Что такое социум? Как научить детей обходиться без конфликтов? Какие педагогические технологии выбрать для развития речи детей на разных уровнях обучения? Эти и другие вопросы были в центре внимания педагогов Новоивановской школы, принявших активное участие в Методической декаде, которая стала в школе традиционной формой освоения передового педагогического опыта.
Методическая декада в нашей школе проводится ежегодно и включает проведение открытых мероприятий (уроков, занятий внеурочной деятельностью в различных формах). Открытые мероприятия (мы их проводим до начала уроков, чтобы все смогли посетить урок) дают как опытные педагоги, так и молодые специалисты, недавно пришедшие в школу и начавшие осваивать азы методики. Заканчивается Методическая декада семинаром, где мы с коллегами обсуждаем актуальные проблемы обучения, обмениваемся опытом, анализируем увиденное, намечаем пути совершенствования практики обучения и воспитания детей в условиях внедрения новых образовательных стандартов.
Январские морозы немного сдвинули сроки проведения декады, но не отменили её. На этот раз тема для разговора была выбрана не просто актуальная – животрепещущая: «Развитие речи учащихся как условие успешной социализации».
А ведь права министр образования О.Ю. Васильева: наши дети разучились не только пересказывать текст, но и читать без ошибок и искажений. И сочинение итоговое в 11 классе, и новая форма экзамена в 9 классе (итоговое собеседование) – меры необходимые, хотя и запоздалые: система работы по развитию речи учеников за последнее десятилетие разрушена до основания, и что-то надо с этим делать. Любой словесник подтвердит: читать дети перестали, сочинения пишут «из-под палки» - какая уж тут социализация? Отсюда и конфликты в детском социуме, и трагедии, широко освещаемые СМИ…
Программа нашей декады, как обычно, была насыщенной и, как мне кажется, надолго запомнится не только педагогам, но и детям. Одни «Рождественские колядки» чего стоят! Праздник удался, это очевидно. За час игры дети, одетые в русские народные костюмы, успели побывать в роли «гостей» и «хозяев», школа наполнилась весёлым звоном голосов колядующих.
Потом чередой пошли уроки. Учитель 1 класса Р.С. Толокова на уроке окружающего мира организовала дискуссию о роли собаки в доме. Дети с удовольствием делились впечатлениями от общения с четвероногими любимцами, вспоминали пословицы о животных, узнали много нового об их подвигах.
Урок О.Н. Назаровой, учителя истории и обществознания, по теме «Социальная сфера общества», несомненно, был самым ярким. Восьмиклассники не просто знакомились с предметными понятиями – учителю удалось подвести детей к важнейшим выводам о сути конфликтов в социуме, о том, как надо и не надо общаться со сверстниками.
Для Ольги Викторовны Переваловой, учителя изобразительного искусства и технологии, открытый урок ИЗО в 5 классе по теме «Древнегреческие вазы» стал дебютом, а для её коллег – открытием начинающего учителя. Как в любой профессии, мастерство приходит не сразу. Главное – любить то, чем занимаешься. И тогда уроки станут «уроками жизни», а общество станет добрее…
Фото предоставлено школой.
Учитель МОУ Новоивановской СОШ
Вот так вот детей учат правильной речи, умению не создавать и разрешать конфликты, нормам морали и т.д. А потом дети вырастают, получают образование, приходят работать …. а там ни грамотной речи, ни норм, ни морали… и начинается внутриличностный конфликт.