячей водой не смогли обеспечить, что уж там говорить о развлечении во внеурочное время? девчонки ноги боятся переломать на наших пыльных буераках, вот и едут в более-менее приличные города, где присутствует хоть что-то, напоминающее цивилизацию, как та же блага