Августовская коллегия Свободненского района была посвящена вопросам транспортного обслуживания и потребления топливно-энергетических ресурсов. В заседании под председательством исполняющей обязанности главы района Э.С. Агафоновой приняла участие начальник отдела организации транспортного обслуживания автомобильным транспортом министерства транспорта и дорожного хозяйства Амурской области Н.Н. Щитова.
Начальник отдела жизнеобеспечения М.Т. Петров выступил с информацией о транспортном обслуживании сёл района. Прозвучали данные о том, что за органами местного самоуправления были закреплены 14 пригородных и межмуниципальных регулярных автобусных и таксомоторных маршрутов общего пользования межмуниципальной маршрутной сети области.
На сегодняшний день в Свободненском районе перевозками пассажиров занимаются три индивидуальных предпринимателя и МУП «Муниципальная колонна № 1», которые обслуживают 6 пригородных и 2 межмуниципальных маршрута общей протяжённостью 1068,8 километра. Были названы и временно не обслуживаемые маршруты: № 126 Свободный - Бардагон, № 129 Свободный - Источный, № 132 Свободный - Новоивановка, № 134 Свободный - Рогачёвка, № 575 Свободный - Гуран, № 576 Свободный - Климоуцы.
Как пояснил М.Т. Петров, это вызвано тем, что на обслуживание этих направлений не подано ни одной заявки, что объясняется убыточностью маршрутов. На маршруты № 128 Свободный - Зиговка, № 573 Свободный - Буссе, № 579 Свободный - Талали ни одна заявка не соответствовала требованиям и условиям конкурсной документации. В итоге конкурс был признан несостоявшимся, и администрация района заключила договоры на обслуживание пригородных и межмуниципальных автобусных маршрутов общего пользования без проведения конкурса на срок до шести месяцев.
Были упомянуты и нелегальные перевозчики, «крадущие» пассажиров, а соответственно и прибыль у «официального» транспорта. Для борьбы с незаконным предпринимательством проводятся внезапные проверки на автобусных маршрутах с участием представителей полиции, автодорожного надзора, налоговой инспекции и глав сельских поселений. На осуществляющих незаконную перевозку лиц было составлено три протокола.
По окончании доклада было предоставлено слово и главам поселений. Прозвучала жалоба от имени желтояровцев на обслуживающего индивидуального предпринимателя, который, как было озвучено, выиграл конкурс, но условия не выполняет. Пассажирам не хватает мест, а обещанный более вместимый и комфортабельный автобус так и не появился на линии. Кроме того, имеют место и регулярные отклонения от маршрута. В ответ прозвучала информация о том, что указанный маршрут у администрации на контроле и при следующем объявлении конкурса на обслуживание желтояровского маршрута будет внесено обязательное условие - работа автобуса вместимостью не менее 20 мест. Пока же пассажиров возит «Газель».
Звучала и проблема отдалённых сёл, где редко бывают, а то и не появляются автобусы. Часто ездят в город гуранцы, буссевцы, но для них добраться в центр очень сложно, не хватает опять же пресловутых мест, кто-то уехать просто не может. Да и на холод в автобусах в зимний период люди тоже жалуются...
Выгодно или невыгодно возить людей, всё же вопрос второстепенный. В ходе обсуждения все согласились с тем, что люди не виноваты в том, что их родные сёла находятся на удалённых расстояниях от города. Н.Н. Щитова, в свою очередь, отметила, что правительством сделан ряд шагов, направленных на улучшение сложившейся ситуации. В том числе идёт речь о совмещении рентабельных и нерентабельных маршрутов. «Убыточные» маршруты Нина Николаевна предложила всё же называть социальными, и остановка движения по ним недопустима, даже если в населённом пункте проживает пять человек.
Администрации района было предложено пересмотреть и совместить рентабельные и нерентабельные маршруты, а перевозчикам рекомендовано обратить внимание на готовящийся к выходу проект постановления о компенсации части затрат по лизинговым платежам до 50 процентов в случае приобретения ими новых автобусов. Как ожидается, это нововведение будет запущено в работу в 2013 году.
Фото: газета «Зейские огни», Анна Прудникова.