Имя учителя русского языка и литературы новгородской школы, поэтессы Н.Н. Губановой внесли в энциклопедию «Одарённые дети - будущее России» в номинации «Учитель». Накануне Международного женского дня состоялась наша беседа.
- Надежда Николаевна, кто предложил вашу кандидатуру для энциклопедии?
- Инициаторами выступили члены школьного научного общества. Надо отметить, что научно-исследовательский поиск - это давняя школьная традиция. На базе нашего образовательного учреждения существует научное общество, которым до недавнего времени руководила Л.В. Иванникова. Так что процесс за эти годы чётко отлажен. Они отослали мои разработки, исследовательские проекты, сопроводив соответствующей рекомендацией. Для меня эта новость стала полной неожиданностью. Уведомление о моём номинировании пришло осенью. Сама я каких-либо заявок в адрес оргкомитета энциклопедии не отсылала. Впрочем, для того, чтобы получить энциклопедию, мне пришлось за неё заплатить. Я отослала в адрес оргкомитета 6000 рублей. Стала ждать результата. И вот когда начала думать, что попалась на лохотрон и «плакали мои денежки», пришла посылка. А в ней медаль «За вклад в развитие образования», удостоверение к ней (всё как положено - со свидетельством и номерами) и шикарная энциклопедия. Большая книга с красочными иллюстрациями на отличной бумаге
- Расскажите подробнее о своей научно-исследовательской работе.
- На протяжении ряда лет я веду литературную исследовательскую работу с учащимися. Мои воспитанники – постоянные участники научно-практической конференции «Человек в современном образовательном пространстве». Она ежегодно проходит в Благовещенском педуниверситете во время весенних каникул. На неё съезжаются учащиеся из образовательных учреждений области и представляют научно-исследовательские проекты на разнообразную тематику. Прошлой весной мои воспитанники выступали в секции «Филология и языкознание». В работе этой секции также участвовали историки, страноведы, языковеды, филологи и так далее.
В 2007 году мы представляли исследовательский труд Евгении Мащенок «Владимир Иванович Даль» и заняли II место. Сейчас Женя студентка факультета журналистики Амурского госуниверситета. В 2008 году честь школы защищала Валентина Кафтайкина. Её работа «Опыт этимологического словаря фамилий учащихся новгородской школы». Девушка провела серьёзное исследование происхождения фамилий. В результате Валентина «обошла» 27 претендентов и завоевала III место. А в 2009 году мы подготовили и защитили на районной конференции школьных научных обществ работу «Топонимика Свободненского района». Исследование проводила семиклассница Юлия Мугалипова - изучала происхождение названий сёл Свободненского района. Её труд удостоился I места. В марте мы поедем защищать проект на областной конференции.
- С чего начинается разработка проекта? Это ведь не так просто для школьника – исследовательская деятельность.
- Всё начинается с определения темы. Насколько она актуальна, интересна и руководителю, и учащемуся. Сначала я присматриваюсь к ребёнку, оцениваю его способности и желание заниматься исследовательской работой. Вообще считаю, что для школьника очень важно уметь работать с литературой, анализировать прочитанное, сопоставлять полученную информацию и делать выводы. В целом это чрезвычайно кропотливый процесс и для руководителя, и для ребёнка. К примеру, работая над опытом топонимического словаря, пришлось совместно пересмотреть много литературы в библиотеках, поискать информацию в Интернете, ещё раз внимательно изучить географический словарь Амурской области. Потом мы составили картотеку сёл, а после классифицировали. Докапываться до сути - процесс увлекательный и приносящий практическую пользу. Самое главное - ребёнок приобретает навыки научного исследования, что обязательно пригодится ему в дальнейшем обучении. Кстати, я частенько практикую на уроках литературы опыт научного исследования программных произведений. К примеру, одно из занятий посвятила теме «Кулинария Гоголя на страницах его произведений».
- Ваши ученики блистают на конференциях. Ну, а на вашем счету есть такие проекты?
- В 2009 году я участвовала в региональной научно-практической конференции «Лосевские чтения». Тема моей работы «Амурская басня: традиции и новаторство». А весной 2010 года на Всероссийской научно-практической конференции я представила проект «Развитие творческого потенциала учащихся» (впоследствии опубликован в сборнике научных работ).
- Вы не только педагог, но и автор стихов и басен. У вас издано несколько книг и есть публикации в СМИ. Как вам это удаётся: преподавать, вести научную деятельность, заниматься творчеством?
- Это моя жизнь. Всё вышеперечисленное мне интересно и тесно взаимосвязано. В процессе преподавания вместе с детьми я ежедневно делаю маленькие открытия. Потом они находят своё отражение в исследовательских проектах. Люблю наблюдать за окружающей меня действительностью, все события пропускаю через себя. Потом мои мысли, чувства и переживания трансформируются в стихотворные строки.